В последние 4 месяца жить стало намного интереснее. Если раньше я мог не заглядывать на новостные сайты несколько дней подряд (было неинтересно), то сейчас внимательно читаю новости и аналитику каждый день. Периодически попадается очень занятная информация, которой решил поделиться здесь. Однако сперва предложу подумать на двумя задачами.
Задача про Линду
Линда — энергичная женщина 30-35 лет. Она может не моргнув глазом опрокинуть стакан самогона и произнести тост не хуже коренного грузина. Также ее бесят любые проявления дискриминации и возбуждают демонстрации в защиту африканских носорогов.
Вопрос. Какой вариант вероятнее:
- Линда — кассир в банке;
- Линда — кассир в банке и феминистка?
Определитесь для себя, какой ответ вы выбираете и переходите к следующей задаче.
Задача про авианосец
В холодном океане тонет большой авианосец с 600 моряками на борту. Вы получили сигнал SOS, но можете отправиться на их спасение только на одном из двух кораблей:
- быстрый крейсер, вмещающий 200 моряков. Вы гарантированно успеете, но спасете только 200 человек.
- медленный броненосец, вмещающий всех, но есть 50% вероятности, что к прибытию броненосца весь экипаж авианосца утонет.
На каком корабле вы поплывете спасать моряков?
Надеюсь, вы уже выбрали ответы для задач. В 2002 году Нобелевскую премию по экономике впервые получил психолог. Его звали Даниэл Канеман (Daniel Kahneman). Нечто подобное было ранее только 2 раза — в 1974 и 1994 году. Тогда Нобелевскую премию в области экономики получили математики. Что же революционное смог предложить Канеман?
Даниэл Канеман, родился в Израиле, живет в США.
Канеман пришел к выводу, что человеческими поступками (а значит, экономикой и историей) руководит не столько разум, сколько человеческая глупость и что большинство поступков людей иррациональны. То, что люди с гонором и придурью, было известно во все времена, но Канеман экспериментально доказал, что нелогичность поведения людей закономерна, и показал, что ее масштабы слишком велики. Нобелевский комитет признал, что этот психологический закон находит прямое отражение в экономике.
Экономисты согласились, что высшая награда по экономике присуждена психологу вполне справедливо, найдя в себе смелость признаться, что несколько столетий они парили мозги друг другу и всему человечеству, ибо несколько упрощали и идеализировали нашу жизнь, считая, что люди в своих товарно-денежных отношениях действуют разумно и взвешенно.
Какие же остроумные эксперименты провел Канеман? Они описаны в книгах «Психология прогнозирования» (1973), «Принятие решений в условиях неопределенности» (1974), «Теория перспектив: анализ принятия решений в условиях риска» (1979), «Принятие решений и психология выбора» (1981).
Возвращаемся к нашим задачам, которые были предложены американским студентам математического факультета. В задаче про Линду более 70% студентов выбрали 2-й вариант, потому что предварительное описание Линды соответствовало их представлениям о феминистках, хотя оно не имело отношения к делу и носило отвлекающий характер. Правильный ответ — 1-й. Студенты математического факультета, изучавшие теорию вероятностей, знали, что вероятность наступления простого события (Линда — кассир) выше вероятности наступления составного (Линда — кассир и Линда — феминистка). Другими словами, общее количество кассиров больше, чем количество кассиров-феминисток. Знали, но клюнули на удочку.
Вывод: человеческие стереотипы легко затмевают трезвый рассудок.
Задача про авианосец еще интереснее. 72% студентов выбирали вариант с быстрым крейсером. На вопрос, почему они выбрали его, студенты отвечали, что если плыть на крейсере, то гарантированно выживают 200 человек, а в случае с медленным броненосцем, возможно, все погибнут — не могу же я рисковать всеми моряками!
Другой группе студентов вопрос задачи сформулировали иначе. «У вас есть два варианта по спасению вышеупомянутых моряков. Если вы выберете крейсер, то ровно 400 из них погибнут, а если броненосец, то опять-таки 50 на 50 (все или никто)». При такой формулировке 78% студентов выбрали уже медленный броненосец. На вопрос, почему они это сделали, обычно давался такой ответ: в варианте с крейсером гибнет большая часть людей, а у броненосца есть неплохие шансы на спасение всех.
Как видите, условие задачи по существу не изменилось, просто в первом случае был сделан акцент на 200 выживших моряков, а во втором — на 400 погибших, что одно и то же.
Каково же правильное решение? В случае с броненосцем вероятность спасения 0.5 нужно умножить на 600 моряков, получим, что броненосец может спасти в среднем 300 человек. А быстрый крейсер спасет лишь 200. 300 > 200, поэтому, если отложить эмоции в сторону, спасать авианосец нужно на броненосце, так в этом случае по теории вероятности можно спасти больше людей.
Выводы:
1) люди хотя и много знают, но мало умеют пользоваться знаниями на деле. Напомню, задачи давались студентам, которые были хорошо знакомы с теорией вероятности.
2) человека больше впечатляют потери, чем достижения.
Вот еще одно наблюдение Канемана.
