На днях в Беларуси впервые выполнили пересадку сердца. Сперва читайте в переводе статью из «Звязды», а в конце — мои пояснения, некоторые любопытные факты из истории и комментарии. Аббревиатура РНПЦ означает «Республиканский научно-практический центр».
Второе сердце
В ночь с 11 на 12 февраля сердце мужчины стало донорским органом для 36-летней женщины.
Кстати, для трансплантации сердца половая принадлежность не имеет значения. Важны другие моменты, например, группа крови, вес, рост, прогнозы по приживанию органа… По этим показателям наиболее «подошла» 36-летняя женщина, которая восемь месяцев назад родила второго ребенка. Понятно, беременность обострила тяжелое заболевание, природа которого до сих пор неизвестна — дилатационную кардиомиопатию. Первая в Беларуси трансплантация сердца состоялась на базе РНПЦ «Кардиология».
По словам директора РНПЦ «Кардиология» Александра Мрочека, пациентка ощущает себя в соответствии с тяжестью перенесенной операции. Разговаривает с медперсоналом. «Соединение практики и науки на базе нашего центра позволила организовать коллектив, который успешно осуществил первую подобную операцию, — сказал Александр Геннадьевич перед журналистами. — Тут не только технические вопросы, хоть мастерство хирургов неоспоримое, но и закупка оборудования, и организация стажировок, и юридические вопросы, которые пришлось решать…».
Дилатационная кардиомиопатия приводит к нарушению сократительной способности сердца. Все пациенты с этим заболеванием рано или поздно оказываются перед проблемой, когда медикаментозное лечние уже не помогает, и встает вопрос о трансплантации. В листе ожидания, кроме упомянутой женщины, находилось пять человек. Но именно она наиболее подошла по нужным показателям.
Главный кардиохирург Беларуси, доктор медицинских наук, профессор
Юрий Петрович Островский.
— Операция продолжалась около 5.5 часов, — рассказал Юрий Островский, который непосредственно ее выполнял. — Началась в 1.30. В целом с пациенткой работали около 20 специалистов. Огромная бригада хирургов, анестезиологов, сотрудников клинико-диагностической лаборатории, которая, в отличие от того же хирурга, работает круглые сутки. Мы прошли первый, но даже не основной этап. Важна приживаемость донорского органа — самая острая проблема мировой трансплантации… Известно, что существует протокол ведения этих пациентов. Мы жестко его придерживаемся. Я думаю, что на протяжении 10 дней пациентка будет находиться в отделении интенсивной терапии, но не потому, что ей требуется такая терапия, а потому, что в этом отделении легче выдерживать режимные условия…
Схема пересадки сердца.
Слева показаны линии разрезов.
Справа — сердце донора сшили с сосудами реципиента.
На протяжении года решался вопрос с материально-технической базой. Отечественные специалисты стажировались на базе Вильнюсского кардиологического центра, в котором выполнили уже свыше 60 трансплантаций. Плюс стажировки в Берлинском центре хирургии сердца и Пражской университетской кардиохирургической клиники.
Сейчас в листе ожидания на пересадку сердца — 26 белорусов. Потребность в трансплантации имеет большее количество, но на протяжении года в центре «Кардиология» полностью обследовано именно такое количество. Ожидается, что в Беларуси будет выполняться 15-20 трансплантаций сердца в год. Это дешевле, чем направлять больных за границу, но, безусловно, — не менее качественно. Стоит напомнить, что четырем белорусам уже были выполнены трансплантации сердца — в России, Германии, Италии.
Александр Мрочек (слева) и Юрий Островский.
(фото газеты «Звязда»)
На сегодня в РНПЦ «Кардиология» подготовлены 6 хирургов, 6 анестезиологов-реаниматологов, других специалистов, способных осуществить следующие операции по пересадке сердца. «Наша задача — осуществлять пересадку по необходимости, — говорит Юрий Островский. — Есть донор — операция должна быть выполнена. Сначала этим будет заниматься узкий круг специалистов».
Трансплантация органов осуществляется на основании соответствующего закона, принятого в 2007 году. Он базируется в первую очередь на презумпции согласия. Органы забираются в результате констатации смерти человека, а именно смерти головного мозга. Если человек не заявил отказ от трансплантации, его органы могут быть донорскими. Этот закон, как считают кардиологи, дает большой толчок развитию трансплантации органов в стране. Так, за прошлый год было проведено 14 трансплантаций печени и свыше 70 — почек. Несмотря на то, что пересадка почки осуществляется не первое десятилетие, именно закон дал основания говорить про конкретное количество упомянутых операций.
— В процессе создания листа ожидания реципиентов мы столкнулись с проблемой, с которой сталкиваются в таких случаях во всех странах, — говорит Юрий Островский. — Как правило, у пациентов с нарушением функии сердца наблюдаются нарушения в работе печени, почек и легких. Поэтому следующим этапом нашей работы будет создание совместной с пульмонологами и онкологами программы, в пределах которой мы займемся трансплантаций легких, а потом — пересадкой легких и сердца в комплексе…
Светлана Борисенко, газета
Что такое дилатационная кардиомиопатия
Дилатационная кардиомиопатия (справа) и нормальное сердце (слева) в разрезе.
Видны расширенные полости сердца.
Идиопатическая дилатационная кардиомиопатия (ДКМП) — тяжелое заболевание сердца, причины которого слабо изучены. Возникает в молодом возрасте. Сердечная мышечная ткань перерождается, полости сердца расширяются в размерах (лат. dilatatio — расширение), а его стенки истончаются. Сердце становится шаровидным. От появления симптомов до возникновения развернутой клинической картины проходит обычно 1,9 года. Симптомы обусловлены сердечной недостаточностью: одышка, сердцебиение, отеки на ногах. В расширенных полостях сердца кровь застаивается и сворачивается. Образовавшиеся тромбы легко отрываются от стенок и попадают в общий кровоток (это называется тромбоэмболия). В измененной мышечной ткани часто возникают аритмии, в том числе смертельные. У больных дилатационной кардиомиопатией высокая смертность. Современная медицина достигла определенных успехов в лечении аритмий и сердечной недостаточности, но остановить прогрессирование ДКМП пока не способна.
Идиопатическая дилатационная кардиомиопатия (справа).
Из истории трансплантологии
(данные из учебника по общей хирургии С.В. Петрова и интернета).
Самая частая и детально разработанная операция в трансплантологии — пересадка почки. Первая успешная пересадка почки проведена в 1953 (Хьюм). В Беларуси первая такая операция сделана в 1971 г. академиком Н. Е. Савченко. В 1971-2002 гг. в РБ выполнено около 1 тысячи таких операций, а сроки жизни больных с пересаженной почкой достигают 30 лет.
Пересадка сердца впервые была сделана в 1967 году Кристианом Бернардом. Больной прожил после операции 16 суток и умер от двусторонней пневмонии и криза отторжения. В Беларуси первую операцию по трансплантации сердца выполнили 12 февраля 2009 года.
Пересадка печени считается самой сложной (!) операцией в трансплантологии как в отношении хирургического вмешательства, так и в отношении реанимационно-анестезиологического обеспечения. Это обусловлено тем, что печень не только получает кровь для собственных нужд, но и очищает всю кровь от желудочно-кишечного тракта, а значит, имеет много крупных сосудов. Из-за больной печени нарушается свертывание крови, а сама она уплотняется, резко увеличивается в размерах и весит намного больше (в 3 раза больше по сравнению с нормой в 1.5-2 кг). Во время операции переливают 10-12 л крови и кровезаменителей, а само вмешательство длится 10-12 часов (пересадка сердца — всего 3 часа).
В мире впервые успешную трансплантацию печени человеку осуществили в 1967 году. Первая в Беларуси пересадка печени состоялась в ночь со 2 на 3 апреля 2008 года и длилась 12 часов. Для сравнения: первая белорусская пересадка сердца заняла 5.5 часов.
Мои комментарии
Белорусские медики стажировались в Вильнюсе — в Литве, которая по населению меньше Беларуси почти в 3 раза. Тем не менее, там пересадка сердца с 2001 года стала обычной операцией… На Украине сердце пересадили в первый раз также в 2001 году. Беларусь отстает даже от ближайших соседей. Хотя что тут говорить, если в 2003-2007 годах на известных кардиохирургов РНПЦ «Кардиология» было заведено несколько уголовных дел по сомнительным, по моему мнению, основаниям. Некоторых осудили.
Сама трансплантология — очень дорогостоящее «удовольствие». Это не только обучение специалистов, расходы на операцию и обследования, но и дорогостоящая иммуносупрессивная терапия, чтобы чужой орган не был отторгнут иммунной системой организма. В связи с нарастающим экономическим кризисом денег в белорусском бюджете будет все меньше. Из-за этого встанет этический вопрос выбора: что лучше — сделать дорогостоящую операцию и спасти жизнь одному человеку или поставить в крупном городе, к примеру, компьютерный томограф, который поможет сохранить жизнь десяткам? А вы что думаете?
Читайте также:
Скажу свое мнение о кардиохирургах. Молодцы! Супер!
Мне такого не достичь никогда!
А на правильно поставленный вопрос — ответ напрашивается сам. Лично мне не хотелось услышать обвинения в мой адрес о том, что лично я никогда не смогу этого сделать, что я ретроград и тому подобное. Но то, тем чем я занимаюсь — диагностика — дает эффект на ранней стадии и лечение обходится в копейку, а здесь терминальная хирургия, которая при одной спасенной жизни тратит миллионы. Но зато при этом можно неплохо кормиться чиновникам от медицины.
