11 июля 2008 года в белорусскоязычной газете "Звязда" вышло интервью с разработчиками новой системы оплаты труда в медицине. Предлагаю статью здесь в переводе.
В Беларуси разрабатывается новая система оплаты труда работников здравоохранения. При этом нововведение имеет сразу несколько целей — «привязать» зарплаты к результатам работы, вернуть в отрасль высококвалифицированных специалистов, избавиться от теперешней практики лишних переработок, и в конце концов, повысить само качество медицинских услуг. Впрочем, подробнее об этом — в нашей беседе с директором Научно-исследовательского института труда Министерства труда и социальной защиты Светланой Васильевной ШЕВЧЕНКО.
— Среди медиков популярна такая шутка: если работаешь на ставку, то есть нечего, а если работаешь на полторы ставки, то есть некогда. Насколько она соответствует действительности?
— К сожалению, в этой шутке есть большая доля правды. Статистика свидетельствует, что в апреле средняя зарплата белорусского врача составляла около 1128 тыс., а работника среднего медицинского персонала – 655 тыс. рублей. На первый взгляд, цифры кажутся не самыми плохими, особенно если взять во внимание решение о повышении зарплат работникам отрасли в июле. Однако необходимо отметить – не в последнюю очередь подобные результаты получаются за счет увеличения интенсивности работы. Иначе говоря, теперешние показатели зарплаты в большей ступени формируются за счет дополнительных ставок, «лишних» дежурств, переработок.
Законодательство определяет, что из-за специфики и сложности работы медики имеют право на сокращенную рабочую неделю. Но мы сделали анализ и пришли к неутешительному выводу, что на деле продолжительность работы тут значительно превышает норму. Скажу даже больше: по количеству отработанных часов каждым «средним» работником медицина уступает только одной отрасли – сельскому хозяйству.
И причина тут очевидна. В ситуации, когда работа врача при нормальной нагрузке «стоит» меньше, чем работа низкоквалифицированного рабочего в промышленности, большинство медиков стремится «набрать» зарплату за счет увеличения объемов работы. А в свою очередь это отражается на качестве медицинского обслуживания.
— Сразу возникает вопрос: есть ли здесь выход?
— Выход в изменении самой системы оплаты труда медицинских работников, и основным в этой системе должен стать принцип – более высокая зарплата за более сложную работу.
Мы внимательно изучили зарубежный опыт и констатировали, что в Европе последние полстолетия при строительстве системы оплаты обязательно проводится предварительная оценка сложности труда работников. Подобную работу в рамках инновационного проекта начал и наш институт. Во-первых, при оценке сложности планируется учитывать такие факторы, как квалификация, уровень образования, стаж, ответственность за принятие решений относительно пациента, материальная ответственность, сложность решаемых проблем, ступень коммуникационности, санитарно-гигиенические условия труда, сложность работы. А во-вторых, необходимо принять во внимание: работа на одной и той же должности существенно отличается в разных типах медицинских учреждений.
Дальше схема выглядит примерно так. На основании этой оценки все должности медицинских работников есть намерение объединить в группы с примерно одинаковым уровнем оплаты труда. В целом таких групп может быть 12-13, в том числе 8-9 — для врачей. Если вспомнить, что сейчас те же врачи «отличаются» всего на 1-2 тарифных разряда, мы обеспечиваем большую дифференциацию в зарплатах в зависимости именно от сложности работы.
Но главное даже не это. Предполагается, что каждая из групп по оплате труда должна соответствовать не какому-либо одному конкретному значению тарифного коэффициента — для каждой группы нужно заложить «вилку», интервал зарплаты с определенной нижней и верхней точкой. Причем медики на одной и той же должности должны распределятся по этому интервалу в зависимости от качества своей работы.
В итоге введения интервалов исчезнет необходимость искать дополнительную нагрузку. Каждый представитель охраны здоровья должен увидеть: теперешние или даже большие деньги можно получать без совместительства и переработок, а на одном месте и в нормальном режиме работы. Словом, станет выгодно зарабатывать не объемами, а снова таки качеством. При этом в выигрыше тут должны оказаться не только медики, а все граждане Беларуси — в конце концов, уровень помощи в поликлиниках или больницах определяет и продолжительность жизни, и показатели смертности, и демографическую безопасность страны в целом.
— Какой будет разница в оплате в границах одного интервала?
— Пока называть конкретную разницу в оплате еще рано, этот вопрос изучается, к тому же каждая группа медработников будет иметь свой диапазон. Мы считаем, что разбежка между нижней и верхней планкой должна быть не менее 30 процентов.
— Кстати, насчет минимальной планки. Можно ли сказать, что оплата труда по ней будет меньше чем теперешние показатели?
— Однозначно. Ни один из медработников (независимо от того, в какую группу он попадет) не должен получать меньше, чем теперь и к тому же — при нормальной нагрузке.
— Уточним: получать не меньше с учетом сегодняшних доплат, повышений и надбавок?
— В новой системе мы предлагаем отдельно оставить только доплаты, определенные Трудовым кодексом (за работу в выходные дни, в сельской местности, в ночное время и т.д.) и другие компенсационные выплаты – скажем, за работу в зоне радиационного загрязнения. Соответственно, все остальные доплаты за специфику и особенность работы (повторюсь: без снижения общего размера зарплат) войдут в тарифную часть. Это сделает структуру работы более прозрачной. И, кроме того, даст еще один плюс, потому что не будем забывать, что тарифная часть зарплаты – это часть гарантированная. А она у медработников станет более важной.
— Один из интересных нюансов. Кто будет определять, отнести работника к верхней или нижней планки интервала заплат?
— Это должно определятся комиссией по месту работы. Причем, чтобы исключить вероятность субъективности, мы разработаем определенную систему оценочных показателей для каждой должности и каждого типа медицинских учреждений, а в свою очередь в медучреждении будет вестись учет продуктивности работника.
— Известно, что одна из проблем теперешней медицины — недостаток кадров. Часто эта проблема решается благодаря совместителям. Не приведет ли новая система оплаты, когда совместительство потеряет привлекательность, к усложнению ситуации?
— Мы рассчитываем, что новая система оплаты позволит удержать на своих местах теперешних работников, привлечь новых людей, а также вернуть в отрасль специалистов, которые покинули ее раньше. И надеемся, именно таким образом будет решен вопрос «незакрытых вакансий».
— Так когда в медицине может начать работать новая модель зарплаты?
— Наш институт разработает новую модель в этом году, дальше, в первом полугодии следующего года она обязательно должна пройти апробацию в медицинских учреждениях, необходимо, чтобы нововведения поддержало Министерство охраны здоровья, необходимо разработать соответствующую документацию. Поэтому назвать конкретную дату можно условно – возможно, это будет 2010 год.
— И последнее. Какова вероятность того, что практика оплаты в связке со сложностью работы будет введена и в других бюджетных отраслях?
— Такая вероятность существует. Однако для этого необходимо разработать свою методику оценки сложности работы, скажем, отдельно для того же образования, культуры и других отраслей.
Сергей ГРИБ, газета Звязда.
============
Мой комментарий.
Приятно, что в государстве более серьезно занялись проблемой оплаты труда медиков. Правда, такого соотношения зарплат врачей и средней зарплаты, как в США, все равно не будет.
Вряд ли новая оплата труда, которая будет принята не раньше 2010 года (зачем так долго?), решит проблему недостатка врачей. Вернутся в медицину немногие, пока есть более перспективные отрасли. Если, конечно, зарплаты медработников не вырастут сразу вдвое или втрое. C другой стороны, если все медработники будут работать ровно на ставку при новой оплате труда, кадровый голод только усилится.
Когда я был маленьким, то верил и ждал, когда же наступит коммунизм. Теперь я вырос и в сказки не верю. То, о чем говорится в статье, я считаю полной ерундой по следующим причинам.
1. Я не верю, что у медицины есть впереди 2-3 года на раскачку. По моему мнению, вопрос должен решиться значительно раньше. Уже в этом году совместными усилиями Национальная Программа демографической безопасности и всеобщая диспансеризация катализируют развал медицины в кадровом вопросе, особенно на селе и на участке. И зарплата не является основной причиной. Основная проблема – статус врача опущен ниже плинтуса. И поднимать его никто не собирается. И о недостаточной нагрузке врача, и о 15 лет отработки мы слышали из Витебска.
2. Думать о системе оплаты, по которой слишком мало информации, пустое занятие. Но, отработав в системе 20 лет, знаю, что можно создавать дутые показатели, можно быть на побегушках у руководителя и премироваться по полной программе, а мнение пациентов все равно никто не будет учитывать. И медицина не производство деталей, где можно точно платить по труду, а поэтому оплата будет и по новыми принципам по прежним подходам.
Читаю ваш блог и вижу свои мысли. Стиль изложения, трактовка фактов, аргументация – создается впечатление, что писали с моих слов. Может не поверите, но еще до того как познакомился с вашим сайтом, решил попытаться повлиять на ситуацию в медицине через сайт «СБ», газеты учрежденной Администрацией Президента. Инициировал форум «Почему я не иду к врачу?», публикую рецензии на статьи по вопросам медицины. Сейчас висит статья « Дом , куда прилетают аисты» об открытии роддома в Витебске.
Извините, конечно, за использование некоторых ваших статей под ником «врач скорой помощи», но я считаю, что это для общего дела. Почитайте, может еще свои мысли добавите. Редакция «СБ» пока не печатает в газете. Но других вариантов нет. Только один человек может изменить ситуацию в медицине в настоящее время. «Капля камень точит». Подождем.
С уважением, Александр.
В принципе, я не против, когда мои статьи цитируют где-то еще. Но прошу в таких случаях как-то выделять цитату и указывать точный адрес страницы блога, с которой она была взята.
Некоторые вещи получаются вырванными из контекста, а цифры имеют свойство устаревать.
И желательно все-таки писать от своего имени, а не от моего.
Ну, вообще-то совместительство и сейчас не привлекательно, т. к. работать приходиться в 1,5 раза больше, а зарплата увеличивается на 20-30%
как-то не понятно…..не верится мне, что мы- медики будем получать больше…..
работаю на 1.25 и 25% за интенсивность…..600 тыс чуть получается….
Ага… и большинство еле-еле до 600 дотягивает… А чтобы в среднем по стране получить больше 1128 тыс. — это сколько же должен получать кто-то… Повысят тыщ на 20, а раззвонят, что на 200… Проходили уже… Обидно осознавать, что больше ничего не умею и соскочить некуда…
а мне вообще кажется что наша медицина в упадке и что бы что то изменить нужно кардинально поставить приорететы и пути направления развития в часности зависимость зарплаты от качества и вида предоставляемой услуги, расширить количество частной деятельности, внедрять новые технологии в мед.практику, а можно начать с реформ в самих мед. универах качество и методы обучения. Вывод: нужно вложить немаленькие финансы, что бы получить отдачу.
PS. уровень медицины — уровень здоровья нации и как можно говорить о хорошей жизни если этот показатель находится на низком уровне. Допустим в развитых странах врачи и учителя выделяются по своей значимости и влиянии в государстве по отношению к другим, ведь это основа хорошего успеха
Четыре года пролетело…
Как дела?
Что свершилось, что нет?
Чуствую, что Россию ждёт тоже, если не хуже.
Что нового за 4 года? Значительно увеличили набор в белорусские медвузы, обещая в 2013-2014 гг. устранить дефицит врачей (верится слабо). Еще значительно повысили надбавки за выполнение высокотехнологичных операций (итоговая зарплата врача получается в 2-3 раза выше средней по стране). А остальное по-старому.