Посетителя, входящего в кафе, встречает официантка: «O, наконец-то, к нам пожаловал 1000-й посетитель! Вы получаете приз — чашку с голубой каемочкой.» Посетитель принимает неожиданный подарок с натянутой улыбкой, думая, куда бы пристроить подарок. Через несколько минут к посетителю снова подбегает официантка и извиняется, мол, произошла ошибка, и вы у нас — 999-й, а 1000-й — вон тот вошедший инвалид с тростью, после чего хватает чашку и убегает с криками: кого я вижу и т.д. Наш посетитель начинает беспокоиться: э!, ээ!!, ЭЭЭ!!! Ты куда?! Вот, зараза! — его раздражение нарастает до уровня бешенства, хоть чашка нужна ему не больше, чем весло в пустыне Сахара.
Вывод: степень удовлетворения от приобретения меньше степени огорчения от адекватных потерь. Люди готовы воевать за свой карманный грош и менее склонны нагибаться за рублем. (Я готов подписаться под каждым словом.)
Вместо послесловия.
При принятии решений выбор людей не всегда продиктован трезвым рассудком, а зачастую инстинктами, эмоциями или тем, что принято называть интуицией (выводами на недостаточных основаниях). Как правило, когда люди в жизни принимают интуитивные решения на недостаточных основаниях, то если угадывают — запоминают их и ставят себе в заслугу, а если ошибаются — валят на обстоятельства и забывают. А потом говорят: я всегда полагаюсь на интуицию, и она меня никогда не подводит!
Хоть люди и умеют теоретически на бумаге интегрировать и оперировать котангенсами, практически же в жизни склонны только складывать и вычитать и обычно не идут дальше умножения-деления.
Бывшие отличники в школе частенько — двоечники в жизни. Профессоры и академики знают постулаты Бора, законы Менделя и теорию квантовых полей, а на деле могут быть банкротами в простых предприятиях, полными профанами в элементарной психологии общения и несчастными в браке.
Иррациональность людей такова, что они охотней верят в то, что знают ответы на любые непознаваемые вопросы и отказываются признавать очевидность того, что на деле не видят дальше собственного носа.
Эх, не зря Канеману дали Нобелевскую премию. Читая, как 2-3 января минчане сметали с прилавков магазинов сразу по несколько холодильников и дрались за последнюю микроволновку, я еще раз убедился, что разум движет людьми в последнюю очередь. Когда первый шок от девальвации белорусского рубля прошел, народ потянулся магазины, безуспешно пытаясь сдать бытовую технику обратно, хотя на самом деле в период кризиса надо было скупать крупу, муку, соль, спички, керосин. Настоящий кризис в Беларуси даже не начинался…
(Статья подготовлена по материалам сайта www.orator.ru).
Психология — наука интересная. Хотя в институте на нее отводится всего пару занятий.
Лично я узнал о девальвации вечером 1.01.09. Но удержался переводить рубль в ненужный товар. А нужный не смог придумать. Ну а крупу на годы закупать, вроде не война…
Не знаю по теме ли то, о чем расскажу. Но все- таки интересно знать.
Провели в одном университете эксперимент. Договорились профессор и 9 студентов оценить психологию любого выборочного студента, который не знает о том, что он участник этого опыта.
Профессор выбирает желающих из аудитории , т.е. 9 своих+ 1 чужой.
Становятся в ряд. Чужой последний. Условия опыта простые ( на теорию вероятности) — из мешка достают шары ( белый или черный) и нужно вслух назвать цвет.
Но предварительный договор заключался в том, что все называют противоположные цвета. И когда очередь доходит до последнего «чужого» участника эксперимента, то и он тоже глядя на черный шар — называет белый цвет, по аналогии с остальными. Не знаю как это называется, но очень показательно.
Спасибо, интересная статья!
Статья отличная! Думаю, принципиально нового ничего профессор не открыл, просто он первый не побоялся заявить об этом вслух ))) В любом случае — эта премия заслужена им на 200%
doctor, это известный в социальной психологии отпыт, такое поведение у последнего в ряду называется комформным. Само явление — конформизмом.
я бы поступил иначе а именно назвал черный шар черным.
1) Профессор сообщил об этом не первый. Разве что в контексте экономики.
2) Всё равно, в случае с броненосцем, есть 50% вероятность гибели всей команды. Т.о. безопаснее — крейсер, поскольку, спасено 200 человек будет _гарантированно_.
Условие задачи неполное. Всё зависит от того, что требуется: спасти максимальное число людей, при вероятности потери, или спасти разумное число людей (200).
2FY
Камрад, а спасать вот этих вот 200 из 600 человек ты как будешь?
по росту построишь и 2х их трех будешь убивать?
То, что я не дал правильного ответа в первом вопросе, меня просто убило. Из справедливости второго следует справедливость первого, а обратное не выполняется. А так как вероятность первого больше, то и ответ очевиден – позор мне как студенту математического факультета (
2FY
Так как речь идет об экономике и рациональном поведении ее субъекта, то второй ответ бесспорно верен. Так как доходность броненосца 300% (600/200 – отношение прибыли к затратам), а риск 150% (300/200 – отношение дисперсии мат ожидания прибыли к затратам). Инвестирование жизней моряков в броненосец гораздо выгоднее (так как мат ожидание прибыли больше затрат, и соотношение риска и прибыльности способствует инвестированию), чем без рисковый, но абсолютно не прибыльный крейсер.
Посылать надо оба судна! Будет спасено 200 + 400/2 = 400. Вероятность спасения тихоходным судном будет более 50%, так как в число 200 можно отобрать наиболее слабых и сбросить оставшимся что-либо, помогающее спастись.