В Минске открыт первый интеграционный АВА-класс для детей с аутизмом

«В школе есть предметы, которые мой сын очень любит, а есть и такие, которые категорически не любит. Сколько мы ни бились, математика ему не дается. Зато нравится английский язык, потому что у него прекрасная память и он быстро запоминает слова. А с этого года он неожиданно запел: начали брать индивидуальные уроки музыки, и оказалось, что Тимур имеет способности к пению», — говорит Ирина Дергач, воспитывающая сына-четвероклассника с диагнозом «аутизм».

Об этом ребенке была статья ранее: жизнь детей с аутизмом.

 

Не только давать знания, но и учить общаться

Ошибка — считать аутизм психическим расстройством или отсталостью в развитии. Это, скорее, особенность, которую пока не способны объяснить ни медицина, ни наука. Среди аутистов можно встретить людей, которые не могут самостоятельно есть, но безошибочно проводят в голове сложные математические расчеты. Отношение к таким «людям дождя» в нашем обществе пока неоднозначное, да и о самом диагнозе люди почти ничего не знают.

Поэтому, когда пришла пора отдавать Тимура в школу, о создании специализированных АВА-классов еще даже речи не было. Пошли учиться вместе с девочкой, которая слабо слышала: таким образом получился класс, в который попали двое особенных детей. Но, несмотря на такую попытку интеграции, проблеме аутизма там уделяется недостаточно внимания.

«Таким детям очень долго надо объяснять, казалось бы, обычные вещи: как вести себя, как обращаться к взрослым, как играть, налаживать отношения, вести диалог, — объясняет Ирина. — По программе с трудностями в обучении, куда попал мой сын, только один час групповых занятий с психологом в неделю. Очевидно, что этого недостаточно: ему нужны занятия наедине ежедневно. А в следующем году ему идти в пятый класс, и я не представляю, что будет. Пока ребенка вели один учитель и один дефектолог, все было хорошо. Когда же появится много преподавателей-предметников, начнутся проблемы, ведь каждому объяснить, что такое аутизм, сложно. Потому что с виду мой сын — абсолютно здоровый, резвый, болтливый мальчик».

Как считает Ирина Дергач, на этапе начальной школы самое главное — создать адаптированную под аутистов среду. Дефектолог и психолог должны не только давать знания, но и учить ребенка общаться. На ступени средней школы необходим тьютор — человек, который бы повсеместно сопровождал ребенка в школе.

«Когда мы шли в первый класс, родители одноклассников его побаивались. А теперь они говорят: «Вы перехОдите в пятый класс, вашего Тимура могут обидеть»», — говорит женщина. И отмечает, что согласно Кодексу об образовании, каждый ребенок имеет право на получение знаний. Учебное заведение выбирают родители. И именно учреждение образования обязано создать условия, которые соответствовали бы особенностям развития конкретного ребенка. Но в действительности, когда родители таких детей обращаются в детские сады и школы, им отвечают, что нет соответствующих специалистов и интегрированных классов.

 

Маленькими шагами — к великому делу

Но сейчас в этой сфере появляются положительные сдвиги. Много усилий на это направляет Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители», созданная два года назад. Организация представляет интересы белорусских семей, воспитывающих «аутят». Родителям, которые входят в группу, хоть и с определенными трудностями, но удается достучаться до чиновников и общественности. Одним из результатов деятельности организации стало открытие в 2013 году первого интеграционного АВА-класса на базе общеобразовательной средней школы № 5 в Минске. Это пилотный проект, который должен положить начало инклюзии детей с аутизмом в нашей стране, другими словами, помочь им полноценно включиться в общество. Особенность такого класса в том, что аутисты учатся вместе с обычными детьми, но при этом специально введены 0,5 ставки педагога-психолога и 1,5 ставки помощника воспитателя (тьютора). Правда, особых первоклассников, которые получили возможность учиться в АВА-классе, пока только трое — необходимый для интеграции минимум. При том, что даже официальная статистика сообщает: на 1 января 2013 года в стране зарегистрировано около 700 детей с аутизмом. Впрочем, есть еще неофициальные данные, согласно которым в Беларуси живет около 10 тысяч детей с таким диагнозом (из них 2000 — в Минске).

«Во всем мире проблема аутизма охватывает три ведомства: здравоохранения, образования и социальной защиты, — говорит руководитель МБОО «Дети. Аутизм. Родители» Татьяна Яковлева. — Аутизм — это не психиатрическое заболевание, это психосоматическое состояние, и основная доля ответственности по его коррекции приходится именно на систему образования. Международная практика показывает, что около 70% таких детей при должной психолого-педагогической поддержке в семь лет говорят и идут в общеобразовательную школу. Чем раньше специалисты начинают работать с проблемами коммуникации и социализации маленького аутиста, тем больше шансов у него стать полноценным членом общества».

Сейчас Беларусь стоит на пороге подписания Конвенции по правам людей с инвалидностью. В ней есть пункт, посвященный инклюзивному образованию. И сегодня родители маленьких аутистов видят выход именно во включении своих детей в общую систему получения знаний. Ведь пока многие дети с особенностями вынуждены оставаться на надомном обучении в четырех стенах, что не способствует их социализации.

Татьяна Яковлева сообщила, что в нынешнем году по инициативе МБОО «Дети. Аутизм. Родители» состоялось заседание Мингорисполкома с участием комитетов по здравоохранению, образованию и социальной защите, на котором было принято решение об открытии трех ресурсных центров по аутизму в Минске. В следующем году планируется открыть еще один адаптационный класс для детей-аутистов на базе средней школы во Фрунзенском районе.

«Но подготовка к школе должна иметь определенную базу, — отмечает Татьяна Яковлева, — потому Мингорисполком уже заложил средства на введение модели социализации наших детей в детском саду. Уже открылся ресурсный центр для аутистов при детском садике № 235».

Очевидно, что опыта по адаптации детей с расстройствами аутического спектра в нашей стране нет. Поэтому члены организации «Дети. Аутизм. Родители» перенимают зарубежные модели, в частности, американскую, которая считается передовой в этой сфере. Пользуются опытом коллег из России, приглашают специалистов из Великобритании. Большая же часть работы по адаптации маленьких аутистов приходится на волонтеров — неравнодушных людей, которые бескорыстно работают тьюторами, организуют связь с общественностью, создают сайты и делают много других вещей. Большую роль в волонтерстве играет православное братство Святого апостола Иоанна Богослова Минской епархии. Но, чтобы помочь детям, необязательно быть членом братства или какой-либо общественной организации. Делать добрые дела может каждый, достаточно просто иметь доброе сердце и открытую душу.

Диана Середюк.

P.S.: Во время подготовки материала стало известно, что министр образования Сергей Маскевич предложил нормативно закрепить термин «инклюзивное образование» в Кодексе об образовании.

10 декабря 2013 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2013/12/24781.html

Читайте также:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Напишите свой комментарий:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после ответа по e-mail (если ответ нужен и вы правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких минут до нескольких дней.

Отправляя комментарий, Вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с Политикой конфиденциальности сайта и даете свое согласие на сбор и обработку введенных Вами персональных данных.