Согласно новому британскому исследованию, алкоголь наносит организму больше вреда, чем героин или крэк. Оценка осуществлялась с точки зрения негативного влияния на человека и общество в целом. Во внимание брались потери, связанные с изменениями психического и физического здоровья, формированием зависимости, влиянием на криминогенную и экономическую ситуацию. Выяснилось, что алкоголь в три раза более вреден, чем кокаин и табак, а также чем другие наиболее распространенные наркотики.
В Беларуси никогда не проводились исследования, направленные на изучение вреда от употребления алкоголя. Однако в прошлом году начались работы в этом направлении. В начале будущего года на рассмотрение в Совет Министров будет представлен проект методики подсчета подобных потерь. Проект будет содержать около полусотни показателей, по которым можно будет раз в год или два оценивать потери, связанные с употреблением алкоголя в нашей стране.
По словам руководителя Центра мониторинга наркоситуации Республиканского научно-практического центра психического здоровья, кандидата медицинских наук Сергея Осипчика, алкоголь действительно более вреден, чем любые другие нарковещества по одной очевидной причине — широкой распространенности злоупотребления им. Причем такая картина наблюдается во всем мире. Почти в любой стране часть населения не просто употребляет, а злоупотребляет градусными напитками. Вместе с тем до 20 процентов людей в любой стране игнорируют подобное увлечение.
Здешние специалисты утверждают, что для Беларуси проблема пьянства и алкоголизма не более острая, чем для других стран. Большие проблемы имеют, например, Франция, Украина, Молдова, в которых развито виноделие в рамках отдельных домохозяйств. А в той же Украине и России хорошо развит еще и теневой рынок градусных напитков.
Примерно каждый пятый из числа тех, кто не отказывается от алкоголя, применяет его с вредными последствиями для себя и общества. Согласно Международной классификации болезней, злоупотребление алкоголем классифицируется по двум группам — хронический алкоголизм, или алкогольная зависимость, и употребление алкоголя с вредными последствиями. Последствия, или убытки, оцениваются как для индивидуума, так и для общества. Исследования-оценки проводились в США, Евросоюзе, Азии. В Советском Союзе однажды исследовали только производительность труда, которая, разумеется, снижалась в понедельник и пятницу.
Благодаря таким исследованиям стало известно, что во Франции 38 процентов расходов по больничным листам связаны со злоупотреблением алкоголем. В России 30-35 процентов затрат министерства внутренних дел связаны с травматизмом в результате преступлений и автотранспортных происшествий.
— Всемирная организация здравоохранения рекомендует отдельно оценивать потери при остром и хроническом употреблении, — объясняет Сергей Осипчик. — Хроническое злоупотребление приводит к серьезной потере здоровья. Выделяют около 40 диагнозов, смертность от которых так или иначе связана с алкоголем. Только если отравление алкогольным напитком или алкогольный цирроз связан с алкоголем на 100 процентов, то острый панкреатит, язвенная болезнь желудка, рак молочной железы, верхних отделов кишечника, губы, языка — примерно на 70… Злоупотребление алкоголем является существенным фактором риска ослабления здоровья. Вообще первые три места среди этих факторов выглядят следующим образом: первое — гипертоническая болезнь и сердечно-сосудистые проблемы, второе — алкоголь, третье — курение, причем нетрудно заметить, что все перечисленное тесно связано между собой.
Любое воздействие на человека рассматривается обычно с точки зрения макро— и микроэкономических затрат. В первом случае имеются в виду затраты, которые государство тратит на нейтрализацию вредных последствий, связанных, например, со снижением производительности, содержанием детей алкоголиков в интернатах, обеспечением работы наркодиспансеров, лечебно-трудовых профилакториев и т.д. Микроэкономические затраты — те, которые несут домашние хозяйства, непосредственно семья алкоголика, его ближайшее окружение, которое также существенно теряет здоровье в результате развития психосоматических болезней.
Существуют еще косвенные затраты, связанные с сокращением продолжительности жизни, инвалидизации, преждевременной смертностью. Вышеперечисленные позиции брались во внимание в отдельных штатах Индии и США, где подсчитывались доходы от продажи алкоголя и затраты, направленные на ликвидацию последствий после употребления алкоголя. Потери превышали доход в 5-6 раз.
«Алкоголь — не продукт питания, а органический растворитель, — говорит господин Осипчик. — Он растворяет липофильные, с высоким содержанием жира, мембраны клеток. В результате сокращаются защитные свойства клетки, ее возможности нормально работать. Это нужно усвоить в первую очередь. А далее необходимо проводить мониторинг связанных с употреблением алкоголя вредных последствий и искать рентабельные стратегии исправления ситуации. Сейчас это очень актуальное в мире направление работы. Грубо говоря, мы должны оказать воздействие на пять рублей, а получить эффект на двадцать. Когда-то сохранение здоровья казалось нам вторичным, на первом плане была экономическая рентабельность — промышленность, производство, производительность. Однако сегодня известно, что рентабельность проектов в социальной сфере не менее высокая, чем рентабельность проектов в промышленности. Скажем, в Британии учли, что 15 процентов людей никогда не распрощаются с наркотической зависимостью и поэтому создали пункты обмена шприцев, выдачи как метадона, так и героина, поскольку это способствует профилактике преступности и распространению ВИЧ-инфекции».
Светлана БОРИСЕНКО. Газета «Звязда», 16 ноября 2010 года.
Источник: http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=69346
Читайте также: