Трудности, с которыми сталкивается больной афазией

Начало: что такое афазия?
——

Для преодоления трудностей в общении с больными окружающим его людям важно знать, как смягчить, а в будущем попытаться устранить эти трудности. Их можно разделить на группы:

  1. трудности пациента при разговоре;
  2. трудности в понимании собеседника;
  3. трудности при письме.

1. Учимся говорить

Будьте терпеливы сами и позвольте больному быть медлительным! Вам потребуется более продолжительное время для изложения своих мыслей и выслушивания собеседника. При общении с ним делайте более длительные паузы, не засыпайте больного словами и вопросами, не перебивайте, когда он еще обдумывает фразы.

Если больной с напряжением ищет нужное слово, сделайте все, чтобы он не нервничал. Не стремитесь договаривать за него фразы, лучше предложите ему еще раз попытаться найти нужное слово. Иногда для этого стоит перевести разговор на что-нибудь иное, а вскоре вернуться к «трудной» теме.

Если больной сам просит помощи, подскажите ему только одно главное (ключевое) слово и подождите, воспримет ли он его. Может случиться и так, что он только непроизвольно повторяет это слово, хотя по смыслу оно не соответствует тому, что хочет выразить больной. Возможно, больной повторит ваше слово, «на слух» убеждаясь, что оно верно передает его мысль или просьбу. Поэтому, только когда больной отклонит первое слово, предложите ему второе.

Если больной делает ошибки, не поправляйте его постоянно. Для вас ведь важно понять смысл сказанного, а для полного соответствия мысли и фразы человеку с афазией требуется время и время.

Может случиться и так, что больной скажет совсем не то, что хотел, например, перепутает «да» и «нет», «право» и «лево», — он еще мало контролирует свою речь.

Иногда пациент с афазией не может освободиться от навязчивого слова или предложения, хотя сам осознает это. Он будет спонтанно петь, перечислять по порядку дни недели или подряд числа, даже если он ничего не может выразить. Постарайтесь отвлечь его внимание какой-то неожиданной фразой, предложив короткое физическое упражнение или обратив его интерес к происходящему за окном.

Некоторые больные в процессе фонации (голосообразования) могут совершать неправильные движения губами и языком, издавая при этом нечленораздельные, непонятные звуки. Не нужно лицемерить и лгать, скажите пациенту, что вы поняли, что он обращается к вам с какой-то просьбой, и попросите повторить еще раз, что именно он хочет.

2. Учимся понимать

Пациент с афазией понимает не все, даже если он много и бегло говорит. Он часто путает одно слово или понятие с другим. Это происходит чаще всего тогда, когда с ним очень быстро разговаривают или когда в его присутствии несколько лиц ведут беседу, когда одновременно работают радио и телевизор. В этом случае больной не может освободиться от мешающих шумов. Свои беседы с больным проводите наедине и по возможности в спокойной обстановке.

Многие больные понимают хуже, чем они сами это считают, хотя в разговоре ведут себя нормально и в подтверждение понимания даже кивают головой, говоря «так-так» или «да» и «нет». Однако надо иметь в виду, что эти разговорные реакции у больного с афазией могут происходить автоматически. В таких случаях, чтобы убедиться, правильно ли больной вас понял, постарайтесь, чтобы он дал вам более развернутый ответ из нескольких слов.

Пациент с афазией не тугоухий и не глухой. Он понимает одинаково независимо от громкости сказанного. Плохое понимание обусловлено тем, что ему нужно больше времени для восприятия слов. Кроме того, ему может быть неясно значение отдельных слов в данный момент. Эта ситуация подобна той, которая возникает в случае, когда с человеком разговаривают на иностранном языке, которым он не владеет или владеет очень плохо.

Каждый больной понимает слова по-своему, одни — лучше, другие — хуже. Многие пациенты «маленькие» слова («там», «через», «внизу», «кто», «они» и др.) понимают труднее, чем главные, несущие больше информации. Очень часто пациент не учитывает и не обращает внимания на слово «нет».

Если больной порой хорошо, а порой плохо понимает собеседника, удивляться этому не следует. Необходимо говорить спокойно и отчетливо, короткими простыми предложениями и в нормальном тоне. Избегайте, пожалуйста, «телеграфного стиля» и «детского лепета».

Установите при разговоре с таким пациентом контакт взглядом. Он должен уметь смотреть в лицо и на губы.

Если он чего-то не понимает, нет необходимости часто повторять одну и ту же фразу, лучше попытайтесь переключить его внимание на другое — травмированный мозг будет в это время подсознательно искать в памяти забытое слово и его смысл.

3. Учимся писать и читать

Больной с афазией часто не может читать и писать. Иногда ему удается прочесть отдельные слова, заглавия газет, надписи на картинках, знакомые словосочетания и предложения. Но, возможно, при этом он делает это, простите за грубое сравнение, как дрессированный попугай. Может произносить прочитанное вслух, не понимая смысла, или читать про себя, забыв, как «озвучить» буквы. Не пытайтесь быстро вернуть ему грамотность. Он не поймет и будет очень неловко себя чувствовать. Надо помнить, что путем списывания больной не научится вновь самостоятельно писать, точно так же, как путем повторения или подражания не сможет вновь научиться говорить.

Восстановление голосо-речевого общения является долгим и трудоемким процессом, который должен осуществляться очень осторожно с помощью специально обученного персонала. Для достижения хороших результатов в восстановлении языковой и речевой коммуникации лучше всего обращаться к речетерапевту (афазиологу) или лингвисту-дефектологу, который проведет с больным терапию письменности. Но при этом ему все равно необходима помощь близких: каждая ваша инициатива, каждое занятие с ним уменьшает его изоляцию.

Окончание: памятка для родственников больного афазией.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Напишите свой комментарий:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после ответа по e-mail (если ответ нужен и вы правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких минут до нескольких дней.

Отправляя комментарий, Вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с Политикой конфиденциальности сайта и даете свое согласие на сбор и обработку введенных Вами персональных данных.