Белорусы стали меньше играть свадеб и рожать, как показывает статистика. При этом в этом году статус «неблагополучная» получили 11,8 тыс. семей. А количество социальных сирот за последние пятнадцать лет увеличилось на 10 тыс. В этом году Генеральная прокуратура официально признала существование в Беларуси кризиса семьи.
В чем же причина существования такого явления в нашей стране? Каковы его последствия и возможные решения? Участники «круглого стола» «Семья — основа стабильности и развития общества и государства» предполагают, что причина лежит в глубоком духовно-моральном кризисе.
«С развалом личности наблюдается развал семьи, а с развалом семьи разваливается и общество»
— Когда я преподавал в Академии, прорабатывая источники и архивы, я случайно наткнулся на годовой отчет Тульской губернии начала столетия. У меня волосы стали дыбом. По губернии за год было два преступления, один развод и ни одного суицида. Вы представляете себе это? — говорит архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. — Давайте поднимем архивы Минской губернии, не думаю, что будет большая разница. Во время встречи с одной очень высокой особой по линии МВД я узнал, что теперь у нас в каждой области совершается столько преступлений, сколько десять лет назад совершалось во всей Беларуси. Какой большой скачок! А если мы сравним, например, 1903 год и конец XX века, то увидим, что также произошел стремительный скачок количества преступлений, особенно после Великой Отечественной войны. Историки, если обращают внимание на такую статистику, говорят, что такого не может быть. За сто лет такое изменение социума, если жизнь государства идет нормальным образом, невероятна. Сторазовое превышение этих показателей означает, что нечто катастрофическое происходит в обществе.
В чем причины? Так вот, в то время, когда была такая низкая статистика преступлений, в каждом большом городе на каждой улице стоял храм. В каждой деревне тоже был храм. Старый и молодой, каждый, начиная с малого возраста, шел куда? В храм Божий. Ребенок шел в храм: «Батюшка, я украл огурчик у дяди Пети». А батюшка: «Да ты что делаешь, разве так можно?» Старик пошел: «Я, вы знаете, вчера вот лишнюю рюмку выпил»… И пошел процесс воспитания. Была лечебница внутренней постройки человека. Она направляла его на верный путь, и после выстраивалась и политика, и экономика, и армия, и культура. Потому что был мир и порядок в душе каждого члена общества. От церкви строилось все в государстве. А после страна по инерции развивалась, и мы начали свершать великие дела. БАМ и т. д.
Религиозные мотивы — очень серьезные. Всякое государство имеет науку, искусство, мораль и право. И мы считаем это законным и бесспорным достоянием общества. А вот важнейший компонент духовной культуры нации и народа — религию — выбросили. И теперь наблюдается развал личности, с развалом личности разваливается семья, а с развалом семьи разваливается и общество.
«Практически во всех странах Европы существует система религиозного просвещения»
— Вычитал у известного культуролога Кнабе фразу «происходит процесс деприватизации семьи». В семью теперь может влезть кто угодно. От интернета до ювенальной юстиции, проблема которой сегодня широко обсуждается, — рассказывает Егор Довгялло, начальник центра международных связей и развития теологического образования Института теологии БГУ. — Как спасти семью в такой ситуации? Мы считаем, что это будут все-таки знания, христианское образование и воспитание. И обязательно это должно присутствовать в школах. Если этого не будет, если не будет возможности получить эту информацию, отрефлексировать, подумать, то любые призывы общества наподобие «надо не воровать, служить в армии» просто провиснут. Мне кажется, что Беларусь должна активизировать эту работу, провести дискуссию о том, как прийти в школы. Мы все-таки считаем, что такой курс не должен быть факультативным. Это должна быть дисциплина обязательная, но по выбору. Православные выбирают курс православной культуры, католики — курс, который читается с католическим акцентом, мусульмане — с мусульманским, иудеи — с иудейским. Но должно быть и что-то общее. Православные должны услышать и про католиков, и про мусульман. Если же есть родители или дети-неверные, они должны слушать светскую этику. Но, пожалуйста, если ты выбрал один из предметов, ты должен сдать по нему экзамен. По такому принципу существует система религиозного образования практически во всей Европе. Недавно мы проводили 16-ые Кирилло-мефодиевские чтения как раз на эту тему и там были чиновники из Украины, Финляндии, Литвы, Польши, Германии. Практически во всех европейских странах эти уроки преподаются, и никто не говорит про то, что церковь вмешивается в дела системы образования. Другое дело, что государство контролирует профессионализм этих преподавателей, а церковь в свою очередь контролирует, чтоб этот преподаватель проповедовал с точки зрения той церкви, которую он выбрал.
