Ранее я писал про учебу на первом, втором и третьем курсе минского медуниверситета. Сегодня расскажу о второй половине своей учебы (4-й, 5- и 6-й курсы) на лечебном факультете. Она гораздо более спокойная и размеренная. Посещение деканата, оказывается, — это совсем не страшно.
Начиная с 4-го курса, меняется сам принцип учебы. До третьего курса включительно предметы изучались на протяжении целого семестра по 2-4 академических часа каждую неделю, чередуясь с лекциями. Начиная с 4-го курса, учеба происходит по циклам. Это значит, что в течение семестра на освоение каждого предмета отведено по несколько дней подряд по 4-5 астрономических часов учебы ежедневно. Если экзамен в конце курса, то в следующем семестре будет еще один цикл с тем же или отличающимся числом дней.
Учеба по циклам имеет свои преимущества и недостатки. Теперь мы меньше мотались по городу (в течение дня нужно только на 5-часовое занятие по предмету и на 2-часовую лекцию). Поскольку предметы были клинические, кафедры с аудиториями для студентов располагались по всему городу в разных больницах. Сложность заключалась в том, что на первое занятие цикла ни в коем случае нельзя было опоздать, иначе можно не найти свою группу и потом долгое время блуждать по незнакомой больнице в поисках учебного кабинета. Мобильников у студентов тогда еще не было (первый телефон появился в нашей группе только на 6-м курсе), пейджеров (односторонняя связь) тоже были считанные единицы.
Еще одна особенность учебы на циклах — разобщенность студентов. У разных групп один и тот же цикл идет в разное время. Если предмет серьезный или после него сдается дифференцированный зачет с оценкой, как на экзамене, то студенты готовятся и учатся. Но учится только эта группа. Остальные гуляют, ведь этот цикл у них уже прошел или еще впереди. Учиться, когда другие однокурсники валяют дурака, психологически намного тяжелее. В этом плане мне больше нравилась учеба на первых 3 курсах, потому что у всех зачеты и семинары проходили в течение одной недели, и студенты из параллельных групп допоздна учили тоже самое, что и ты, в ужасе думая, что ничего толком не знают.
Самая большая проблема во время учебы на 4-6 курсах — мотивация. Постоянно учить теорию надоедает. Преподаватели также не всегда стремятся заинтересовать студентов своим предметом. На старших курсах, в отличие от младших, почти нет ежедневных опросов и проверок домашнего задания. Поэтому лишь малая часть студентов по вечерам читает учебную литературу. Некоторые откровенно валяют дурака, проводя время у телевизора или читая художественные романы (интернета у нас тогда не было). Отдельные студенты устраивались подрабатывать в больницы.
Не избежал проблем с мотивацией и я. Несмотря на то, что мне всегда нравилось учиться, на 5-6 курсе учеба надоела. Запись лекций начала казаться пустой тратой времени. Какой смысл писать то, что должно быть в цифровом варианте? Теперь я больше слушал, записывая только самое интересное. К концу 6-го курса один лишь виду лекционной аудитории в течение 10 минут навевал на меня «крепкий здоровый сон». В сочетании с голосом лектора это время сокращалось до 5 минут, ведь мало кто из преподавателей способен сделать из лекции шоу в стиле Жириновского. Чтение учебной литературы также склоняло меня ко сну очень быстро.
Учиться помогали несколько вещей:
- чтение свежеизданных и толково написанных учебных книг. Когда в университетской библиотеке выдают учебную литературу, изданную 10-12 лет назад, я понимаю, что изучать «мертвецов» мне совсем не хочется. Зато недавно напечатанный учебник с большим количеством схем и рисунков я с удовольствием любил читать. Хотя бы для внутреннего ощущения того, что этот предмет ты усвоил. Особенно много картинок было в переводных зарубежных учебниках.
- посещение медицинских выставок. О них я писал раньше, повторяться не буду. Скажу лишь, что к окончанию вуза я лучше всего разбирался в тех болезнях и лекарствах, информацию о которых собирал на выставках.
- неплохой стимул к учебе может дать работа (подработка) на скорой и в отделениях интенсивной терапии в качестве среднего или младшего медперсонала. Там можно проверить свои знания в реальных ситуациях, ведь лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз прочитать. Далеко не каждый студент за время учебы сможет увидеть приступ бронхиальной или сердечной астмы, поставить диагноз внутричерепной гематомы. В отделениях реанимации можно увидеть ИВЛ, назоинтестинальные зонды, переливание крови, много всевозможных анализов в динамике при тяжелых состояниях, выучить дозировки и формы выпуска основных лекарственных препаратов. От нас обычно не требовалось рассказывать лечение с указанием дозировок, поэтому дополнительные знания могли произвести на окружающих студентов такой же эффект, как небрежно вынятый из кармана Apple iPhone 3G. Главное — соблюсти баланс между интересом к учебе и достаточным количеством времени на нее.
- Еще очень стимулировало интерес к учебе чтение иностранных медицинских журналов. На 4- и 5-м курсе можно было бесплатно дополнительно изучать английский со сдачей экзамена в конце обучения (оценка учитывалась как экзамен в сессию). Как обязательный предмет иностранный язык изучается на 1- и 2-м курсе со сдаче дифференцированного зачета в конце. На старших курсах можно учиться дополнительно. Я старался, но слабо представлял себе, где впоследствии реально пригодится моя корочка переводчика медицинской литературы. Однако факт остается фактом: после чтения ведущих англоязычных медицинских журналов мне хотелось читать профильную учебную литературу на русском.
Медуниверситет отличается от других вузов тем, что здесь обычно учатся 6 лет, и только стоматологи — 5 лет. Здесь нет курсовых и дипломных проектов. Зато на каждой клинической дисциплине к концу цикла надо написать учебную историю болезни. Она отличается от обычной не всегда нужными подробностями. Это в своем роде подготовка студентов к большому объему писанины при работе врачом. На написание каждой истории болезни примерно тратится один вечер, если писать от руки.
После 5-го курса студентов лечфака делили на 3 потока, учитывая средний балл и их пожелания. Сложнее всего было попасть на субординатуру в качестве акушеров-гинекологов, чуть проще — в качестве хирургов. А на терапию брали всех. Впоследствии механизм распределения студентов несколько усложнился (подробнее).
Учеба на 6-м курсе отличается полным безразличием и ожиданием «дембеля». Зимней сессии вообще нет, средний балл на весенний семестр берется из оценок по летней практике, сданной еще в сентябре. На 6-м курсе мало кто учится. Большинство «выезжает» на знаниях, полученных за первые 5 курсов. Некоторые устраиваются подрабатывать медсестрой или медбратом.
На 6-м курсе в университете ко Дню студента открылся первый компьютерный класс с бесплатным доступом в интернет (линия 256 кбит/с на 14 компьютеров). Учитывая общую дороговизну интернета в Беларуси (тогда был только dial-up), подарок ректората можно сравнить только с запуском алкоголика на вино-водочный склад. Я был страшно рад, что интернет не появился в вузе на год или два раньше, потому что пришлось бы делать тяжелый выбор между сайтами и учебой. Впрочем, через пару месяцев почти ежедневного сидения в интернете «алкоголику» стало гораздо легче. Благодаря alma mater я посмотрел много разных интернет-страниц, что в конечном счете пригодилось при создании этого блога.
Конец зимы и первая половина весны 6 курса у всех проходила в хлопотах о распределении (о своем я немного писал ранее).
Подводя итог, можно сказать, что учеба на 4-6 курсах куда больше похожа на обычную студенческую жизнь, чем первые 3 курса. Главная проблема — недостаток денег. Хотя, по моему субъективному мнению, с развитием интернета в этом плане стало проще. Современные студенты с трудом представляют себе учебу без компьютеров и мобильников. А я с трудом представляю себе учебу без ксерокса. Как подумаю, какой объем расписаний, заданий, вопросов и ответов приходилось переписывать студентам 25-30 лет назад, охватывает тихий ужас. И вспоминаю постоянную очередь в дневное время к университетскому ксероксу (не самому дешевому, кстати).
Последние месяцы 6-го курса прошли в ожидании выпускного (где? с кем? почем? когда?), изготовления общей фотографии и государственных экзаменов (я расставил по степени важности). На «госах» неудовлетворительную оценку все равно вряд ли поставят.
Как вы думаете, был ли я очень счастлив, получая диплом? Нет, самым счастливым человеком я был, когда сдал сессию после первого курса. После шестого курса особой радости я не испытывал — впереди была новая, неизвестная жизнь и большой груз ответственности.
Спасибо за ваши потрясающие статьи и за сайт в целом! Узнал много из того, что мне еще только предстоит! Сам учусь на втором курсе Ижевской Государственной Медицинской Академии (Россия, Удмуртская республика), недавно закрыл зимнюю сессию… Радости нет предела. Я вот что хотел спросить: есть ли смысл стремиться на первых 2-3 курсах устроиться работать в больницу с целью набраться опыта или же все же лучше это делать чуть позже, имея определенный запас теоретических знаний? Сейчас нас учат только общим практическим навыкам, типа уколов и т.д.
Раньше 5-го курса, думаю, никуда устраиваться не стоит. Сперва надо получить теоретические знания. Все равно после каждого курса будет практика, где при желании всегда можно набраться опыта.
Во время моей учёбы самая большая проблема была с учебниками. Кроме того, что они в подавляющем большинстве были старыми, их остро не хватало на всех. А ездить в библиотеку из дома как то не вызывало удовольствия (это более часа на трамвае). Свободного времени было очень мало, т.к. занятия начинались с 8 утра и почти каждый день до позднего вечера (с переездами, разумеется). Купить мед. книги было очень сложно из-за крайне малых тиражей. Иногда в магазин поступало всего несколько экземпляров. Ни о каком ксероксе разговор даже и не шёл. Ведь этот «буржуйский» аппарат позволяeт очень быстро печатать прокламации. А купить пишмашинку м.б. только по разрешению! И ведь не так давно это всё было абсолютно реальной жизнью! Я считаю, что несмотря на все финансовые трудности, работать студент не должен, по крайней мере первые 4 года. Сейчас объём знаний настолько велик, что переработать его человек физически не в cостоянии. А что можно усвоить после тяжелого рабочего дня?
Насчет ксерокса. У меня тетка работала на ИВЦ, и там был КСЕРОКС. Я был очень выгодный приятель
С книгами были проблемы, но я жил в 5 минутах ходьбы от библиотеки, так что особого напряга в доступе к знаниям у меня не было.
Автор не упомянул еще один серьезный недостаток «цикловой» системы обучения на 4-6 курсах. Меня это очень сильно доставало и раздражало.
Подавляющее большинство циклов очень короткие 1-3 недели. Часто, конце 2-х недельного цикла идет экзамен. Это очень быстро. У студента нередко возникает ситуация, когда по объективным причинам учиться невозможно. И если при сессионной системе можно наверстать упущенное, расставив приоритеты, то при «цикловой» системе это невозможно. Приходится рвать с места в карьер.
Побочный эффект подобных событий — очень многие важные предметы проходят мимо тебя.И хотел бы, да не сложилось. В результате банальное день рождения у соседа по комнате имеет довольно тяжелые педагогические последствия, в виде различной степени геморроя на экзаменах.
Еще один нюанс. На кратких циклах программой не предусмотрено времени на подготовку к экзамену. То есть, еще вчера у вас было практическое занятие, а сегодня экзамен. Подготовиться, даже если захочешь не сможешь. Напрягает дико и имеет «дикие» последствия для зачетки. У всех моих знакомых, очень умных людей, по этой причине были неудовлетворительные оценки в зачетке. Когда отличная сессия разбавлялась двойкой из-за принципиальности некоторых профессоров. Так мне поставили два балла по акушерству с формулировкой — «молодой человек, этот вопрос вы не имеете права не знать. Свободны». Хотя я ответил на два вопроса из трех, но с гестозами, по вышеописанным причинам, не срослось. Менее азартные и более амбициозные просто платили, дабы нивелировать эффект рулетки.
Спасибо за комментарий. Экзамены у нас были только в период сессии. Из того, что мы сдавали сразу после цикла, припоминаю разве что дифференцированный зачет по туберкулезу, но и там были лазейки в виде написания научной работы для студенческой научной конференции с выставлением оценки «автоматом».
Это абсолютно законно. Никаких экзаменов в промежутке между сессиями быть не должно. Другое дело, что дифзачёт иногда превращался в экзамен… Вообще, катастрофически увеличивается количество информации, и всё запомнить абсолютно нереально. Если ты какое-то время не смотрел в интернете, то чувствуешь, что отстал, так быстро появлятся новое.
Увы, но у нас экзамены и дифзачеты были сразу после цикла. Это плохо, но не самый худший вариант. Цикловая система хороша, но при этом, содержит кучу недостатков. Экзамены одни из них.
Как ни сдавай, а все равно выходит раком. Сразу после цикла — не успеваешь подготовиться, в конце — успеваешь все забыть.Я не представляю, как можно сдавать предмет, когда серьезный цикл у тебя был в начале семестра, а экзамен. в конце. И когда последнее упоминание о предмете, по известным причинам, ты слышал полгода назад.
Докторишко, если пара месяцев после экзамена является большой проблемой, то как насчет практической работы врачом, когда экзамен в вузе сдан НЕСКОЛЬКО лет назад?
Информация, естесственно, имеет свойство забываться. Но для чего книги и всемирная библиотека — интернет?
Спасибо вам большое! очень всё интересно и очень нужно для меня)))) это почти «справочник по выживанию в БГМУ»)))))) много дельных советов) Спасибо ещё раз!
К цикловой системе необходимо привыкнуть… и недостатками ее является то, что только ты сдал экзамен тебе нужно бежать в библиотеку , что бы занять там очередь и получить книги на следующий цикл… потом мчаться домой и садиться учить новую тему… очень тяжело делать это после экзамена… хочеться хоть денек отдохнуть…
Спасибо за мемуары. Поддерживаю своего студента в трудной учебе, а Вы поддерживаете меня
Спасибо за этот блог. Теперь я знаю что будет в мед университете, куда я хочу поступить.
И теперь это не темный лес. Я сделала для себя выводы.
Сейчас в медвузе сделали как в техническом вузе на 6 курсе в мае нужно защитить дипломную называется НИРС, но требования написаны к дипломной работе не было печали, госпитальная хирургия, травматология в январе + госы+ аккредитация тяжко стало учиться. В итоге даже если получишь диплом ,но это лишь бумажка сможешь ли найти работу и работать за такую мизерную работу, везде в хороших местах требуют опыт работы другой вопрос. Лишь бы эта бумажка приносила радость ,а не наоборот пылилась на полке и вызывала печальные воспоминания, так как работать придется вовсе не врачом
Нет ли у кого либо рекомендаций, что можно подарить студентке 3 курса (будем считать, что четвертого — третий уже на исходе) из книг? Тут упоминался дефицит в советское время, а сейчас такой избыток литературы, что не медицинский родитель теряется. А подарить разных книг хочется (на первых курсах ей хорошо зашли атласы и справочники — более яркие и современные, чем библиотечные).
Ответ автора сайта:
Здравствуйте! Прочитал вашу статью 2010-го года за несколько дней до начала моего 4-го курса в 2023 году Интересно было узнать отличия циклового обучения от обучения на 1-3 курсах в медицинском, поэтому искал разнообразные статьи. Очень понравилась ваша статья, но про телефоны и электронику читать спустя столько лет было весьма удивительно) А так, конечно, обрадовали — обстоятельный разбор и четкое расписывание всего по пунктам. Спасибо вам за такую качественную статью!