Недавно Мингорисполком обновил ?рейтинг? столичных микрорайонов. Коэффициенты качества жилья варьируются от 0,7 до 1,3, в зависимости от удаленности той или иной территории от центра города, налаженной работы общественного транспорта, наличия социальной инфраструктуры и многих иных нюансов. Самый высокий рейтинг оказался у тех улиц, которые, по мнению медиков, имеют самые высокие факторы риска для здоровья: это проспект Независимости, улицы Свердлова, Я. Купалы, Романовская Слобода, Захарова, Пулихова, Куйбышева и т.д. И шум, и загазованность там намного выше, чем, скажем, в новых ?спальных? районах. Это за границей престижность жилья зависит в первую очередь от экологической и акустической чистоты территории, у нас же экология становится главным фактором при покупке жилья пока только в редких случаях.
Между прочим, интересную информацию, касающуюся состояния экологии столицы, собрали специалисты Республиканского научно-практического центра гигиены и Минского городского центра гигиены и эпидемиологии. В прошлом году общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города составил 201,7 тысячи тонн. На долю автотранспорта пришлось 82 процента суммарных выбросов, а на долю стационарных источников — только 18 процентов. Таким образом, основным источником загрязнения воздушного бассейна остаются в столице выбросы автотранспорта, вместе с которыми в атмосферу попадают до 200 разнообразных химических сочетаний, в том числе бензол, формальдегид, фенол, оксид углерода, диоксид азота, диоксид серы и т.д.
Основные места загрязнения размещены вдоль автомагистралей с интенсивным движением транспорта, особенно в тех местах, где по условиям дорожного движения изменяется режим работы двигателей автотранспортных средств — около светофоров, на остановках общественного транспорта, на пересечениях дорог и поворотах.
Среди физических факторов наиболее серьезным для Минска остается шум. Санитарная служба характеризует ситуацию в столице как стабильно неблагоприятную. Основные источники шума в городе — автомобильный и рельсовый транспорт.
Выявлено свыше 30 магистралей с уровнем шума от 75 до 79 децибелов. Уровни шума 78–79 децибелов отмечаются на 7 городских магистралях: проспект Независимости, Пушкина, Жукова, Партизанском и Дзержинского, а также на улицах Московской и Брилевской. Уровни шума 75–77 децибелов характерны для проспектов Рокоссовского, Победителей, Машерова, улиц Тимирязева, Маяковского, Аранской, Ленина, Орловской, Ваупшасова, Кижеватова, Аэродромной, Радиальной, Академической, Денисовской, Кальварийской, Притыцкого, Железнодорожной, Богдановича, Сурганова, Пономаренко, Филимонова, Ванеева, Долгобродской, Бобруйской, К. Цеткин, Козлова, Городского Вала и Логойского тракта.
На проспекте Независимости в центральной части города (участок от площади Победы до улицы Козлова) интенсивность движения составляет от 5100 до 5700 автомобилей в час, до 3900 автомобилей — в районе площади Калинина, в районе архитектурного факультета БНТУ, рядом с МКАД до улицы Острошицкой — от 3000 автомобилей. Не менее интенсивное движение наблюдается также на проспекте Пушкина (5400 автомобилей в час), на улице Московской (5200), Партизанском проспекте (4300), на минской кольцевой автодороге (4100), улицах Кальварийской, Орловской (по 4000), Аранской, Бобруйской (3800), на Немиге (3400), проспектах Дзержинского, улицах Маяковского, Чкалова, Сурганова и Денисовской.
На улицах районного и местного значения, каких, как Киселева, Плеханова, Платонова, Калинина, Уральской, Нестерова, Куйбышева, Малинина, Парниковой, Кедышко, Я. Коласа, Киселева, Калиновского, Ольшевского, Одоевского, К. Либкнехта, Лобанка, Харьковской, Червякова, Щорса, Ульяновской, Кошевого, Волгоградской, Матусевича, Гурского, Горецкого, Алибегова, Якубовского, Лукьяновича, Лещинского, Шаранговича, Кабушкина, Карбышева, Солтыса, Селицкого, Есенина, Громова, Любимова, Казинца, Я. Лучины уровни шума составляют от 70 до 74 децибелов.
На улицах местного значения (Кропоткина, Севастопольской, Беды, Ангарской, Голодеда, Макаёнка, Глебки, Купревича, Мазурова, Машиностроителей, Широкой) уровни шума находятся в интервале от 65 до 69 децибелов. Ну, а самой шумной, разумеется, является Минская кольцевая автодорога, на отдельных участках которой уровни шума достигают 81 децибела.
Особенно остро шум ощущается в центре города, где жилая застройка размещена на расстоянии всего в 10–30 метрах от проезжей части или от трамвайного полотна. Уровни шума перед фасадами зданий, так сказать, первого эшелона, составляют от 67 до 75 децибелов. Такая ситуация на проспектах Независимости, Машерова, Партизанском, улицах Московской, Брилевской, Сурганова, Богдановича, Маяковского, Долгобродской, Козлова и Бобруйской.
Но чем же все-таки опасен для человека шум большого города? Эксперты Всемирной организации здравоохранения утверждают, что сердечно-сосудистые заболевания могут развиваться, если на человека по ночам постоянно воздействует шум громкостью 50 децибелов и выше, а это, между прочим, шум улицы с интенсивным движением. Для того чтобы получить бессонницу, достаточно шума в 42 децибела, а чтобы просто стать раздражительным, хватит и 35 децибелов. Вообще, постоянное воздействие сильного городского шума повышает содержание в крови таких гормонов стресса, как кортизол, адреналин и норадреналин даже когда мы спим. И чем дольше эти гормоны находятся в крови, тем выше вероятность, что они приведут к физиологическим проблемам.
Постоянный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетенности, вегетативного невроза, расстройств сердечно-сосудистой системы. У каждого человека свой порог шумоощущения. Многое зависит от возраста, темперамента и состояния здоровья. Наиболее чувствительны к шуму люди преклонного возраста. Медики предупреждают, что наши слуховые анализаторы нуждаются в отдыхе, но проблема еще и в том, что жители крупных городов так свыклись с городским шумом, что на шум дорог перестали обращать внимание. Однако даже если мы и привыкли к шуму, физиологические изменения все равно незаметно протекают в нашем организме.
Сегодня частично проблема автотранспортного шума решается в столице с помощью перераспределения автотранспортного потока, вывода грузового автотранспорта на кольцевую автодорогу и обновления парка общественного пассажирского транспорта. Санитарные врачи считают необходимым установить более жестокий контроль над шумовыми характеристиками транспортных средств потому, что автомобиль с неисправным глушителем может выдавать звук на 7–10 децибелов выше, чем с исправным. Техническое состояние дорог также существенно сказывается на уровне шума. Опытным путем доказано, что когда автомобиль движется по дороге с дефектами покрытия, то уровень шума возрастает на 3–6 децибелов. Трамвай, движущийся по рельсовым стыкам, излучает звук на 10 децибел больше, чем на ровном пути. Кстати, вибрацию от трамваев очень хорошо ощущают на себе жители домов старой застройки центра столицы. Поэтому сегодня в городе проводится реконструкция трамвайных рельсов с применением новых технологий.
Форма застройки первого эшелона имеет решающее значение для акустической ситуации. Идеальным считается вариант с минимальными разрывами (не более 20 метров) между торцами зданий первого эшелона или с полным отсутствием таких разрывов. В этом случае здания первого эшелона выполняют функцию экрана, защищая внутриквартальную территорию. С помощью такого решения можно снизить уровни шума на внутриквартальной территорий на 10–15 децибелов. Вот почему при покупке жилья лучше отдавать предпочтение домам, размещенным внутри жилых кварталов, а не рядом с остановками общественного транспорта. Пожалуй, лучше пройти до автобуса пешком лишних 100–200 метров.
Специалисты советуют также строить параллельно с транспортной магистралью шумоизолированные дома. Шумоизолированным считается здание, у которого в сторону магистрали выходят окна кухонь, нежилых комнат, лестничных площадок и лифтовых шахт. Окна жилых помещений однокомнатных квартир должны выходить во двор. А в двух— и трехкомнатных квартирах на шумную улицу должны выходить окна не белее чем одной комнаты.
Но что делать людям, которым выбирать не приходится: возможно, они когда-то жили на относительно спокойной улице, которая, благодаря интенсивной автомобилизации, превратилась в настоящую автомагистраль. Остается защищать свое жилище с помощью шумоизоляционных окон. Если окно обычной конструкции снижает уровень шума при поникании его в помещение при отсутствии проветривания на 15–17 децибел, шумоизоляционное окно имеет акустическую эффективность не ниже 22–30 децибел. Высокая звукоизоляция обеспечивается подбором толщины внешнего и внутреннего стекла и определенного расстояния между ними, также герметизацией щелей. В сертификате пластиковых окон обязательно указывается, на сколько децибелов они позволяют снизить шум. А для обеспечения комфортных условий проживания в жилых помещениях, повернутых в сторону таких городских магистралей, как проспекты Независимости, Машерова, Партизанский, улицы Московская, Сурганова, Богдановича и т.д., звукоизолирующая способность оконных блоков должна быть от 30 до 45 децибелов.
Надежда Николаева, газета «Звязда», декабрь 2008 года.
Читайте также: артериальное давление скачет из-за ночного шума?