Корреспондент «Звязды» посетил витебский мужской лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП), где увидел, как перевоспитывают тех, кто честно жить не хотел
Это сейчас, во время встречи, они «скромные», а на свободе вели себя по-другому. Много пили водки и вина, не давали спокойно жить родным, соседям…
Не всех хотят видеть дома…
«Через 1,5 месяца я выйду на свободу. Когда-то работал электриком. А потом бросил работу, периодически по мелочам зарабатывал деньги. С женой в разводе, дети взрослые. В том, что сюда попал, никого не виню. Когда расторг брак, сорвался и начал пить… И пошло, и поехало. Думал, что остановлюсь, но не получилось. В дни запоя не контролирую себя. Выпивал много — и вот результат… До того, как сюда попасть, жил с мамой в своем доме. Думаю, что не откажусь от кодирования», — рассказал 45-летний Виктор из Солигорска.
Согласился «открыть душу» и молодой минчанин Дима: «В ЛТП попал три месяца назад, после того, как окончил училище. По специальности я каменщик. Впервые алкоголь попробовал еще в 6 классе, когда мама жива была… Папа был любителем выпить. Он приглашал домой друзей, и они пили. И мне наливали. От алкоголя папа и умер. Я нормально зарабатывал на стройке. Но однажды, когда был очень пьяным, выпал из окна третьего этажа. Еще повезло, что калекой не остался. А мог и погибнуть. Сестра в родительской квартире вместе с мужем и детьми живет. Сейчас однозначно понял, что пить — плохо. Еще и потому, что нужно быть положительным примером для племянников».
Окупают свое пребывание
Несколько раз задержали на улице в нетрезвом состоянии, скандалил дома, и милиция это зафиксировала — данных фактов достаточно, чтобы оказаться в учреждении закрытого типа. Кстати, в Витебской области — три ЛТП: два — в Витебске и один — в Новополоцке.
В частности, в ЛТП-4 сегодня содержится около 460 мужчин в возрасте от 20 до 59 лет из всех областей Беларуси. Немало среди них людей, которые ранее не имели проблем с законом, но начали злоупотреблять алкоголем, не желали работать. Сейчас среди других перевоспитывают врача, а раньше — преподавателя университета. Так «доставал» он свою жену, что в результате попал в ЛТП…
В профилактории жизнь по расписанию. В рабочие дни подъем — в 6 часов утра, отбой — в 22.00. В выходные и праздничные дни встают и просыпаются на час позже. Спят в комнатах, которые напоминают казармы, только меньше по размеру. Кровати, как в армии, в два уровня.
На работу мужчин возят на авто предприятий. Они работают на стройке, предприятиях, где производят кирпич, в колхозе… А некоторые — в мастерских профилактория, где производят катушки для проволоки, поддоны.
Заработок разный, начиная от 2 миллионов рублей в месяц. При этом только четверть перечисляется на личные счета мужчин, а остальное — компенсация государству расходов на содержание в профилактории. Поэтому те, кого перевоспитывают, полностью окупают свое пребывание здесь и лечение. Более 60 человек обязаны возмещать расходы на содержание своих детей в интернатах.
Сами просят снова их «зашить»
Заместитель начальника ЛТП-4 по лечебно-профилактической работе, главный врач Эдуард Астахов рассказал, что главное лечение — изоляция от алкоголя, компаний, в которых проводили время. Все без исключения граждане попадают сразу в медицинский стационар, который неофициально называется карантином.
Там в течение двух недель их обследуют психиатр, терапевт, невролог, которые ставят диагноз. Хотя большинство, конечно, попадает в профилакторий с хроническим алкоголизмом. Но стадии этой болезни разные. У многих встречается даже букет заболеваний. Например, панкреатит, гастрит, сахарный диабет…
По словам главного врача, за время пребывания в ЛТП пациенты проходят четыре курса лечения. И не только медикаментозного. С ними работает психиатр.
— Кодирование — дело добровольное. Делается оно в центре наркологии при желании мужчин примерно за 1-1,5 месяца до того, как они выйдут на свободу. Сами пациенты признаются, что кодирование — очень эффективная вещь. Некоторые, если срываются, просят их «зашить» снова. У нас находятся и четверо мужчин, зависимых от наркотиков, — рассказал Эдуард Астахов.
Лечат и словом — добровольцы из православного братства. В ЛТП есть молельная комната, помещения для настольных игр (кроме карт), по расписанию можно посмотреть телевизор.
Граждане, которые перевоспитываются в профилактории
В магазине ЛТП продают продовольственные и непродовольственные товары. Цены — на уровне городских.
— Магазин работает пять дней в неделю в две смены. У покупателей есть личные карточки, которые они нам предъявляют. В бухгалтерии нам выдают ведомости, где написано, сколько денег мужчина может потратить. Сигареты, чай, кофе, печенье, конфеты — самые продаваемые товары. Еще покупают белье, полотенца, стиральный порошок, предметы личной гигиены, открытки, шашки, — рассказывает Оксана Долгицкая, продавец магазина ЛТП-4.
Не все верят в «чудо»
Мужчины, если не нарушают режим, имеют право ежедневно видеться с родственниками. В профилактории есть комната для свиданий. Раз в месяц разрешается долговременное свидание — до 3 суток. В комнате, как в дешевом отеле, довольно уютно. И стряпать можно, и посмотреть телевизор… Интересно, что здесь даже свадьбы справляют.
Если «пациенты» исправляются, они имеют право на условно-досрочное освобождение. Но не всех хотят видеть дома. Некоторые родственники просят раньше не освобождать, чтобы не мешали спокойно жить! Не верят они в «чудо» — в то, что менее чем за год реально измениться в лучшую сторону…
Александр Пукшанский. Фото автора, 9 января 2015 года. Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2015/01/67092.html
Читайте также: