Самая распространенная онкопатология у женщин — рак молочной железы. Количество случаев заболевания существенно выросло за последние годы, и рост этот будет продолжаться. Современная женщина подвергается огромному количеству отрицательных моментов, вредных для молочной железы. Одним из таких моментов остается хорошо известный хронический стресс, неумение с ним справляться. Недаром рак молочной железы специалисты еще называют «болезнью нервных женщин«. Подробнее об этом — заведующий отделом онкомаммологии Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н. Александрова, профессор, доктор медицинских наук Леонид Путырский.
— За последние тридцать лет стрессовая нагрузка существенно выросла. Мы вынуждены, так сказать, много крутится, напрягаться, терять душевное равновесие. Некоторым женщинам отрицательные эмоциональные подъемы грозят появлением болей в молочной железе буквально на второй день.
Самые различные внешние воздействия влияют на нашу нервную систему, а она в свою очередь — на все процессы, происходящие в организме, в том числе гормональные. А молочная железа — орган, как известно, гормонозависимый…
— Мужчины в более выигрышном положении?
— У сильного пола молочная железа находится, так сказать, в зачаточном состоянии, и, следовательно, не может страдать в той же степени. Тем не менее нельзя сказать, что молочная железа мужчин абсолютно не реагирует на отрицательные факторы. Согласно статистике, на каждые 100 заболевших женщин приходится 1 мужчина. В Беларуси ежегодно выявляется где-то 30-35 новых случаев рака молочной железы среди мужчин. Больше стало выявляться у них и доброкачественных процессов этого органа.
— Стресс имеет значение для всех локализаций рака, а есть ли моменты, присущие только данному виду онкологии?
— Это бесплодие, более поздние роды, меньшее количество родов, малая продолжительность грудного вскармливания, прерывание беременности. Кроме того, имеет значение и нерегулярность менструального цикла, и частые воспалительные заболевания, и нерегулярная половая жизнь, и низкая физическая активность, которая как раз позволяет справляться с нервными перегрузками… С ростом количества активных женщин, занимающихся спортом, увеличилось и количество травм молочной железы у них, что также не на пользу последней… Как ученый, я пытаюсь рассуждать и о том, какой вклад в здоровье девочки делают частые ультразвуковые исследования на ранних стадиях беременности. Один-два раза за беременность — норма, однако нельзя считать этот вид диагностики совершенно безвредным. Колоссальный вред женскому здоровью наносит и курение… Однако не существует одного конкретного фактора, способного спровоцировать рак любой локализации. Поломка происходит, когда сходится целый ряд причин.
Изучается сейчас в Беларуси и наследственный фактор. Исследуются семьи, где болеют, скажем, три поколения женщин. Действительно, мы обнаруживаем в них определенные генетические поломки. Риск заболеть раком молочной железы составляет у таких женщин от 60 до 80 процентов.
— В одной иностранной передаче рассказывалось о возможности удаления здоровой железы в наследственных случаях — с целью профилактики…
— А может быть, вообще не стоит подвергать себя такому исследованию — чтобы не жить под прессом неоднозначных знаний?.. Думаю, большинство молодых женщин, которые узнают о наличии у себя гена, будут надеяться все же на 20-40 процентов, когда болезнь не наступает, и вряд ли захотят расстаться с молочной железой ради профилактики. Вместе с тем, а что должен порекомендовать врач женщине, у которой обнаружен злокачественный ген? Одна из возможностей — действительно, удалить здоровую молочную железу и поставить протез. Есть сегодня и возможность определенных медикаментозных профилактических назначений, схему которых должен расписать врач-маммолог или онколог, который занимается именно молочной железой.
— По сути, рак молочной железы должен чаще других видов рака выявляться на ранних стадиях…
— За последние пятнадцать лет в этом направлении была проведена активная работа. Если раньше в запущенной стадии выявлялось 40 процентов случаев, то в прошлом году — всего 17. Это очень серьезный результат, несмотря даже на то, что наши ранние стадии отличаются от иностранных. Там маммография позволяет увидеть опухоли гораздо меньшего размера. Тем не менее, по ранней диагностике мы имеем лучший результат на постсоветском пространстве.
Кстати, в июне я был приглашен в Соединенные Штаты, поскольку наш отчет о 15-летней работе по ранней диагностике рака была удостоен американскими учеными второго места в мире. Мы достигли больших сдвигов без существенных денежных затрат. Просто должным образом организовали соответствующую работу, в том числе информационную. Встречались как с женским населением, так и с медиками. И одних, и других обучали основам регулярного осмотра молочной железы. Тем самым удалось сэкономить колоссальные деньги, поскольку ранние стадии лечатся намного проще.
Нельзя, правда, сказать, что в профилактической работе можно ставить точку. Американцы выяснили: 85 процентов женщин, обученных самоосмотру врачом, начинают следить за собой. Через год таких остается половина. Следить за собой начинают 40 процентов женщин, которые узнают о самоосмотре из СМИ. Доказано также, что когда женщина следит за молочной железой время от времени, то средний размер опухоли, который у нее проявляется, не превышает 3 см. Если женщину научил самоосмотру врач и она регулярно применяет знания на практике, размер обнаруженной опухоли — около 2 см, а это, кстати, первая стадия. Если же женщина раз в полгода показывается специалисту, то средний размер опухоли будет около 1 см, а это уже означает возможность сохранения молочной железы.
— Для ранней диагностики достаточно регулярного самоосмотра или нужно еще ежегодно проходить маммографию?
— Необязательно ежегодно проходить маммографию. Маммографический скрининг — дорогостоящий и достаточно сложный в организационном плане вид обследования. Правда, сегодня мы организуем в 10 районах страны пилотный проект по маммографическому скринингу рака молочной железы. Лет через пять подведем первые итоги…
Женщины должны понимать, что главное для каждой из них — ежемесячный самоосмотр и ежегодное посещение онколога или маммолога. Если у врача возникнут конкретные подозрения, он направит на ультразвук или маммографию.
Еще я хотел бы обратиться к мужчинам. Пожалуйста, помните, что без близких женщин вам будет очень плохо. Я видел даже сильных духом мужчин, которые опускали руки, когда осознавали, что остаются без любимой женщины, той, которая много сделала для них, освободила от ряда ежедневных забот и проблем. Следите, пожалуйста, за здоровьем своих близких и дорогих женщин. К сожалению, очень редко кто из них может сказать маммологу, что опухоль нашел муж. Чаще случается так, что опухоль уже больших размеров, а муж об этом ничего не знает.
— Женщина, нащупавшая какое-то уплотнение в молочной железе, скорее всего, почувствует страх и растерянность. Как часто все-таки имеет место именно рак?
— По статистике только 5-6 процентов очаговых образований, с которыми обращаются женщины, — это действительно рак. Все остальное — это или онкологические доброкачественные процессы, или процессы неонкологические — очаговая мастопатия, липома, фиброаденома и т. д. Поэтому не надо самой ставить себе диагноз. Идите к врачу.
— Насколько продолжительным и сложным может быть лечение доброкачественного и злокачественного процессов?
— Доброкачественный процесс лечится в условиях стационара в течение одного дня. Женщину прооперировали, и она в тот же или на следующий день идет домой. Если мы говорим про рак, то на первой стадии удаляется часть молочной железы, хотя в некоторых случаях может удаляться и вся. Чаще всего добавляется лучевая терапия, которую можно получать в амбулаторном режиме. Химиотерапия на этом этапе, как правило, не проводится, хотя большинство ученых склоняются к целесообразности последней. Чем больше стадия, тем, разумеется, более продолжительным будет лечение. В среднем на ранних стадиях химиотерапия выполняется раз в 21 день в течение трех месяцев (4 раза), лучевая терапия продолжается 25 дней.
— Насколько высоким может быть риск возвращения болезни?
— Если однажды женщина заболела, пролечилась и исцелилась от рака молочной железы, риск заболеть снова, конечно, более высок, чем у здоровой женщины. При наличии доброкачественного процесса риск повышается не так сильно. В любом случае заболевания не нужно ждать. Но нельзя и сбрасывать со счета то, что у каждой женщины — своя степень риска заболеть раком, поскольку на нее воздействуют те или иные причины. По американским данным, каждая 15-я современная женщина заболеет раком молочной железы и одна из 28 погибнет от его, если не будут изобретены другие способы лечения. В США, правда, заболеваемость раком молочной железы в два раза выше, чем в Беларуси. Значит, у нас заболеет одна из 30-ти.
Не стоит бояться этих печальных цифр, нужно вести себя в соответствии с теми рекомендациями, которые дают специалисты. Женщинам, которые излечились однажды от рака молочной железы, вообще никогда не следует подвергать себя активному солнечному облучению, не стоит ходить в парилку, резко менять климат. Надо поменьше нервничать, остерегаться простудных и вирусных инфекций. Даже спустя десять лет после исцеления нельзя забывать это. Внимательно относиться к себе должны и здоровые женщины.
Светлана БОРИСЕНКО, газета «Звязда», 31 августа 2010 года.
Источник: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=65045
Читайте также: