Недавно молодой коллега пожаловался: обратился в 33-ю минскую поликлинику, где обслуживаются студенты всех столичных вузов, с обычной простудой, а врач порекомендовала ему лечить ОРЗ импортным антибиотиком по цене… 50 тысяч рублей за упаковку. Правда, увидев растерянность парня после озвученной суммы, ласково так поинтересовалась: «Дорогой для вас препарат? Ну хорошо, выпишу более дешевый…» Разумеется, что ни дорогой, ни дешевый антибиотик наш коллега покупать не стал, так как «редакционные медики» обучили его в этом вопросе: острое вирусное заболевание антибиотиками не лечится. А принимать антибиотики в качестве профилактики возможных осложнений то же самое, что стрелять из пушки по воробьям. К тому же есть реальная угроза стать в перспективе нечувствительным к действию жизненно важных антибиотиков. А на днях снова пожаловалась коллега, мол, лечилась от простуды по рекомендации врача импортными антибиотиками, очень недешевыми. Пришлось заплатить 40 тысяч рублей за упаковку. Удивительная вещь, почему главной «защитой» против простуды у наших врачей стали именно антибиотики? Раньше не менее активно впихивались разнообразные БАДы… Не потому ли, что рекомендации которые озвучивают врачи, стимулируются со стороны фармацевтических компаний? Наверняка, историй про то, как врач рекомендовал приобрести тот или иной дорогой импортный препарат, могут вспомнить многие наши читатели. А на вопрос, почему вы не признаете белорусский аналог, нередко слышишь в ответ от врача или фармацевтического работника: «Эффективный препарат быть дешевым не может».
В соседней России всерьез обеспокоились таким положением дел. И недавно на рассмотрение в российское правительство был направлен законопроект, который предусматривает наказания для врачей и аптечных работников за рекомендацию лекарств и медицинской техники по договоренности с компаниями-производителями. Как получается из пояснительной записки к законопроекту, врачи, которые находятся в формальных или неформальных отношениях с фармацевтической компанией и её представителями, могут нарушать принципы непредвзятости и требования медицинской этики, в результате чего страдают интересы пациентов. В связи с этим авторы законопроекта предлагают запретить медицинским и фармацевтическим работникам принимать от производителей лекарств и медицинской техники подарки, денежные средства, а также оплату праздников, отдыхов и проезда к месту отдыха. Кроме того, врачи будут обязаны информировать пациента о приблизительной стоимости лекарства. Предлагается также запретить выписку рецептов на заполненных фирмой или рекламных бланках, использование в аптеках и медучреждениях рекламной продукции с логотипами медицинской продукции и встречи с представителями фармацевтических компаний.
В Министерстве здравоохранения нашей страны также не скрывают своей озабоченности ситуацией, связанной с продвижением лекарственных средств. Частные компании или представители иностранных компаний, которые работают на белорусском фармацевтическом рынке, допускают ряд нарушений этического характера, которые выражаются в прямом или косвенном стимулировании врачей и фармацевтических работников. К слову, сверхактивность представителей фармацевтических компаний имела ранее и еще одну малоприятную сторону: пациенты начали жаловаться в министерство на то, что визиты представителей фарминдустрии отбирают у врача то время, которое медицинский работник должен был выделить для встреч с пациентами. Поэтому в прошлом году Министерство здравоохранения Беларуси было вынуждено упорядочить посещение организаций здравоохранения представителями фармацевтических фирм…
В начале 2008 года в стенах Министерства здравоохранения прошло общереспубликанское совещание, на котором было принято решение о создании Правил надлежащего продвижения фармацевтическими компаниями лекарственных средств в Республике Беларусь. А до момента подтверждения этих правил всем производителям и поставщикам лекарственных средств было рекомендовано сохранять положения Кодекса маркетинговой практики Ассоциации международных фармацевтических производителей, которое одобрило Министерство здравоохранения.
Кодекс — это своеобразный свод правил и норм, которые определяют ответственность представителей фармацевтических компаний, врачей и фармацевтов не только друг перед другом, но и перед пациентом. Ассоциацией международных фармацевтических производителей был разработан и передан в Министерство здравоохранения проект Правил надлежащего продвижения лекарственных средств. Однако он был только принят к сведению. Зато в главном медицинском ведомстве был подготовлен проект постановления Министерства здравоохранения «О информации медицинских и фармацевтических работников, организаций здравоохранения о зарегистрированных в республике Беларусь лекарственных средств, изделиях медицинского предназначения и медицинской техники». Его текст размещен для публичного обсуждения на сайте министерства. Приведем только некоторые из положений, которые включены в этот документ.
Сведения о лекарственных средствах должны быть подробными, правдивыми, современными и доказуемыми. Утверждение «новое» касательно лекарственного препарата можно использовать только тогда, когда после государственной регистрации в Республике Беларусь первого лекарственного препарата, которое содержит эту действующую вещь, прошло не менее 3 лет. Устные предупреждения и информационные материалы не должны содержать утверждений, что терапевтический эффект от приема лекарственного препарата является абсолютно гарантированным или о том, что состояние здоровья пациента без приема этого лекарственного препарата может ухудшиться. Информационные материалы не должны содержать указаний на то, что эффективность и (или) безопасность лекарственного препарата являются последствием природного происхождения его компонентов и известий, которые прямо или косвенно воздействуют реализации лекарственного препарата или его продвижению на рынок, а также непроверенных известий.
Не допускаются индивидуальные посещения медицинскими представителями медицинских и фармацевтических работников во время приема пациентов, врачебных обходов и отпуска лекарственных препаратов населению. Не допускается распространение в организациях здравоохранения информации о лекарственных средствах, а также информации о медицинской продукции, которая зарегистрирована в Республике Беларусь.
Особого внимания заслуживает следующий пункт: «Не допускается организация любых акций, направленных на установление материальной зависимости медицинских и фармацевтических работников от назначения или рекомендации ими пациентам медицинской продукции конкретных производителей». Правда, как будет действовать этот пункт, когда документ будет принят, к сожалению, не известно. Никаких механизмов его реализации в постановлении не содержится.
Мнением насчет проекта Министерства здравоохранения мы поинтересовались у исполнительного директора Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) Алексея Сычева.
— Правила надлежащего продвижения лекарственных веществ отечественными и зарубежными представителями, которые мы передали в министерство ранее, имели, скорее, декларативный характер, а не обязательный, поэтому решение закрепить ключевые моменты в Постановлении Министерства здравоохранения полностью оправдано, — рассказал журналисту «Звязды» Алексей Сычев. — И хотя проект постановления готовился работниками Министерства здравоохранения без нашей помощи, у нас есть возможность присоединиться к его обсуждению и принимать участие в подготовке его окончательного варианта.
Хочу заметить, что в документе Министерства здравоохранения вводится новое понятие «медицинский представитель». Такой специальности нет в Классификаторе профессий и специальностей. Согласно документу Министерства здравоохранения, только медицинские представители могут выполнять работу по информированию медицинских и фармацевтических работников по лекарствам. Причем к медицинским представителям предъявляются следующие требования: наличие у них высшего медицинского или фармацевтического образования, квалифицированной категории и (или) ученой степени, специализация в области фармакологии и клинической фармакологии или в области медицины по профилю применения лекарственных средств, по которым осуществляется информирование. И, вероятно, самый спорный момент — это наличие сертификата, который подтверждает прохождение курсов повышения квалификации по фармакологии и клинической фармакологии или в сфере медицины по профилю применения лекарственных средств на протяжении последних трех лет. Поскольку таких курсов конкретно для медицинских представителей сегодня не организовано, получается, что и медицинскими представителями никто работать не может. Есть в проекте и определенные несоответствия Закону Республики Беларусь «О рекламе».
А вот намерения Министерства здравоохранения упорядочить работу медицинских представителей в организациях здравоохранения мы в общем поддерживаем и приветствуем, так как хаотичные перемещения представителей фармацевтических компаний оттягивают внимание врачей, мешают пациентам в получении медицинской помощи и раздражают людей. Поэтому их визиты в медицинские учреждения необходимо систематизировать. Мы, например, изучали опыт соседней Литвы. Там каждой фармацевтической компании выделяется определенная квота на посещение той или иной организации здравоохранения. Скажем, некое конкретное учреждение можно посещать не чаще чем два-три раза в месяц. В приемной управляющего учреждением здравоохранения лежит журнал, где фиксируется факт визита фармацевтического представителя, ему выделяется соответствующий бедж, и тот ведет свою «просветительную работу» с кем-то из медперсонала. Работу фармацевтических представителей необходимо направлять в цивилизованное русло — это и в наших интересах. У компаний, которые входят в Ассоциацию международных производителей, действуют довольно жесткие требования к работе фармацевтических представителей: те знают, какую информацию и в какой форме необходимо доносить медицинским работникам. Главное — делать это качественно. Однако не все игроки на фармацевтическом рынке придерживаются этичных норм, не у всех есть соответствующая профессиональная подготовка… Мы не раз обращались к нашим участникам фармацевтического рынка с предложением присоединиться к Кодексу маркетинговой практики Ассоциации международных фармацевтических производителей, однако заинтересованности с их стороны не замечаем.
А в завершение хотелось бы озвучить итоги опроса, приведенные на сайте концерна «Белбиофарм». На вопрос, что для вас главное при выборе лекарственного средства, 23% участников ответили, что ориентируются на указания врача, 12% опираются на указания работников аптеки, 34% обращают внимание на фирму-производителя, 19% ориентируются на доступную цену и только для 3% имеет значение удобная и привлекательная упаковка лекарственного препарата.
Надежда НИКОЛАЕВА, газета «Звязда», 15 апреля 2010 года.
Источник: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=56774&idate=2010-04-15
Читайте также: