Эти дети не боятся уколов. На моих глазах пятилетний парнишка улыбался в момент инъекции. Ребенок не чувствовал боли — он представлял, что игла втыкается в подушку и не достигает тела… Обычно больные диабетом живут в постоянной зависимости от инсулина. В московском центре «Эйдос» они зачастую вообще обходятся без уколов. Диабет лечится с помощью ярких образов.
Игорь Матюгин, директор «Эйдоса», и его единомышленники уже давно занимаются целительством различных заболеваний с помощью образов. Но вот с диабетом, считающимся практически неизлечимым, работать не приходилось. Заняться этой болезнью заставил случай.
— В школе слепых, где я учил детей развивать образную память, — рассказывает Игорь, — были и больные диабетом. И однажды выяснилось, что у них в результате занятий значительно понизился уровень сахара в крови. Это было ошеломляюще неожиданно — коррекция диабета стала как бы побочным эффектом развития образной памяти.
Игорь знал, что эндокринологами выявлена зависимость между уровнем сахара в организме и психическим состоянием человека. Частые встречи и беседы с больными диабетом это подтвердили: он просил вспомнить что-нибудь хорошее из детства, а им приходили на память тяжелые и грустные воспоминания. При этом резко подскакивал процент сахара. Оказалось, что моменту заболевания часто предшествовала какая-то личная драма или стрессовая ситуация…
Маленький братишка Алены Смирновой упал с берега в реку. Девочка испугалась, плакала несколько дней. Через неделю врачи поставили диагноз — диабет. Юле Васильевой в лифте угрожали ножом — от сильного испуга у нее повысился сахар. У Наташи Уваровой своя горькая история. Учительница повысила на нее голос: «Ты почему все время хамишь мне? Я тебе покажу! Подойдешь ко мне после урока, мы с тобой разберемся». Девочка дрожала все 45 минут, потом вышла к доске и упала в обморок. Вскоре у нее развился диабет.
Игорь Матюгин на собственном опыте знал, что спортсмену достаточно только подумать о предстоящих соревнованиях — и у него тут же поднимается сахар. Однако стоит ему представить отдых на зеленой лужайке, как уровень сахара понижается. Эти факты натолкнули на мысль: нельзя ли механизмом воображения управлять целенаправленно?
— Вместе с медиками мы предложили больным диабетом поработать с простым образом: закрыть глаза и на внутреннем экране постараться увидеть пятно любого темного цвета, — рассказывает Игорь Матюгин. — Необходимо увидеть, как это пятно постепенно светлеет, уменьшается, наконец исчезает совсем. И когда человек свободно манипулирует пятном в своем сознании, мы убеждаем его, что с постепенным исчезновением этого образа сахар в организме будет понижаться. И — удивительное дело! — он действительно понижается практически у всех. А у тех больных, которые способны создавать более яркие образы, это происходит гораздо быстрее. Причем эффективность лечения не зависит от степени заболевания, его тяжести и времени болезни.
Лечебный сеанс длится 20—30 минут, и за это время человек расслабляется, медитирует, отдыхает — проходят стрессовые переживания, успокаиваются нервы, нормализуется гормональный фон. Положительные эмоции быстро приводят к желаемым реакциям организма. Исчезает сухость во рту, тяжесть покидает голову и руки, состояние необычайной легкости овладевает телом. К тому же перед глазами постоянно находится прибор, фиксирующий малейшие изменения в крови. И размер пятна-образа начинает прочно ассоциироваться в сознании больного с уровнем сахара. Со временем больной самостоятельно контролирует продолжительность лечебных сеансов.
— Один из самых эффективных способов тренировки воображения, — рассказал Игорь, — умение ярко вспоминать свое детство. Заниматься лучше перед сном или утром, в состоянии дремоты. Попробуйте вспомнить самый радостный день во всех подробностях. Таких воспоминаний очень много, и они никогда не надоедают. Важно только, чтобы с каждым разом достигалась более глубокая стадия погружения в детство. Это возможно лишь при ежедневных тренировках. Так, тринадцатилетний Вадим Челобитиков, занимающийся в центре, может понижать сахар до нормы в любое время и в любом месте. Он не обращает внимания на шум транспорта или гвалт школьных перемен.
Мир детства — удивительный, сказочный мир, и попасть туда с помощью своей памяти может каждый человек. Но при этом нужно научиться вспоминать только приятные, радостные события и уничтожать, стирать из памяти горькие — как бы переделывать их в своем воображении. А добиться этого человеку, и тем более ребенку, не составит особого труда — достаточно представить себе добрую волшебницу, фею из сказки, и она, взмахнув волшебной палочкой, быстро решит проблему.
Как поступает ребенок, когда не может справиться с непосильной реальностью? Он уходит в мир сказки — свой естественный и привычный мир. Вот только жаль, что мы, взрослые, жестоко и бездумно выключаем его из этого прекрасного мира грез. В век технократии мечтатели и фантазеры не нужны никому. «Не сочиняй!» — часто обрываем мы гневным окриком безудержный полет детской фантазии. В детских садах и школах учат прежде всего считать и логически мыслить, и правое полушарие мозга, отвечающее за образно-интуитивную деятельность маленького человека, начинает отставать в своем развитии от левого, рассудочного.
А уж последствия бывают самыми страшными и непредсказуемыми. И диабет — только одно из таких последствий. Но победить заболевание можно — вновь вернув человека в мир сказки!
Татьяна АБРАМОВА, журнал «Путь к себе», 10-11 за 1992 г.