Согласитесь, сентябрь приносит родителям куда больше волнений, чем их чадам-школьникам, с трудом привыкающим после свободы каникул к дисциплине и учебе. Ну, а забот и тревог у «наших» мам и пап, чьи больные дети тоже недавно сели за парты, еще больше. Ведь теперь горизонт их влияния ограничен, и за школьными стенами бурлит жизнь, в которой труднее, нежели дома, обеспечить больному оптимальный режим и исключить осложнения.
Но детские диабетологи во всем мире едины в том, что их юные пациенты должны оставаться в своем прежнем окружении сверстников — специализированные «школы-теплицы» стали бы для них не самым подходящим местом как в плане формирования здоровой психологической установки на взрослую жизнь, так и по причине их неизбежной отдаленности от дома, а значит и большей оторванности детей от семьи.
А раз так, то не миновать нам разговора вокруг проблемы «больной ребенок — обычная школа». И здесь к цепочке «врач — родители — пациент…» неизбежно добавятся новые звенья: «классный руководитель (учитель начальных классов) — школьная медсестра — воспитатель продленной группы — преподаватель физкультуры«. То есть те взрослые, на которых в стенах школы ложится основной груз ответственности за здоровье ученика, страдающего сахарным диабетом.
Полагаем, дополнительную эту ношу они примут на свои плечи без особого энтузиазма и вряд ли станут постоянными читателями нашего журнала (если, конечно, проблемы диабета не касаются самих лично или близких родственников). Но сегодняшний урок, надеемся, им пригодится. Постараемся убедить педагогов, что повышенная забота о больном воспитаннике отнюдь не потребует от них каких-то чрезвычайных действий, сверхусилий в ущерб остальной работе и личному свободному времени.
Мы советуем Вам, уважаемые родители, на ближайшем собрании в классе вместе с учителем Вашего ребенка обсудить эту проблему. Кратко рассказать о том, что Вы уже сами узнали от врача и из литературы.
- Сахарный диабет — хроническое пожизненное заболевание, сопряженное с риском для жизни, с серьезными осложнениями и многочисленными сопутствующими патологиями.
- В отличие от взрослых дети страдают исключительно наиболее тяжелой, инсулинозависимой формой диабета, при которой бывают необходимы ежедневные инъекции инсулина на протяжении длительного времени.
- Наряду с медикаментозной терапией тактика лечения в обязательном порядке требует строгого соблюдения режима дня, диеты, регулярных дозированных занятий физкультурой.
- Больному ребенку чрезвычайно важен психологически здоровый микроклимат в процессе учебы. Нервные стрессы, физические и эмоциональные перегрузки для него гораздо опаснее, чем для здоровых сверстников.
В учебное время года педагог, как правило, проводит со своими воспитанниками гораздо больше времени, чем их работающие родители. И потому первым может обратить внимание на начальные признаки заболевания:
- ребенок много пьет и на уроках часто просится «выйти из класса», в туалет;
- в школьной столовой отличается отменным аппетитом, но тем не менее начал заметно худеть. (Особое внимание толстячкам: ожирение — сильнейший фактор риска заболеть диабетом).
Этим основным признакам сопутствуют косвенные:
- ученик стал хуже учиться, быстрее, чем раньше, утомляться, раздражителен и непослушен.
Не стоит привычно списывать все это на «фокусы взросления», на переходный возраст — лучше своевременно исключить худшее и подсказать родителям не мешкая показать ребенка врачу.
Помните: детский диабет начинается, как правило, внезапно и нередко первичный диагноз выставляется, когда у ребенка уже глубокая гипогликемия или даже его доставила «скорая» в больницу в состоянии комы. Но ведь этой внезапности какое-то время предшествовало латентное (скрытое) течение болезни, не замеченное взрослыми по невнимательности, неграмотности, ненастороженности.
Уместно обратить внимание на возрастные «пики» заболевания диабетом в школьные годы — они приходятся на 6-8 и 10-14 лет.
Больному ребенку бывает весьма небезразлична реакция сверстников на его поведение: пунктуален в режиме, ест строго по часам, не поделится с товарищами конфеткой, которая у него постоянно в кармане, и в то же время не составит компании, когда весь класс срывается на переменке за мороженым или булками. Замечательно, если учитель сумеет убедить ребят, что их больной товарищ заслуживает вовсе не того, чтобы быть объектом их снисходительных насмешек. Наоборот, он мог бы стать примером для подражания! Ведь он уже научился или упорно стремится обуздывать прихоти, тренируя силу воли, а диета, которую предписала болезнь, у него физиологическая, то есть та, которая полезней всего и для здоровых: поменьше легкоусвояемых углеводов, мучного, жирного, побольше белковой пищи и овощей.
Что же касается конфетки или кусочка сахара, которые он всегда держит при себе,— то Боже упаси шутников отобрать или стащить из портфеля и тайком полакомиться спасительным леденцом! Больной товарищ бережет его на случай критического обострения, которое может настичь в любой момент.
Мы надеемся, учителя правильно воспримут и следующую рекомендацию относительно дисциплины и психологического микроклимата, адресованную им лично. Спокойная, доброжелательная атмосфера в классе во многом зависит от настроения, самочувствия педагога. Конечно, нервы у него далеко не железные, а ученики далеко не идеальные. Бывает, в общем, что учитель сорвется на крик, на угрозы. Только если в классе больной диабетом ребенок, быть такого просто не должно. Согласитесь, невыученный урок или забытая формула не стоят того, чтобы подвергать человека риску прямо от школьной доски отправиться на «скорой» в больницу. Речь идет не о поблажках, не о снисходительности, не о том, в конце концов, чтобы больной ребенок научился ловко манипулировать учителем, пугая возможной комой, — речь об элементарном: о культурной, тактичной строгости.
И еще такой момент. Как родители и как бывшие школьники, знаем наверняка: не укладываясь в программу урока, учителя сплошь и рядом задерживают класс после звонка на перемену. Лишать законных 5-10 минут отдыха детей — вредить их физическому и психическому здоровью. Но если в классе больной диабетом (и не только диабетом) ребенок, то такая «привычка» педагога просто недопустима. Даже если выпустит «заботливый» учитель одного ребенка из класса — как отреагируют остальные? Что почувствует он сам? Не свою ли ущербность?..
Если ребенок находится в состоянии ремиссии (период болезни вне обострения), ежедневные дозированные физические нагрузки ему необходимы. Они способствуют снижению сахара в крови, ускоряя его сгорание, повышают эффективность собственного инсулина. То есть, фактически урок физкультуры может заменить дополнительную инъекцию инсулина. Так что, уважаемые родители, не спешите снабдить ребенка справкой об освобождении от этих уроков. Но обязательно предупредите его и школьных педагогов:
- За два часа до урока физкультуры обязателен прием пищи.
- Полезны гимнастические упражнения, легкая атлетика, спортивные игры — но без перегрузок! Вредны силовые виды спорта (борьба, тяжелая атлетика), нежелательна по причине повышенного травматизма спортивная гимнастика на снарядах.
- Туристические походы не противопоказаны, однако обувь для долгой ходьбы должна быть абсолютно удобной, чтобы ни в коем случае не натереть мозоли; носки чистыми и сухими — не забыть сменить их на привале, чтобы не сопрели ноги; нужно беречься от комаров и мошкары и уж тем более не расчесывать укусы — раны, расчесы, лопнувшие мозоли, потертости при диабете часто нагнаиваются и долго, трудно заживают.
- Во время спортивных соревнований, если очень не хочется сидеть среди болельщиков, можно вооружиться судейским свистком или стартовым флажком, секундомером — это ведь надо еще посмотреть, кто важнее в горячие деньки на школьном стадионе: член судейской бригады или чемпион…
Взрослые, окружающие больного диабетом ребенка, должны уметь оказать ему экстренную помощь при осложнениях.
Не исключена вероятность, что помощь эта потребуется ему в стенах школы. Учитель будет чувствовать себя уверенней, если наша короткая памятка найдет свое постоянное место в классном журнале, на стенде в учительской или другом, удобном для взрослого и легкодоступном месте.
Недостаточный или несвоевременный прием пищи, чрезмерная физическая нагрузка, ошибка при инсулиновой инъекции (избыточное введение) могут привести больного диабетом ребенка в состояние ГИПОГЛИКЕМИИ (снижение ниже критического уровня сахара в крови).
Признаки гипогликемии нарастают стремительно, за считанные минуты. Это:
- сердцебиение, дрожь, головная боль;
- сильная потливость и бледность;
- чувство голода;
- необычное поведение, раздражительность.
В тяжелых случаях — потеря сознания.
Что нужно немедленно предпринять?
- Дать сладкое питье, или 2-3 кусочка сахара, или несколько конфет (у больного такой «НЗ» всегда должен быть при себе).
- Если ребенок без сознания — не пытаться поить или кормить его — срочно вызвать «скорую помощь», а в сельской школе воспользоваться любым другим транспортом для скорейшей доставки ребенка в больницу.
- Предупредить о случившемся родителей.
При недостаточном, несвоевременном введении инсулина, из-за нарушения диеты и режима питания, вследствие стресса, инфекция, лихорадки может возникнуть состояние ГИПЕРГЛИКЕМИИ (значительное повышение концентрации сахара в крови) и КЕТОАЦИДОЗА. Признаки нарастают постепенно, в течение 2-3 дней:
- потеря аппетита, усиление жажды, повышенное мочеиспускание, резкая слабость, сонливость;
- запах ацетона изо рта;
- в отдельных случаях тошнота, рвота, боли в животе.
При появлении у ребенка этих ощущений в школе необходимо:
- дать теплой воды БЕЗ САХАРА;
- вызвать с работы родителей для сопровождения больного к врачу.
Лечение осложнения проводится только в стационаре.
Ольга СВЕРКУНОВА. Журнал «Диабетик» № 1 за 1993 год.
Читайте по теме: первые признаки сахарного диабета у детей.