Начало здесь.
Ходосовская В. М.:
— У нас есть возможность для осуществления диагностики на областном уровне, но есть и проблема консультативно-диагностических кабинетов. На мой взгляд, можно за каждым регионом закрепить по этим вопросам одного специалиста. Больные и их близкие должны знать, куда, к кому обращаться с многочисленными вопросами. Невролог же во время обычного приема навряд ли сможет все объяснить.
— От первых симптомов заболевания к недвижимости может пройти много лет. И чем дальше, тем больше больной будет иметь потребность в поддержке и помощи со стороны. Что представляет собой реабилитация больных на рассеянный склероз в нашей стране?
Корчевский Алексей Михайлович, председатель правления Ассоциации больных рассеянным склерозом:
— На Западе есть реабилитационные учреждения, где больной может рассчитывать на помощь двенадцати специалистов. У нас же всю заботу про больного берут на себя близкие. А часто и те отказываются… Болезнь в таких случаях быстрее прогрессирует, продолжительность жизни резко сокращается. Не секрет, что смерть наступает не собственно от рассеянного склероза, а от его осложнений, возникновения которых провоцируют застойные процессы а легких, мочеполовой системе и т.д.
Ходосовская В. М.:
— К большому сожалению, реабилитационного центра в нашей стране нет. Была в прошлом году попытка оказания комплексной помощи 52 больным на благотворительной основе. Программа, которую удалось реализовать на базе Дома милосердия, так и называлась — «Социальная реабилитация больных рассеянным склерозом». 12-дневное проживание с обследованием, медикаментозным лечением, физиопроцедурами оплатили отечественные спонсоры. Наши тяжело больные чувствовали себя просто чудесно.
Корчевский А. М.:
— Опять же, за границей это было бы обычным делом, поскольку там такие структуры, как наша, не только помогают больным информацией, но и решают множество других вопросов — от реабилитационных до социальных. Ассоциации живут за счет меценатства. Мы же можем помочь сегодня, например, с поиском оздоровительной базы. Можем устроить на одно из своих небольших предприятий, где работают в том числе люди на группе. Однако разговор идет про очень скромные возможности и вообще, скорее, про психологическую, чем про материальную поддержку. И самое обидное, с каждым годом отечественное спонсорство становится более скромным. Достаточно сказать, что на сотню писем с просьбой о помощи в сборе денег на подарки детям, которые проживают в семьях наших больных, откликнулись только три предприятия. И дело тут не какой-то черствости, а в отсутствии стимулирующих спонсорскую деятельность рычагов.
Недведь Г. К.:
— Кстати, раньше, когда определенная фармацевтическая компания хотела прорекламировать какое-нибудь новое лекарство, она устраивала за свой счет специальный научный семинар или конференцию. Будем мы использовать этот препарат или нет — дело другое. Важно, что мы имели возможность участвовать в этих мероприятиях, могли узнать, куда движется фармацевтическая промышленность мира, что думают о новых способах лечения наши зарубежные коллеги. Сейчас же мы предоставлены сами себе.
— Получается, Беларусь не имеет доступа к современным возможностям в лечении рассеянного склероза?
Ходосовская В. М.:
— Новые методы исследования выявили прогрессирующий характер патологических процессов при рассеянном склерозе. Это говорит о необходимости беспрерывного лечения, основными принципами которого являются купирование обострений, замедление прогрессирования заболевания и реабилитация. В каждом случае лечение должно носить индивидуальный характер. Главное — динамическое наблюдение больного квалифицированным специалистом. Существует ряд препаратов с доказанной эффективностью. К ним относятся, например, Бетаферон, Ребиф, Копаксон, человеческий иммуноглобулин, митоксантрон, циклофосфамид, белорусский препарат лейкладин.
Применяется аутотрансплантация стволовых клеток, Т-клеточная вакцина или пептидная вакцинация, нейропротекторы. К сожалению, ни один их названных препаратов не включен в протокол лечения при рассеянном склерозе из-за высокой цены. В каждом конкретном случае необходимо выявить основную причину заболевания, механизм заболевания. Однако стоит отметить, что универсального лечения или «таблетки» от рассеянного склероза пока не найдено.
Беседовала Светлана БОРИСЕНКО, газета «Звязда», 2007 год.