Год назад не стало врача, о котором в нашей стране ходили легенды. В родительской среде его называли Айболит, потому что он принимал детей практически с любой неврологической патологией. Академик, доктор медицинских наук, профессор Георгий Шанько, создатель детской неврологической службы в Беларуси — одной из лучших в мире.
Мне повезло познакомиться с этим человеком. Однажды понадобился его комментарий для газеты. Несмотря на усталость после окончания врачебного приема и загруженность, он не только тепло меня встретил, ответил на все вопросы, подарил книгу по детской неврологии, но и организовал мастер-класс по завариванию чая (причем сделал это с большой любовью), а также прочитал собственные стихи, посвященные жене. После этой встречи меня не покидало ощущение, что на одного друга в моей жизни стало больше. Но 9 декабря 2013 года сердце этого необыкновенного человека остановилось. До сих пор в это трудно поверить его родственникам, коллегам, ученикам, родителям его пациентов, которых он буквально вел по жизни, всем, кто его знал… Не случайно, наверное, они разыскали именно меня, которая видела его в течение всего 40 минут, но душевного тепла получила на годы, и попросили вспомнить имя доктора Георгия Шанько на страницах нашей газеты.
Лариса Богданович, педиатр, невролог, врач высшей категории, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
— Первое, что в нем поражало, — то, как он разговаривал с детьми. Человек очень серьезный, но когда он обращался к маленькому пациенту, то сам превращался в ребенка. В глазах его загорался огонек, а интонации становились рассудительными. Любой ребенок переставал плакать и спокойно позволял ему себя осмотреть. Для невролога, чтобы правильно диагностировать заболевание, очень важно, чтобы ребенок был спокойным.
Курсантам Белорусской медицинской академии последипломного образования он всегда говорил: «Научитесь любить детей». Еще он напоминал, что ребенок — это не взрослый в миниатюре. Он развивается по собственным законам, поэтому нельзя оценивать состояние ребенка, перенося на него состояние взрослого.
Обучение у Георгия Георгиевича всегда отличалось доброжелательностью и одновременно строгостью. Он возглавлял кафедру детской неврологии БелМАПО 31 год, с 1980-го. В Советском Союзе существовали лишь 4 такие кафедры: в Москве, Казани, Ташкенте и Минске. И каждая сформировала свою собственную школу. На мировом уровне минская школа детской неврологии считается одной из самых современных и эффективных. Георгия Георгиевича знали за рубежом и относились к нему с большим уважением.
Беларусь обязана этому человеку созданием службы детской неврологии, которой по полноте и налаженности нет равных на всем пространстве бывшего Союза. Он оставил много учеников: детские неврологи, педиатры и неонатологи, которые обучались на кафедре детской неврологии, у нас есть в каждом районе. Мы регулярно встречались для обмена опытом и обсуждения редких заболеваний.
Кроме того, Георгий Георгиевич был признан ведущим эпилептологом в мировом масштабе. Его увлекала и реабилитология. Разносторонность и активность профессора всегда собирали вокруг него людей. Ему был присущ философский взгляд на болезнь. Он постоянно заставлял сомневаться, рассуждать, учил смотреть на изучение организма человека с разных позиций. Считать ли церебральный паралич патологией? А может, это — особенность? Как человек верующий, он считал, что тяжелая болезнь ребенка — это испытание для семьи. Ведь очень важно быть ответственным друг за друга.
Думаю, что изменение отношения общественности к инвалидам в нашей стране началось с Георгия Георгиевича Шанько. Ведь это началось с врачей, детских неврологов. В наши дни никто не сомневается, что каждый ребенок, каким бы тяжелым ни был его диагноз, имеет право на активную, постоянную и комплексную реабилитацию, которая, если она начата с первых дней жизни, позволит ребенку встать на ноги, ходить и чувствовать себя нормальным человеком. Такое мнение стало нормой в большой степени благодаря подходу бывшего руководителя кафедры детской неврологии БелМАПО.
Так получилось, что много людей в Беларуси через своих детей стали друзьями семьи Георгия Георгиевича. В его семье все неврологи: жена, дети, невестка… На его похороны приехали те, кого он лечил в детстве, кого вел всю жизнь. Уже взрослые, они приехали с собственными семьями и горевали, потому что его уход стал для них личной потерей.
Одна его фраза повлияла на мое мировоззрение как реабилитолога. Первое время мне всегда хотелось найти причину: почему получается так, что ребенок остается инвалидом? Но однажды Георгий Георгиевич сказал: «Ты получаешь ребенка, и не важно — в каком возрасте, но ты его получила, ты с ним работаешь, и тебя не должно волновать, что с ребенком случилось до этого. Ведь то, что случилось, никоим образом не повлияет на результат твоей работы». И это действительно так. Нет смысла искать причину, тратить на это время и энергию, «заводить» мать и семью, но нужно сконцентрироваться на том, что есть на данный момент, и на том, что можно будет получить в будущем. Самое главное в детской реабилитологии — формирование у ребенка функций, которых он до сих пор не имел.
Он всегда гордился результатами своих учеников. Главные детские неврологи в регионах были его друзьями, поскольку он считал, что только в дружеских отношениях можно вместе решать сложные и масштабные проблемы, двигаться вперед.
Георгий Георгиевич создал сотни пособий и справочников для неврологов. Под его руководством была написана первая в мире энциклопедия детского невролога, которая очень помогает работать врачам.
Профессор много внимания уделял больным. На кафедре ежедневно проходил прием детей со всей страны. Эта традиция сохранилась до сих пор. Кроме того, кафедра постоянно консультировала и консультирует Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя», реанимационные, неврологические отделения, отделения выхаживания новорожденных по всей Беларуси.
Елена Ивашина, доцент кафедры детской неврологии БелМАПО, кандидат медицинских наук, врач высшей категории:
— Мне посчастливилось 40 лет учиться совершенству профессии у Георгия Георгиевича Шанько — талантливого педагога и ученого, человека исключительной работоспособности и мудрости. Он зажигал в нас, своих учениках, жажду знаний, стремление постоянно самосовершенствоваться. В нем сочетались высокий профессионализм, талант организатора, ученого, врача и поэта.
С особым трепетом упоминаются его милосердие, доброта и доброжелательность к своим маленьким пациентам, которым он возвращал здоровье, а иногда — и жизнь.
Этот замечательный человек навсегда останется для нас примером исключительной верности своему призванию быть Врачом, Учителем и Ученым.
Зинаида Чуйко, доцент кафедры общей врачебной практики БелМАПО, кандидат медицинских наук:
— Его необычный личный магнетизм, сгусток жизненной энергии и доля здорового оптимизма чрезвычайно привлекали окружающих. Он обладал чувством юмора, широкой эрудицией и всегда заботился и о своих учениках, и о сотрудниках кафедры. Наверное, поэтому ему удалось создать хорошую неврологическую службу в Беларуси. Я горжусь тем, что была его ученицей.
Ольга Медведева, 6 декабря 2014 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2014/12/63564.html
Читайте также: