С момента создания блога (август 2007) проблемы белорусской медицины не меняются (постоянство — признак стабильности?). Речи произносятся, отчеты пишутся, предложения вносятся, а воз и ныне там. О текущей ситуации — в газетной статье из «Звязды» (перевод с белорусского).
Почему объемы подготовки специалистов с медицинским образованием в Беларуси постоянно растут, а залатать «прорехи» в кадровом обеспечении отрасли никак не удается? Можно ли преодолеть хронический кадровый голод в первичном звене? Как закрепить молодых специалистов на их первом рабочем месте? Куда вообще уходят кадры из медицинской отрасли? Все эти вопросы в очередной раз поднимались в стенах БелМАПО на итоговой коллегии Министерства здравоохранения нашей страны.
Некоторое время назад в главном медицинском ведомстве пытались составить примерный «сценарий» на ближайшие 5–6 лет: с учетом объемов подготовки специалистов в медицинских ВУЗах, демографических тенденций и многих других обстоятельств получалось, что запросы отечественной системы здравоохранения во врачебных кадрах могут быть удовлетворены до 2014 года. Правда, делалась оговорка, что учесть абсолютно все нюансы, которые могут возникнуть за это время, невозможно. Между прочим, такие «нюансы» возникают постоянно. На некоторых из них остановилась в своем выступлении на коллегии председатель Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников здравоохранения Елена Бельская.
Лидер отраслевого профсоюза констатировала, что по обеспеченности населения врачами Беларусь занимает лидирующие позиции в мире, однако в первичном звене кадровая ситуация по-прежнему остается очень напряженной. В 2009 году прирост количества врачей по системе здравоохранения составил 738 человек, однако это не снизило нагрузку на работающих врачей, наоборот, коэффициент совместительства вырос и составляет теперь 1,41 ставки (в 2008 году — 1,39). Во врачебные амбулатории и участковые больницы было распределено вдвое больше выпускников, чем в предыдущем году, при этом укомплектованность должностей врачей-терапевтов и участковых педиатров, а также врачей общей практики в лучшую сторону не изменилась. В чем причина?
В отличие от многих европейских стран, где профессия врача одна из самых высокооплачиваемых, в Беларуси «стоимость» часа работы медицинских работников составляет всего 4404 рубля, а это, между прочим, только 59,7 % от оплаты за час работы в промышленности. А работа непосредственно врача, который несет ответственность за жизнь больного человека, оценивается в 7322 рубля за час, что ниже, чем заработки работников промышленности, строительства, физической культуры и спорта, банковской сферы, работников органов государственного управления, работников научной сферы и научного обслуживания.
Cоотношение средних зарплат в разных отраслях экономики Беларуси.
— В минувшем году среднемесячная заработная плата работников здравоохранения была 772,8 тысячи рублей, или 276 долларов США, что составляет 71,1 процента от средних заработков в промышленности, — сообщила Елена Бельская. — При этом впервые за последние десять лет реальная заработная плата снизилась на 3,1 процента, хотя вообще по народному хозяйству снижение составило 0,4 процента. И только в Минске был отмечен в минувшем году рост реальных заработков работников здравоохранения на 1,4 процента, что является свидетельством внимания к нашей отрасли со стороны столичных властей. В среднем 30 % молодых специалистов увольняются после обязательного срока отработки. По сведениям анкетирования, из общего количества тех, кто уволился в минувшем году, 50 процентов планировали трудоустроиться в государственные организации, 10 процентов — в частные, 37,7 процента не сообщили о своих планах, а 2,3 процента озвучили свое намерение поехать работать за пределы Беларуси. Последние цифры особенно настораживают, учитывая всемирные тенденции рабочей миграции медицинских работников. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, дефицит медицинских кадров превышает в мире сейчас 4,3 млн. специалистов. Рискну выразить мнение, что для стран европейского региона существует реальная угроза увеличения оттока врачей и медицинских сестер в страны Евросоюза, тем более что там существуют специальные программы найма на работу медицинских кадров из стран-соседей с помощью в адаптации, изучения языка, найма жилья. В интернете уже сегодня можно найти множество подобных предложений из Польши, Чехии, Испании и других стран.
Эксперты ВОЗ констатируют, что рабочая миграция напоминает сегодня принцип домино. Польские медики едут работать в Германию, немецкие врачи — в Великобританию, а английские — в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию. В Германии на ниве медицины «стараются» врачи из России, Ирана, Греции, Австрии, Турции, Румынии, Украины, Италии. В Норвегии более 15 процентов врачей приехали из других стран, а в Великобритании и вообще более 30 процентов. Миграция — как вирус, перед которым нельзя поставить санитарный кордон. Дисбаланс в подготовке медицинских кадров складывался много лет. Состоятельные страны Европы недостаточно средств вкладывали в подготовку медицинских кадров и теперь они вынуждены штопать свои «кадровые дыры» за счет кадров из стран с меньшим уровнем заработков. К тому же население Европы стремительно стареет, что также повышает нагрузку на национальные системы здравоохранения. Если в 1992 году продолжительность консультации врача общей практики в Англии составляла 8,5 минуты, то в 2006 году — уже 12 минут. И совсем не случайно в Евросоюзе появилась идея введения для рабочих мигрантов так называемой «голубой карты», которая дает ее владельцу возможность работать на всем пространстве Евросоюза и равные с гражданами Евросоюза права. С введением «голубой карты» Европа открывает свой рынок труда для высококвалифицированных специалистов из других стран: в первую очередь там ждут врачей, инженеров, специалистов в отрасли компьютерной техники и ученых-исследователей — тех, кто способен внести самый весомый вклад в их экономику.
Однако, по мнению председателя профсоюза, оплата труда является хоть и наиважнейшим, но не единственным стимулом для медицинских работников. Это, в частности, подтвердили и результаты социологического исследования на тему «Трудовая мотивация и социальный статус врача». Как выяснилось, основная преграда для выполнения профессиональных обязанностей, по мнению врачей, — чрезмерные объемы работы с разнообразной документацией (эту причину назвали 55 процентов опрошенных) и высокие нагрузки (39,7 процента респондентов). Причем у 63,4 процента респондентов работа с бумажками и оформлением документов занимает большую половину (!!!) их рабочего времени.
— Эти проблемы следует рассматривать как организационные упущения, которые нужно преодолевать, — подчеркнула Бельская. — Теоретически сократить бумажный документооборот и повысить эффективность работы медицинских работников должна информатизация медицинской отрасли. Примеры успешного внедрения информационных технологий и действительно уже есть. Например, во 2-й минской городской детской больнице компьютеризованно каждое рабочее место врача, каждый сестринский пост и каждое структурное подразделение. Однако в преимущественном большинстве медучреждений действующие автоматизированные системы направлены, скорее, на обеспечение работников оперативной и статистической информацией и не оказывают существенной помощи врачу в его ежедневной работе. Поэтому нам самое время подумать о внедрении электронной карты пациента, примеры использования которой уже есть у наших соседей.
По состоянию на 1 января 2010 года на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состояли 4047 врачей и провизоров (из них в сельской местности работают 485) и 11 376 медработников со средним специальным образованием (2143 — в сельской местности). Из круга молодых специалистов не обеспечены жильем 604 врача (70 из них работают в сельской местности) и 679 средних медработников (160 — в сельской местности). Любопытно, надолго ли молодые специалисты задержатся на первом рабочем месте? Улучшения жилищных условий ожидают также 1400 сотрудников республиканских научно-практических центров, расположенных на территории Минска. До сегодняшнего дня не решен вопрос строительства общежития для РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Александрова, несмотря на те обстоятельства, что участок для строительства был выделен еще в 2007 году. Вместе с тем примеры успешного решения жилищных проблем работников системы здравоохранения есть во всех регионах. В 2009 году врачам было предоставлено 29 служебных квартир, а в регионах молодым специалистам — 243 жилых помещения.
— Мы надеемся, что ситуация с обеспечением жильем работников медицинской отрасли сможет улучшиться в случае подписания указов Президента по этой проблеме, проекты которых уже подготовлены, — подчеркнула Елена Бельская.
Елена Бельская сообщила также, что в правительство направлены конкретные предложения по совершенствованию и повышению оплаты труда работников медицинской отрасли. Понятно, что медики не рассчитывают в сложных экономических условиях зарабатывать больше всех, однако никто не будет отрицать тот факт, что заработки медиков совсем не соответствуют социальной важности, напряженности и ответственности их работы. Абсолютно очевидно, что для системы здравоохранения должна быть разработана своя, отличная от других сфер система оплаты труда, которая отражала бы специфику работы медицинских работников и обеспечивала бы дифференциацию в уровнях оплаты труда различных категорий работников, с учетом их профессионализма, объема и сложности работы, ее качества и эффективности. За последние годы было совершено большое количество «точечных» повышений заработной платы отдельным категориям медицинских работников, однако действующая на сегодняшний день система оплаты труда работников здравоохранения в рамках единой тарифной ставки первого разряда все равно не дает возможности достойно оценить напряженность и ответственность очень специфичной работы медицинского работника.
Надежда Николаева.
Газета «Звязда», 16 марта 2010 года. http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=54986
Читайте также: станет ли Беларусь «донором» медицинских кадров?
Больной должен быть осмотрен вне зависимости от наличия талончика
Об этом заявил министр здравоохранения Василий Жарко в ходе онлайн-конференции, организованной БЕЛТА.
Как сказал министр: «Талончики останутся, пока у нас нет полной укомплектованности врачей. Хотя мы расширяем формы записи: и по Интернету, и многоканальная телефонная связь есть, предварительная запись. Но есть требование, еще раз повторю: пришел больной к врачу — есть талончик или нет — он должен быть осмотрен и ему должна быть оказана медицинская помощь».
При этом, как отметил Василий Жарко, переход на платную медицину в Беларуси не планируется. Анализ показывает, что здоровье белорусских граждан стало ухудшаться и доступность медицины позволяет им получать все необходимые медицинские услуги.
ej.by/news/2010-04-15/bolnoy_doljen_byt_osmotren_vne_zavisimosti_ot_nali.html
Я знаю это лекарство — циaниcтый калий.
D.S.: Принять всему руководству страны однократно по 1 г.
Следует чётко разграничить ДОСТУПНОСТЬ медпомощи и её «БЕСПЛАТНОСТЬ». Второе — это полный абсурд, что доказано во всём мире. Врачей и медсестёр не хватает не только и не столько из-за крайне унизительной зарплаты, а, по моему мнению, из-за отношения общества к медперсоналу как к обслуге. Однако ничего не изменяется и , что самое плохое, — не изменится никогда. Все разговоры так и останутся разговорами. Вы посмотрите, какая каша сейчас заварилась по поводу реформы в России СМП (по разным медсайтам).
Выпускается ВУЗами много докторов. Они просто не доходят до станка.
одни и те же разговоры, ничуть не изменившиеся за 30 лет.
Я видел не один приказ минздрава о запрещении требовать отчетность, не предусмотренную нормативами, а воз и ныне там. Скорее, этот воз нагружается все больше и больше.
Знакомый уч.терапевт сказал как то: ежели все ведущиеся журналы и отчеты и справки сложить в кучу и поджечь с утра, то до вечера гореть будет. И свершенно согласен с Крысой ученой: все так и останется, пока совсем не рухнет
Смотря как работают наши терапевты даже если останется один терапевт на больницу и один заведующий больница не пропадёт. И когда кто-то резко увольняется из одного отделения, то не берут страждущих работать, а ждут пока главврачу не принесут хабар за устройство на это рабочее место. Даже если 3 года не несут оно пустует, а всю работу выполняются несколько оставшихся проффи. Чего чего, а профессионализма нашим врачам не занимать. Куда там буржуинским всяким докторишкам типа Хауза или реальным тупым американским врачам, которые без анализов и обследований ни диагноз не поставят, ни лечение не назначат.
По новым правилам на Украине, если врачу скорой помощи угрожают и пациент проявляет к нему агрессию, по новым правилам медицинский работник может и не предоставлять помощь больному, вплоть до приезда милиции.
Неплохо если б на сайте статья появилась по методикам самообороны докторов. Если такие разработаны конечно… что из оружия носить можно…
Доктора — обычные люди, поэтому особых методик защиты им вроде как не придумано. За исключением разве что психиатров….