И поэтому они будут активно содействовать развитию этого направления и наплевательски относится к проблемам ранней диагностики и лечения больных. потому, что там для них ХЛЕБА С МАСЛОМ НЕТ.
Работа по поиску потенциальных доноров не отлажена. Скажем, с врачами минской скорой никакого инструктажа не проводилось.
С трудом представляю себе содержание подобного инструктажа. Что вы имеете в виду?
В Канаде, когда я получил права на мотоцикл, в них была брошюра с конвертом. В ней было предложено стать донором органов. Цинично, конечно. Но справедливо, учитывая высокое количество несчастных случаев среди мотоциклистов… Заполнил её и отослал. К чёрту суеверия
Врач «скорой», естественно, не может определить смерть мозга. Но предположить достаточно близкое наступление этого-вполне. Сообщив о потенциальном доноре заранее, можно сберечь драгоценный час, а то и два, ежели в соответствующую клинику быстро приедут люди, уполномоченные принимать решение о смерти мозга.
Я думаю, что на скорой достаточно других забот, помимо вычисления потенциальных доноров. А время не имеет принципиального значения: при смерти мозга жизнь поддерживается искусственно, с помощью ИВЛ. Лишний час-два ничего не изменит.
Насчет других забот вы полностью правы. Насчет времени не знаю.
Ад душы віншую сп. Астроўскага. Чуў многа добрых слоў у яго адрас. Ён сапраўдны прафесіянал. Паболей бы нам такіх беларусаў. Новых поспехаў Вам, доктар!
У мяне ўжо 10 гадоў мерцацельная арытмія. Дапамагчы ніхто не можа. Калі хто зможа — дапамажыце.
Вообще-то по интернету мы не лечим, но общие принципы лечения обрисую.
После 10 лет аритмии нормальный синусовый ритм восстанавливать уже не будут, время ушло. Вам надо держать средний ЧСС на уровне 60-75 (дигоксин и др.), заниматься профилактикой сердечной недостаточности (ингибиторы АПФ) и тромбоэмболий (аспирин, при необходимости — варфарин). За конкретным лечением обращайтесь к кардиологу.
А я скептично к этому отношусь. Ну молодцы, что сделали, сделали спустя полвека после Барнарда. Он свою пересадку сделал в 1967 году. Не такая уже это сложная операция: два сосудистых анастомоза, да предсердия пришить. Есть в кардиохирургии операции по серъезнее, особенно это касается хирургии врожденных пороков сердца. Пересадку сердца на Западе делают резиденты по кардиохирургии и обычные кардиохирурги. Как мне рассказывали, в центре одном в Германии, сидели обычне ребята на дежурстве, кофеек попивали, привезли сердце, пошли спокойно пересадили и ни какого ажиотажа.
А трансплантология в РБ совковая. Нету должной организации как на Западе и не будет. Расшифровывать не буду.
Печально все это…
Случайно попал на этот блог. Сижу, пишу ночью сценарий на передачу в которой отражаются новости с позитивной точки зрения, любые новости, и подумал что «как здорово что этот хирург-кардиолог сделал такую операцию». А потом прочитал все выше написанное.
И стало грустно…
Для Ничипор.
Позитивнее нужно просто смотреть на данную ситуацию — несмотря на наши «мировые достижения», эти парни все еще работают в медицине.
Могу ли я стать донором сердца при жизни, к примеру чтоб спасти жизнь другому человеку. Если да, то подскажите что нужно для этого.
Без сердца жить нельзя, поэтому поделиться им, в отличие от, к примеру, почки, можно только после смерти мозга. Для этого изначально нужно быть нестарым здоровым человеком и получить повреждения, которые несовместимы с жизнью мозга, но позволяют сохранить внутренние органы в порядке. Например, пулевое ранение в голову.
Также требуется, чтобы родственники не заявили о своем несогласии с донорством. Подробнее об этом читайте здесь:
tolstonogov.blog.tut.by/2010/10/22/doktor-kevorkian-ldquo-transplantatsiya-tehnologiya-protsessa-rdquo/
От себя скажу, что подходящих доноров бывает не так уж много, то есть шанс невелик. А взять сердце у живого человека при жизни могут только преступники. Такое возможно, но не в Беларуси.
Делаете ли вы операции маленьким детям (до 1 г.)? если да, то сколько такая операция стоит?
Если вы про хирургические операции на сердце вообще, то делают и детям. Насчет конкретно пересадки детям сейчас — не знаю, надо обращаться в РНПЦ «Кардиология». Все операции белорусским детям в Беларуси делают бесплатно, это же не косметологические процедуры.