«Следует создавать центры семьи»
— Проработав пять лет в психиатрическом госпитале с тяжелыми подростками, как их называют, и пять лет в комиссии по делам малолетних, я считаю, что имею право говорить про эту проблему. Сегодня у детей, с которыми мне пришлось работать, состояние психического и психологического здоровья выражается фразой русского поэта Николая Добронравова — «землетрясение души», — убеждена Надежда Дробышевская, врач-психотерапевт, автор книги «Детская правда», член Республиканского общественного совета по морали. — Официально у нас в обществе нет определения семейного неблагополучия. Хотя дети мне четко сказали, что это семья без правил. Именно из этой семьи без правил выходят проблемы, с которыми сталкиваются и правозащитные органы, и работники социальных служб. В государстве существует более 10 структур, которые работают в системе профилактики. И не смотря на это, общество должно признать систему профилактики малоэффективной. Анализ труда этих структур показывает, что нет влияния на причину проблемы, происходит борьба с последствиями. А причина проблемы — в строке семейных ценностей и разрушении нормального благополучия семьи. Семейное благополучие в нашей традиции и культуре издавна обеспечивали четыре составляющие: родители, род, религия и культура. И в XX веке, когда состоялся слом вот этих четырех составляющих и когда стала государственная атеистская идеология, этим четырем составляющим начали строить замену — различные структуры. Почему нет эффекта? Потому что корни духовно-моральные. Тут происходит пересечение кесарева и Божьего. Государство владеет кесаревыми методами и пробует строить благополучие своими кесаревыми методами. Расформировывают школы-интернаты, вместо них будут новые детские деревни. Идет направление не на повышение собственной приемной многодетной семьи, а уклон на суррогатные формы замены семьи.
Когда я пришла в облисполком, увидела, что все законы есть. Про духовно-моральное воспитание сказано в Кодексе о браке и семье, в концепции государственной безопасности, в программе «Дети Беларуси». Там так и прописано — обеспечить духовно-моральное воспитание. А на практике получается, что слова есть, а дел нет. Мне кажется, что должны быть созданы и центры семьи. Возможно, при каких-то крупных храмах, где может работать священник, педагог и врач.
«Девушке надо прививать целомудрие, смирение, духовную и телесную чистоту»
— Где начинается воспитание? Оно начинается в семье. Когда создавался Институт в 1994 году, социальных сирот было 22 тысячи, а теперь их насчитывается 35 тысяч. Это при живых родителях, — говорит Лариса Черепанова, ректор женского института «Энвила». — Такие факты свидетельствуют, что семья, действительно, находится в кризисе. Этот систематический кризис говорит о потерянном моральном начале. Моральная составляющая — питает семью. Если идет воспитание девочки, девушки и женщины в ключе, что «все разрешено», то она те же ценности будет проповедовать и в своей семье. И мы видим это с экранов телевизоров. Девушке нужно прививать целомудрие, смирение, духовную и телесную чистоту. А теперь, извините, некоторые девушки не ругаются нецензурно, они нецензурно разговаривают. Вы представляете, какой это слом человеческого восприятия. И при этом девушка позволяет при себе также грязно ругаться.
Из своей практики скажу, женщина, которая не имеет чувства своего достоинства, которая ставит на первое место материальное благосостояние и карьерный рост, а на второе или какое-нибудь десятое место — семью, осуждена на несчастье. Она осуждает на несчастье и своих будущих детей. Когда я начинаю вести разговор с нашими девушками-студентками, я задаю им вопрос: хотите ли вы быть счастливыми? Все хотят быть счастливыми, но не знают как. И то, что сегодня молодежь на первое место в большинстве ставит не семью — это трагично. Но не нужно впадать в пессимизм. Важно действовать. Это и праздники семьи, разные семинары, лекции и т.д. Наш институт, например, имеет свой клуб молодой семьи. Когда каждый на своем месте, в своей семье будет толкать к осмыслению этой проблемы, я думаю, сдвиги будут.
Анастасия Занько, газета «Звязда». Опубликовано 1 июля 2010 года.
В оригинале: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=61729&idate=2010-07-01
Белорусская семья в цифрах
(По данным Национального статистического комитета Беларуси)
- 22 396 человек зарегистрировали брак в Беларуси в этом году за январь — май (на 587 человек меньше, чем за аналогичный прошлогодний период).
- 13 983 человек развелись (на 83 человека меньше).
- 43 292 детей родилось (на 1420 меньше).
- 35 тыс. детей являются социальными сиротами.
- 20,3 тыс. детей из 11,8 тыс. неблагополучных семей состояло на учете в органах социальной опеки на 1 апреля этого года.
- 33 тыс. женщин и 157 тыс. мужчин в Беларуси страдают алкоголизмом.
- Уровень самоубийств в стране — 28,8 на 100 тыс. населения.
Читайте также: