Сезон прививок от гриппа начинается в напряженной атмосфере, пишет польское издание Polityka. Никогда ранее в Польше не были настолько сильными антипрививочные настроения!
В прошлом осенне-зимнем сезоне прививку от гриппа сделали… менее 4 процентов поляков (четыре года назад было 7 процентов, потом — 5, затем — 4,5). Возможно, Польша превратится в европейского аутсайдера? Вполне вероятно. Недавно Высший административный суд вынес решение: санслужбы не вправе хоть каким-то образом наказывать родителей, которые не делают своим детям плановых прививок. Судьи, правда, заявили, что выносить наказание в этом случае уполномочены воеводы, однако для проведения контрольных мероприятий у тех нет ни соответствующих инструментов, ни кадров. Антипрививочное движение празднует победу и призывает родителей, которым ранее пришлось заплатить штрафы, подать запросы на прекращение дел и возвращение денег (сумма штрафа — от 100 до 1000 злотых).
В популярной польской телепрограмме «Репортерское расследование», которая затрагивала в прошлом году тему прививок, приглашенная в студию адвокат спокойно заявила, что «обязательная вакцинация напоминает принудительную советизацию 50-х годов». Антипрививочный бунт объединяет, с одной стороны, консервативных традиционалистов, а с другой — ориентированных на экологию либералов. «Мое тело создал Бог, оно само лечит себя и регулирует свои процессы, ни один человек не сделает это лучше Бога» — это кредо религиозных фундаменталистов мало отличается от «экологического» мировоззрения любителей натуральной медицины, которые верят в самоизлечение организма без поддержки каких-то химических и биологических средств.
Если говорить о медицинских аргументах противников вакцинации, то они у них скорее псевдонаучные. Один польский путешественник полагает, что после прививки «организм занят выработкой антител против ненужных болезней, а когда появляются другие инфекции, в иммунной системе остается только 15 процентов свободной мощности для борьбы с ними, поэтому привитые люди болеют гораздо тяжелее, чем те, кто никогда не прививался».
Дискуссия вокруг смысла вакцинации — не только экологический или религиозный спор. Это еще реакция на ошибки фармацевтического бизнеса и неудачи в маркетинге лекарств, которые в последнее время подорвали доверие к экспертам. Резкое падение количества привитых от гриппа произошло после ожесточенных споров вокруг приобретения вакцины против так называемого свиного гриппа в сезоне 2009-2010. И хотя на тот момент министр здравоохранения Эва Копач вышла победительницей из-под обстрела оппозиции, отказавшись приобретать крупную партию вакцины, вся эта шумиха не способствовала пропаганде такой формы профилактики.
«Антипрививочники» приводят обычно одни и те же аргументы. Во-первых, зачем прививаться от вируса, который был в прошлом году? Каждый год мировая организация здравоохранения на основе данных предыдущего сезона гриппа определяет наиболее вероятный тип вируса, его размножают, убивают и размещают в новых вакцинах. Во-вторых, если бы такая форма профилактики была эффективной, привитые люди не заражались бы такими инфекциями. В-третьих, не таится ли за всем этим сговор фармацевтических компаний и работодателей, которые хотят просто на нас нажиться и заставить работать? Хотя в том, чтобы переболеть гриппом, нет ничего страшного — достаточно взять больничный и полежать в постели…
«С подобными аргументами сложно вообще спорить, — отвечает сотрудник фонда «Институт профилактики инфекционных заболеваний» Павел Гжесевски. — Вакцина не может вызвать грипп, поскольку не содержит живых вирусов. Однако она не защищает от других инфекций, которые также могут вызывать кашель, насморк, синусит».
Действительно, прививка от гриппа не защищает на 100 процентов, и каждый из нас может оказаться в группе нескольких процентов людей, которые все равно заразятся. Но даже если нам не повезет, болезнь, скорее всего, пройдет легче, а также нам не будут угрожать опасные осложнения: воспаление легких, повреждения сердца, почечная недостаточность. Грипп — это не обычная простуда, а опасное заболевание, способное привести к летальному исходу (в прошлом, не самом напряженном сезоне от осложнений после гриппа в Польше умерло около 150 человек).
Эксперты предупреждают, что отказ от профилактики в скором времени может привести к резкому ухудшению инфекционной обстановки. Ничего, если бы это касалось только гриппа, однако если процент непривитых людей на конкретной территории превышает 10 процентов, инфекции снова начинают угрожать. Полиомиелит или дифтерию удалось победить благодаря тому, что массовая вакцинация охватила практически 100 процентов популяции. К сожалению, того же нельзя сказать о кори, коклюше, свинке, краснухе, прививаться от которых хотят не все. Сторонники «свободы выбора» игнорируют тот факт, что прививки защищают не только отдельного человека, но в первую очередь — общество, и именно поэтому становятся обязательными.
В то время как в Польше законодательство смягчают, в Австралии его делают жестче. Недавно там объявили, что родители, которые отказываются прививать детей, будут лишаться помощи, которая является формой налоговой льготы. Обеспокоенные эпидемиологи в Польше предлагают свое решение ситуации. Если никого нельзя принуждать делать прививки, можно ввести положение, по которому родители будут самостоятельно оплачивать лечение непривитого ребенка.
Польский календарь прививок устарел. Поскольку основное значение для властей имеет стоимость вакцин, которые финансируются из бюджета, а минфин сокращает расходы в том числе в здравоохранении, Польша начинает сильно отставать от других стран ЕС.
Подготовила Светлана Борисенко, 5 октября 2013 года. Источник: газета «Звязда»,
в переводе: http://zviazda.by/2013/10/17583.html
Читайте также: