Есть хорошая поговорка: все болезни от нервов и только сифилис от удовольствия. Поработав на скорой, убеждаешься в правоте первой части фразы.
Вспоминаю вызов к больной с поводом «плохо с сердцем». Приезжаем, больная сидит на стуле. Слушаю ее жалобы «у меня больное сердце, я задыхаюсь!» и тут понимаю, что пациентке на глазах становится хуже, мы даже не успеваем развернуть кардиограф и начать запись ЭКГ. Она уже буквально кричит: «Я задыхаюсь! У меня кружится голова!» и дышит как паровоз, то есть делает быстрые глубокие вдохи. Подышите так полминуты и тоже сможете упасть в обморок. А больная в панике: «Держите меня, я сейчас упаду! У меня больное сердце! Мой муж умер от инфаркта!!». Пациентка меня уже не слышит. В этом шуме и гаме бегают растерянные родственники, усиливая общий переполох.
И здесь мне в голову приходит единственно верное решение. Я достаю из бережно хранимой коробочки ампулу реланиума (снотворный препарат), которую фельдшера вводят на физрастворе внутривенно. Одна минута — и я не поверил своим глазам. Пациентку будто подменили — спокойная, улыбается, дышит нормально, жалоб нет. Кардиограмма тоже в порядке, ничего опасного. Хорошо полечили, больная даже спасибо сказала.
Еще помню случай, когда приехали на пожар. Пострадавших в частном доме, к счастью, не оказалось, но мы остались подождать. Кто-то позвонил одной из жительниц и та срочно приехала на такси. Выйдя из машины, жительница сразу обвинила в произошедшем себя, началась истерика с воплями и слезами, поднялось давление. Следующие полтора часа мы занимались только ею. Укололи реланиум и магнезию, напоили корвалолом, дали внутрь таблетку клофелина (все 4 препарата — успокаивающие), кое-как успокоили. Но стоило больную выпустить из машины скорой помощи, как та увидела горевший дом и пожарных, и истерика повторилась в мини-варианте. Пришлось уколоть еще один реланиум и передать соседке со строжайшим наказом сегодня не выпускать больную из дому, а завтра вызвать участкового врача, чтобы тот выписал что-нибудь успокаивающее в таблетках.
Как вести себя, если рядом у человека возникла истерика как «острая реакция горя» (медицинский термин)? Самое надежное средство — снотворный препарат внутривенно (естественно, психотропных препаратов поблизости обычно нет, они на строгом учете). Наша пациентка горевала из-за поврежденного пожаром дома, хотя, по моему скромному мнению, надо было радоваться, что никто не погиб и не пострадал, а дом не сильно обгорел. При подобных истериках надо обязательно устранить действие раздражителя (например, вида пожара), как минимум — развернуть пациента на 180° или (лучше) увести в другое место. Еще можно использовать принцип «клин клином вышибают», то есть воздействовать более сильным раздражителем (похлопать по щекам, сбрызнуть холодной водой, причинить боль и т. д.). В тяжелых случаях обязательно вызывайте скорую.
Работники скорой помощи знают про один препарат, который помогает их постоянным пациентам при любой болезни, — фенобарбитал. Фенобарбил относится к снотворным. Синтезированный около 100 лет назад, он входит в состав корвалола и валокордина, которые продаются в аптеках без рецепта и стоят дешево, а потому принимаются больными по любому поводу. Стучит сердце? Давит в груди? Не хватает воздуха? Старческая бессоница? Во всех случаях больные принимают корвалол и получают некоторое облегчение. Проверял на себе ради интереса и выяснил: препарат эффективен и всего 10 капель действует сильнее 1-2 таблеток валерианы. Успокаивающие препараты усиливают также действие обезболивающих.
Корвалол есть, пожалуй, в каждом доме.
Однако у фенобарбитала есть и недостатки. В качестве снотворного препарата он устарел: нарушает структуру сна и имеет эффект «последействия» (вялость и разбитость утром). Но главное — фенобарбитал вызывает привыкание и зависимость, больные вынуждены повышать дозу, иначе будут мучаться бессонницей. Когда приезжаешь на вызов к пенсионерам, на столике обязательно увидишь флакончик корвалола (и чаще всего не один), а запах слышен чуть ли не от входной двери. Фенобарбитал метаболизируется в печени, при этом увеличивая синтез так называемых микросомальных ферментов, которые разрушают ряд других лекарственных препаратов, которые в обычной дозировке теперь будут недостаточно эффективны из-за сниженной концентрации в крови. Для справки: эти же микросомальные ферменты участвуют в метаболизме желчных кислот, поэтому низкие дозы фенобарбитала применяются (по крайней мере, применялись раньше) при желтухе новорожденных. В развитых странах фенобарбитал не используется уже несколько десятков лет.
Теперешние обороты фенобарбитала в Беларуси достигли таких размеров, что привлекли внимание главного нарколога Министерства здравоохранения Алексея Александрова. Читаю сегодня в «Ежедневнике» статью на эту тему (далее цитаты):
«Неконтролируемое потребление барбитуратов в Беларуси ежегодно растет, — заявил главный нарколог Министерства здравоохранения Алексей АЛЕКСАНДРОВ. — В частности, речь идет о фенобарбитале, который входит в состав таких популярных лекарственных средств, как корвалол и валокордин».
«По нашему мнению, у многих потребителей препаратов, содержащих фенобарбитал, имеется зависимость от них, — сказал «Е» А.Александров. — Именно благодаря этой зависимости и складывается впечатление об эффективности этих лекарств. У зависимого человека прием средства вызывает облегчение точно так же, как ломка у наркомана проходит при приеме наркотика».
По словам А.Александрова, потребление безрецептурных барбитуратов вызывает плохо излечиваемую зависимость, проявляющуюся болезненными симптомами при отсутствии лекарства, а также порождает ряд других соматических проблем. У лиц пожилого возраста они вызывают снижение памяти, замедление мышления, ухудшение реакции, увеличивают риск возникновения переломов. А ведь именно пожилые люди являются наиболее частыми потребителями таких препаратов.
Заявляя о необходимости борьбы с неконтролируемым приемом барбитуратов, наркологи говорят, что намерены вести ее очень осторожно.
«Это будет прежде всего информационная работа, а затем уже регулятивные меры, — подчеркнул А.Александров. — Просто попытка регулирования может вызвать негативную реакцию у многих людей». Разъяснительную работу придется вести не только среди склонных к самолечению пациентов, но и среди придерживающихся устаревших традиций врачей общей практики, нередко предпочитающих назначить «легкое» успокоительное средство пациенту с симптомами тревожного расстройства, которого следовало бы направить к психотерапевту.
Мой комментарий
Озвученные меры борьбы на сегодняшний день окажутся бесполезны по нескольким причинам.
- Наркологи утверждают, что фенобарбитал устарел, и сейчас имеются более безопасные современные снотворные препараты. Обыватель в это не поверит, так как большинство «современных препаратов, к которым не возникает привыкания» причислены к психотропным и продаются сугубо по рецепту. А по здравому смыслу все должно быть наоборот, не так ли?
- Чтобы избавиться от «корвалольной» зависимости, государство должно предложить в свободной продаже более безопасный препарат со схожей эффективностью и такой же низкой стоимостью. В противном случае, основные потребители корвалола (пенсионеры) не захотят или не смогут купить новое лекарство. Существует ли такой препарат?
- Работа среди врачей общей практики по ограничению употребления корвалола будет эффективной только при выполнении двух условий:
- если больные смогут без труда попасть на прием к психотерапевту, психологу или психиатру. Сейчас в Беларуси не хватает как психотерапевтов, так и психиатров. Про психологов не знаю.
- если больные не будут бояться пойти на прием к этим специалистам. Психология общества такая, что полечившись в каком-нибудь отделении неврозов, человек может на всю жизнь получить ярлык «ненормальный» или «психбольной».
Исходя из всего изложенного, могу с уверенностью сказать: на сегодняшний день альтернативы корвалолу в Беларуси нет!
Читайте также: чем опасен для водителей прием запрещенных лекарств?
Хочу ответить только касаемо первой части, т.е. скорой помощи. Есть хорошее, но не совсем литeратурное выражeние: «всё, что не укладывается в голову, укладывается в носилки.» Думаю, что расшифровывать не надо. Вы НИКОГДА дома или на улице не сможете гарантированно отличить органику от функциональных нарушений. Иногда это сложно cделать и в больнице. Поэтому пациент должен получить минимальную помощь и доставлен в приёмный покой. Для вашего же спокойствия. Вы укололи массу транквилизаторов, вы не можете предсказать, что будет с пациентом потом. Огромная разница, когда реакция на ситуацию возникает у молодых и у пожилых. СП не должна лечить. Её задача—это первая помощь и устранение опасных для жизни симптoмов. И не более. А что касается корвалола(валокордина), то честно, не хочется это обсуждать. Это же 18 век!
К сожалению скорой и к радости работающих в больнице, всех в стационар не отвезешь. Приходится сортировать. Если возможно какое-то скрытое осложнение, конечно же, отвозим. В любом случае, всегда остается шанс вызвать скорую повторно. На повторных вызовах в больницу отвозят гораздо чаще.
Зато я могу предположить, что будет с пациентом в приемном отделении. Так как скорая уже «полечила», то обычно пациент просто сидит пару часов в коридоре, после чего ему разрешают пойти домой. Как или на чем — это проблемы его или его родственников, которым обычно звонят и просят забрать пациента. Чтобы лечь в больницу, нужно очень серьезно заболеть…
Очень плохо, если СП вызывают повторно. Это прямая недоработка персонала. Если чувствуешь, что что-то не то, надо сразу везти в приёмник. А то, что пациент побудет в ПП несколько часов, так это и надо для исключения грубых ошибок. Вы же помните , что врач ВСЕГДА виноват.
Так чаще всего и делается.
За необоснованную госпитализацию тоже наказывают…
Всего пару лет назад вышеперичисленые «средства от всех болезней» (корвалола и валокордина) в Литве были включены в перечень наркотических и психотропных препаратов. В результате, забыв выложить из своей дорожной аптечки корвалола и валокордина при поездке в эту страну, теперь можно получить большие и незабываемые приключения на своё мягкое место.
На сегодняшний день признали, что «употребление безрецептурных барбитуратов вызывает плохо излечиваемую зависимость, проявляющуюся болезненными симптомами при отсутствии лекарства, а также порождает ряд других соматических проблем.» То есть признали, что корвалол – это «лёгкий», но всё-таки наркотик!!
Почему-то на тот момент решение вызвало недоумение среди наших и фарм производителей. Вот например: «Решение Литвы отнести распространенный в Европе валокордин к наркотическим препаратами вызывает, по меньшей мере, недоумение среди фармпроизводителей. «Валокордин — лекарство, которое делают в Германии и применяют в Евросоюзе. Что они выдумали?«, — сказал сегодня президент фармацевтического концерна «Феррейн» Владимир Брынцалов. По его словам, данные препараты является сильно действующими лекарствами, а не наркотическими препаратами. Извлекать же из валокордина и корвалола фенобарбитал экономически невыгодно, тогда «одна доза наркотика будет стоить порядка тысячи долларов», отметил он в эфире радиостанции «Эхо Москвы».» (http://www.newsru.com/world/30aug2005/phen.html)
Следующий на очереди популярный напиток «Настойка Боярышника» …
По поводу «сразу везти в приёмник»: отношения между ссорой и приёмником и так накалены до предела «В приемном отделении больниц на скорую смотрят примерно также, как Бен Ладен на Америку.» (цитата из статьи «… и 14 причин на скорой не показываться»). Зачем всё ещё больше усугублять, давайте может ещё свалим на поликлиническое звено, что там человека не отправили вовремя к психиатру.
Примерно такие (2007 год):
После того, как судья Подопригоров огласил приговор Чечурову и Лагуну, белорусские власти запретили продавать на территории страны «туссал» без рецепта.
Крыса учёная, не все, кто вызывает скорую, действительно в ней нуждаются. Это скажет любой, кто там работал. С другой стороны, не все, кто действительно нуждаются, вызывают скорую.
Вчера наш министр здравоохранения В. Жарко сказал, что Беларусь занимает лидирующие позиции в мире по числу госпитализированных граждан и по времени, которое они проводят в стационарах. И что эти показатели надо уменьшать.
Согласен на 1000%, что СП вызывают без необходимости. В моё время, когда я рабoтал на кардиореанимационной бригаде, процент ОБОСНОВАННЫХ вызовов был крайне мал(а это спецбригада!). Иногда за дежурство не было ни одного профильного вызова. И это в те годы, когда ещё не было того беспредела, что творится сейчас. Доставка пациента в ПП вовсе не означает его госпитализацию. И опять же всё упирается в огромное количество НЕОБОСНОВАННЫХ вызовов. Это корень всех проблем. Беспрепятственный приём вcего подряд, дабы чего не произошло, ведёт к катастрофическим последствиям, и в первую очередь, для тех, кто действительно нуждается в экстренной помощи. Но насколько я вижу по той доступной информации, что имеется, эта проблема решена не будет никогда.Пpоще всего обвинить персонал. Я уже писал на эту тему в разделе СП
Вы не упомянули еще важное правило- удалить подальше зрителей и болельщиков.
Истерикам заметно становится лучше.
Точно! Но на скорой не всегда есть возможность разогнать толпу, особенно на улице.
Комментировал статью. Написал там.
Девять нарколабораторий было выявлено в 2008 году в Беларуси
20:36:19 19.02.2009 doctor
Начинается.
Очередная имитация борьбы с наркоманией.
Аналогичную борьбу с коррупцией в отношении врача мы недавно наблюдали. МВД идет по пути наименьшего сопротивления. Продавливает в список наркотических, психотропных и их прекурсоров внести препараты содержащие фенобарбитал.
( По радио 19.02.09 объявляли целый день) – «Валокордин», «Корвалол». Таким образом им будет легче показатели борьбы с наркоманией выполнять. Очень просто ловить фармработника за один флакон «Корвалола», проданного пенсионеру без рецепта, вместо того, чтобы заниматься ловлей реальных наркобаронов.
Задам несколько вопросов Главному наркологу Минздрава Алексею Александрову и медикам, которые бьют тревогу.
1. Уже есть несколько случаев приобретения наркозависимости через эти препараты.
Конкретнее, сколько таких наркоманов и где доказательства этого?
2. Вы в курсе, сколько человек в Беларуси принимает «Корвалол» и «Валокордин»? Одних пенсионеров у нас 2.5 млн.
3. Вы в курсе, что у нас средняя посещаемость поликлиник 12 раз в год для каждого белоруса?
4. Сколько посещений добавится для выписки этих препаратов?
Подвожу итог.
Все как всегда. Для имитации борьбы с наркоманией 2 службам надо всей стране создать проблемы. Шума будет много, эффекта — ноль.
Здесь мы имеем порочный круг — в результате всех вышеперечисленных проблем — ругани в приёмнике, опасности повторных вызовов у хроников, скучающих бабушек, истеричек и прочих, невозможности доставить в стационар всех, распространённости сотовых телефонов, страха у ответственного врача, дающего консультацию по телефону (боится пропустить ургентную патологию или навредить!!! своим советом),… так вот в результате всего этого работники СП профилактируют «повторы» введением транков где надо и где не надо. По этому многие хроники просто «сидят» на Сибазоне, Реланиуме и прочих Седуксенах. И часто вызов скорой производится только для того, чтобы укололи заветный препарат.
Не совсем так. До 2005 г. введение бензодиазепинов на белорусской скорой не требовало строгой отчетности. Потом их приравняли к наркотическим средствам, соответственно, вводить седуксен и K° стали реже. Зато чаще — димедрол.
А проблема действительно есть. Вызывает одинокая бабушка («плохо с сердцем»). Приезжаем: давление, пульс, ЭКГ — все в пределах нормы. Объясняю это бабушке, даем полтаблетки анаприлина, уезжаем. Через час — повторный вызов с тем же поводом. Едет другая бригада, видит такую же картину. Пациентка уже забыла, что час назад у нее была скорая. Бабушке делают димедрол, чтобы та уснула. Остаток смены проходит спокойно.
Ну, и что делать с таких случаях?
Может в такие непопулярные препараты как статины и нитраты тоже добавлять фенобарбитал? Население будет активно потреблять, а не на уровне 2% от необходимого количества как сейчас.
…и всё таки мне интересно…. хотя может и ОФФТОП… при отравлении корвалолом травишся барбиталом или чем то ещё??? (там ведь компанентов далеко не один) …или травишся всеми компанентами вкупе?))
Фенобарбитал — самый сильнодействующий компонент. Передозировка других веществ, наверно, протекает легче.
Вот интересно, а можно ли корвалолом серьезно травануться?
Даже если исключить обилие вкуса у препарата, которое не даст принять его много без риска рвоты.
Инструкции гласят, что
«Прием внутрь 1 г фенобарбитала вызывает серьезное отравление у взрослых, прием 2–10 г как правило вызывает летальный исход«.
«Фенобарбитал-натрий в дозах, поступающих в организм при приеме корвалола в обычных дозах (20 капель содержат около 0, 0075 г = 7, 5 мг фенобарбитала), »
Т.е., чтобы принять опасную дозу (1 грамм) нужно выпить 133 мл корвалола (округленно). Или 5-6 флаконов по 25 мл.
Впрочем, и 133 мл 96% спирта, являющегося основой препарата, наверняка окажут синергический эффект.
Теоретически возможно, выходит. Интересно, а практически кто-нибудь такие отравления видел (в смысле, опасные для жизни отравления корвалолом)?