Канатоходцы Медниковы: «Чтобы зритель хотел ещё!»

В ростовском цирке в рамках программы «Пусть всегда будет Солнце» проходят выступления канатоходцев Медниковых. После представления мы встретились на манеже с руководителем программы Фатимой Гаджикурбановой и ее коллегой Валентином Зосичем. В это время труппа традиционно проводила мастер-класс хождения по канату для детей.

Фатима: В Ростове публика театральная, здесь кричат «Браво» как в Большом Театре. Когда такой прием, как в Ростове – хочется взять и отработать еще раз! Мы отдаем зрителю свои эмоции, а обратно за свой труд получаем уже от них. Вот почему мы в благодарность за все в каждом городе после завершения выступлений и проводим такой бесплатный мастер-класс для детей. Мне очень приятно, что дети попробуют походить по канату. Очень важно крепко держать ребенка: нога с каната может легко соскочить.

Фатима и Валентин, расскажите, о чем думают канатоходцы во время исполнения трюков?

Фатима: Я живу музыкой и всегда настолько погружена в образ, что в момент хождения по канату ни о чем больше не думаю, потому что боюсь пропустить музыкальный акцент, – рассказывает Фатима. – Я выработала до автоматизма свои трюки и ощущаю каждый такт, знаю, в какой момент руку выбросить, в какой плащ скинуть.

Валентин: Во время номера у тебя полная концентрация и кураж. Просто знаешь, что сейчас твой трюк и стараешься быть аккуратным. Ни о чем конкретном в этот момент не думаешь – у нас все отточено до автоматизма. При выполнении номера я всегда смотрю на конец каната.

Как вы стали заниматься канатоходством?

Фатима: Я канатоходец в пятом поколении, родилась в цирковой семье. Мой дедушка ходил по канату в дагестанском ауле, а отец был артистом киевского, а потом московского цирка. У меня семь сестер и мы рождались во время гастролей, все в разных городах. Естественно, все мы начинали работать с папой.

Валентин: В цирк попал в 18 лет благодаря моему знакомому – пошел, чтобы заработать денег.  Но уже через неделю понял, что никуда уже не уйду. На манеж в первый раз на манеж в качестве дрессировщика пони. Затем я занимался джигитовкой, жокейкой и акробатикой, и вот теперь – канат.

Фатима, как Вы развили навыки для хождения? 

– Меня учил отец, и уже в 5 лет во время декады Дагестана я выступала в Кремлевском дворце съездов. Правда, я капризничала и для того чтобы выйти, просила, чтобы нашли две куклы – мне и младшей сестре, которой тогда было 2 года. А вообще мне были интересны разные жанры – я работала и с медведями, и в воздухе. Когда кто-то получал травму или заболевал, я говорила «Возьмите меня, я все делаю!».

– Ваши сестры до сих пор работают в цирке?

– Нет, они ушли на пенсию, однако  все в отличной форме, и если бы они захотели, могли бы работать дальше. У моей младшей сестры с мужем свое шоу в «Планете Голливуд» в Лас-Вегасе – они работают с животными.  Они соединили вместе железную дорогу Дурова, куклачевских кошек и многое другое, сделав прекрасное театральное цирковое шоу.

– Правда ли, что Вас приглашали выступать за границей? 

– С первым мужем, Александром Медниковым, мы работали в США и в Японии. Однако потом Саша получил травму, упав с лестницы, и более 13 лет пролежал в коме. Он умер, не приходя в сознание… В память о нем мы называемся «Канатоходцы Медниковы» и номер, который показываем, посвящен ему. Те трюки, которые Саша делал 38 лет назад – двойное сальто и пируэт – сегодня делает Константин. Он второй и на сегодня единственный исполнитель в мире. Костя работает на канате 5 лет, а Валентин чуть меньше – 4 года.

- Сложно ли постоянно переезжать? Выматывает ли это?

Фатима: Цирк так затягивает!.. Тот, кто вступил в цирк и пожил в нем, уже не может излечиться! У каждого из нас дом на колесах – у меня есть и микроволновки, и гриль, и даже переносной кондиционер. Для меня важно иметь свою подушку и пледы.

Валентин: Сейчас иногда посещают мысли осесть где-то. Но я уже привык к цирку, к переездам и на одном месте мне надоедает.

Много ли времени уходит на тренировки и репетиции?  

Фатима: Я работаю по схеме, которой меня научил мой папа и держу в команде очень строгий режим. Работа на канате – серьезная и опасная. Мы репетируем шесть часов в день.  Сначала два часа тренируется Константин, потом Валентин полтора часа только бегает, не входя в площадку. Это на упражнение на выдержку, так вырабатывается баланс. Наш номер длится 17 минут, у нас 12 трюков, они разнообразные и сложные. Каждые из них мог бы быть финальным.  Нельзя не держать режим! Почему советские хоккеисты и гимнасты были первыми? Из-за строгости режима, они  не позволяли себе расслабиться.

– Валентин, что самое сложное в том, чтобы научиться ходить по канату?

– Понимание опасности. С другой стороны, она манит.

Что заставляет Вас идти вперед? 

- Важен сам выход. Когда у нас длительный отпуск, скучаешь по манежу, адреналину. Даже когда просто выходишь к зрителю, внутри уже все закипает.  Каждую секунду ты в образе, ты все время начеку, ведь на тебя все внимание, здесь некуда спрятаться, нет времени посидеть и подумать.

– Расскажите о номере, который смогут увидеть зрители ростовского цирка.

Фатима: Ростов-на-Дону – второй город после Саратова, где мы представляем наш номер под музыку из оперы «Кармен».  Даже через час после выступления у меня бывает высокий пульс, от 90 до 100 ударов, чего не было при выступлении в нашем классическом варианте. Я – артистка, которая работает под музыку, для меня важно уложиться в нее, и «Кармен» меня очень сильно эмоционально вдохновляет, я живу этой музыкой. Мне хочется, чтобы зрители увидели не просто цирковой номер, а маленький театр.

Кем был придуман такой образ?

– Продюсером шоу Олегом Чесноковым – он придумал идеи всех номеров, которые вы сегодня увидели. Он мне сразу сказал «Ты – Кармен!». Мне не очень хотелось переходить на этот вариант, так как привыкла к нашей классической версии. Я всегда восхищалась Майей Плисецкой и думала, что может когда-нибудь у меня получится этот образ, но эти планы ушли в долгий ящик. Ведь на мостках очень сложно проявить себя! Но на уже на третьей репетиции я поняла, что это мое! И судя по публике, которая кричала «Браво», нам это удалось и все получилось.

– Вы сказали, что номер длится 17 минут, но ощущение, будто он проходит гораздо быстрее, на одном дыхании…

– Вот это и важно для нас, когда зритель наслаждается выступлением, хочет еще и еще!

 

Увидеть выступление труппы канатоходцев Медниковых в ростовском цирке можно до конца ноября

 

Михаил Кругликов 

Фото автора

 

 

 

 
Статья прочитана 704 раз(a).
 

Оставьте свой отзыв!