Дорогие читатели!
Мы знакомы с вами по прошлому выпуску «Жизнь с диабетом», где я обращалась к молодым людям, стараясь доказать им, что, несмотря на все коварство болезни, «не так страшен черт, как его малюют». И болея диабетом, можно плюс к вашим годам добавить 50 лет активной жизни.
Разумеется, что все эти годы, занимаясь работой, учебой, наукой, семьей, нельзя упускать из поля зрения свою болезнь, которая стала вашей спутницей, и, прямо скажем, спутницей подчас с очень капризным, дерзким характером. Но у нас есть союзники — врачи. Вместе с ними вы приструните вышедшую за рамки «спутницу», сделаете выводы, в чем была причина обострения «отношений», — и опять за дело, за привычный образ жизни!
А что же дальше? 50 лет с диабетом — это предел? Не знаю, сколько лет составляет жизненный рекорд, но мне исполнилось 68, и 52 (уже!) я с диабетом.
Вот теперь мое слово к пожилым людям.
«…Грустный возраст,
Когда матерей и отцов мы теряем,
И, никем не прикрыты,
На переднем стоим рубеже».
Возраст грустный, что и говорить. Нашему поколению ого-го сколько пришлось пережить, потерять друзей, родных. Горе даже здоровых людей приводит в отчаяние, а больным добавляет осложнений к уже имеющимся недугам. Так что расслабляться не приходится.
Теперь, как никогда раньше, надо быть собраннее, ведь к болезням подключается и забывчивость. Свою память приходится постоянно контролировать. И чтобы не гадать, «выпила таблетку или нет?» (тем более, если таблеток несколько), утром отложите на блюдечко то количество лекарств, которое надо выпить в течение дня. И тогда вечером, перед сном, взглянув на блюдечко, всегда будет видно, все ли лекарство выпито.
Очень важно уметь перестроиться на свой возраст. Душа ведь дольше остается молодой, чем тело, она не хочет мириться со старостью. Вот и спешим мы что-то сделать быстро, а ловкость, сноровка не те, и как результат — порезанный палец, разбитая чашка или того хуже: ушиблись, пролили горячее, упали. Я теперь стараюсь говорить себе: не торопись, держи крепче, ставь осторожно, смотри внимательнее, иди медленнее и т.д. Это не сложно, но очень помогает себя контролировать, избегать лишних стрессов.
Нельзя забывать и о том, что с возрастом ухудшается характер. Уменьшается «жизненный слой», истончаются те пластиночки, которые предохраняли от вспыльчивости, резкости, упрямства, обиды. Все лежит на поверхности, рядышком. И чуть мы расслабились, ОНО тут как тут. Вот здесь-то опять нужно постараться напомнить себе, как мы когда-то учили наших детей: будь добрее, мягче, сдержаннее, внимательнее. Мы почти все прожили жизнь в заботах о семье, о работе, обо всем на свете — и вот, наконец, настало время задуматься о себе:
- не слишком ли мы раздражительны;
- не утомляем ли собеседника своими проблемами;
- не говорим ли слишком безапелляционно, громко, нервозно; не утомительно ли услужливы;
- не чрезмерно ли любезны,
словом, не слишком ли много у нас факторов со знаком «минус», учитывая, что главный наш «минус» — диабет. Диабет и его осложнения так и останутся с отрицательным знаком, а во всем остальном можно, нужно постараться при помощи врачей и родных жить со знаком «плюс», т.е. с оптимизмом даже в самых сложных ситуациях.
Я сейчас делаю 5 инъекций инсулина (диабет с годами тоже стал вредным, «характер» испортился, но не сдаваться же ему!) — трудно, но ничего страшного. Донимают осложнения, приходится и с ними бороться.
Боюсь опуститься, потерять свое лицо, сделать уступку слабости, захандрить, заныть. Знаете, что мне очень помогает не поддаваться огорчениям и не пускать в свою душу мрачные мысли? Я стараюсь всегда быть с прической, использую скромную косметику, люблю быть хорошо одетой. Не надо позволять близким людям даже дома, даже в будни, даже когда накапливаются болезни и слабость, видеть тебя неряшливой и неприбранной. Пусть пижама будет для ночи, а халат и фартук — только для уборки. В наши годы, конечно, редко приходится бывать «на людях», и многие привыкли именно для таких поводов беречь приличную одежду, а дома донашивать то, что давно уже потеряло и цвет, и форму. Откройте свои шифоньеры и комоды — сколько добра там хранится годами! Вспомните, когда вы его примеряли? Не жалейте, не берегите непонятно зачем. И на новую блузку, шарфик, косынку даже при наших скромных пенсиях можно ведь выкроить деньги, чтобы порадовать себя и, главное, близких тем, что ты не поддался старости и болезням, не утратил интереса к жизни. Поверьте мне, дорогие друзья, болезнь норовит одолеть того, кто ей поддался, а явный того признак — позволить себе неряшливо выглядеть.
Безусловно, иногда бывает горько, очень горько. Поплачешь, очистишь душу, облегчишь сердечко, встряхнешь себя за шиворот — и уже видишь не тучу, а облачко, не дождь, а дождик, не ветер, а ветерок, не холод, а прохладу, не серого козла, а серенького козлика. Когда мы настроены на добрую волну, с нами легче окружающим, с нами проще врачам — нашим добрым помощникам, нашим друзьям.
Идите к врачам с открытой душой, с благодарностью, с улыбкой. Ведь и им нужны доброе слово, теплый взгляд, хорошее настроение. Даже больной, но добрый человек излучает положительную энергетику, подпитывая ею всех, с кем общается, сохраняя свою ауру целой. Крик, зло, недоброе слово рвут нашу защитную энергетическую оболочку. И тогда на наше тело и душу обрушиваются все напасти — и болезни, и чужое зло. Я искренне и щедро делюсь с вами, дорогие мои друзья, своим оптимизмом, любовью к жизни, к людям, благословляя каждый «прожитый день… и в поле каждую травинку, и в небе каждую звезду».
Клавдия Горбачева.
Журнал «Здоровье и успех», № 3 за 1997 год.
Читайте также: