У каждого из нас есть потребность в личном пространстве, куда никто не заявится без приглашения, где мы чувствуем безопасность и принадлежим только самим себе. И плохо, когда взрослые не осознают необходимости уважать личное пространство ребенка.
— Мы приходим в этот мир в одиночку и в одиночку оставляем его, — рассказывает психолог Центра дружественного отношения к подросткам «Успех» Екатерина Близнюк. — Наш собственный мир начинается с конкретной «точки» — с мамы, ее тела. Это пространство — личное, нерушимое, надежное — и сохраняется в нашей памяти. Постепенно мы начинаем знакомиться с окружением, расширяем границы своего мира и занимаемся мы этим очень активно, иногда даже отчаянно. Однако в какой-то момент возникает необходимость вернуться (не буквально, конечно), чтобы «переварить» свои впечатления, заглянуть внутрь себя. У человека, который становится взрослым, потребность в особом пространстве особенно острая.
Если нам физически плохо — от боли, удара — мы принимаем позу эмбриона, как в начале нашего пути. По сути, когда нам плохо эмоционально, мы делаем то же самое. Невидимое личное пространство существует всегда, даже этикет это признает и считает неприличным приближаться к человеку слишком близко. Это пространство в психологии называется зоной интимных отношений — той, что занимает полметра в радиусе непосредственно от тела. Если в него вторгаются незнакомые, мы чувствуем дискомфорт. Это энергетическое личное пространство всегда с нами и бережет наше тело инстинктивно.
Естественной потребностью человека можно считать желание немного расширить свою личную зону в незнакомом месте — принести туда частичку своего дома, что добавляет нам уверенности и спокойствия, защищенности и гармонии. Так, мы видим на рабочих столах некоторых людей фото близких, фирменные чашки, какие-то мелочи… Любимая игрушка, взятая малышом в детский сад, или маленький пупс в кармане школьницы — это вещи нужные детям как воздух. Ведь это тоже личное пространство, с которым нельзя не считаться.
В зависимости от типа темперамента мы все делимся на экстравертов и интровертов. И если для экстравертов все — в разговорах, контактах, то интроверту обязательно необходимо побыть наедине с собой, подумать. Для интровертов время в одиночестве — один из главных источников его энергии. И очень важно, чтобы у такого ребенка было свое пространство, иначе он может стать агрессивным и проблемным.
Иногда мы организуем пространство своего дома так, что оно принадлежит всем и никому. Каждый может в любой момент появиться в любом месте. Возникает напряжение. Ведь слишком много непредсказуемых контактов — всегда нужно быть готовым ответить на вопрос, выполнить просьбу. Однако можно и договориться, чтобы у каждого была своя личная территория, хотя бы небольшая. Личная территория и личные вещи. Например, папина кровать, мамин стол…
Идеально, если у ребенка есть своя комната, но пусть это будет хотя бы уголок, устроенный на свой вкус. Не стоит добиваться от ребенка постоянной, непрерывной занятости. Лентяйство может оказаться моментом переработки полученной информации — для построения картины своего собственного мира. Беспокоиться надо, только когда ребенок сутками сидит в своей комнате и не общается со сверстниками.
Конечно, все вещи для ребенка покупаем мы, взрослые, но не надо становиться их абсолютными хозяевами. У ребенка обязательно должны быть вещи, которые можно сломать, подарить, потерять, и ему за это ничего не будет. Так можно осознать, что такое чем-то распоряжаться и нести потом за это ответственность.
Не надо брать без разрешения детские вещи или давать их другим детям. Ребенок осознает, что все вокруг общее и не будет считаться с чужой собственностью.
Если личное пространство нарушается, это может вызвать агрессию, замкнутость, раздражительность. И с возрастом эмоции будут более выраженными. А все потому, что такое нарушение затрагивает чувство собственного достоинства и свидетельствует об отсутствии доверия и уважения.
Если мы обеспечим ребенка своей территорией и своими вещами, то вырастим человека с хорошей самооценкой, ответственного и самостоятельного. Старайтесь понимать, что нужно ребенку в тот или иной момент, и не только в материальном смысле, отвечайте на его вопросы и формируйте позитивное отношение к своей и чужой собственности, к своим и чужим чувствам.
Светлана Борисенко, 18 марта 2015 года. Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2015/03/75793.html
Читайте также: