Станет ли Беларусь «донором» медицинских кадров?

Что для системы здравоохранения более экономически выгодно и эффективно: постоянно наращивать прием в медицинские учреждения образования, создавать условия для медицинского персонала, которые будут способствовать его закреплению, или полагаться на трудовую миграцию? Как ни странно, но ответ на этот вопрос сегодня ищут не только в Беларуси, но и в странах Евросоюза.

 

Высокоинтеллектуальная миграция

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), сегодня в мире не хватает более 4,3 миллиона работников здравоохранения. В странах Евросоюза дефицит врачей составляет около 25 тысяч специалистов. В последние годы наблюдался серьезный отток медицинских кадров из новых стран-членов Евросоюза в «старые» страны Евросоюза. Врачи ищут для себя работу с лучшими зарплатами и условиями труда. Основными направлениями миграции в секторе здравоохранения стали Германия и Великобритания. Вообще трудовая миграция сегодня напоминает принцип домино, когда польские медики едут работать в Германию, немецкие — в Великобританию, а английские — в США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию. В некоторых странах Европейского региона средний ежегодный прирост числа врачей и медицинских сестер, которые обучались за рубежом, достигает уже 30%. Миграция специалистов — подобно вирусу, перед которым нельзя поставить санитарный кордон.

— По данным Европейской комиссии здравоохранения, к 2020 году дефицит профессиональных кадров в странах Евросоюза вырастет до 1 миллиона специалистов, — сообщила руководитель программы «Кадровые ресурсы» европейского регионального бюро ВОЗ Галина Перфильева. — Дефицит медицинских сестер составит в Евросоюзе 590 тысяч человек, врачей — 230 тысяч и других работников — 150 тысяч человек.

Дисбаланс в подготовке медицинских кадров складывался в Европе многие годы. Богатые страны недостаточно средств вкладывали в их подготовку, и теперь вынуждены полагаться на трудовых мигрантов. Введение Евросоюзом «голубой карты», которая дает ее владельцу возможность работать на всем пространстве Евросоюза и равные с гражданами Евросоюза права, направлена на привлечение в первую очередь врачей, инженеров, специалистов в области компьютерных технологий и ученых-исследователей. Не секрет, что и Беларусь сегодня также рассматривается в качестве одного из потенциальных доноров медицинских кадров.

 

Если нет мотивации…

— По нашему мнению, постоянное наращивание выпуска врачей — путь нерациональный, поскольку по количеству выпускников-врачей на 100 тысяч населения Беларусь занимает сегодня лидирующие позиции и в СНГ, и в Евросоюзе, — поделился своим видением ситуации заместитель председателя Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников здравоохранения Вячеслав Гранько.

Однако, несмотря на увеличение ежегодного числа выпускников медицинских учебных заведений, коэффициент совместительства в системе здравоохранения почти не меняется: так, у врачей этот показатель составляет 1,39, а у работников со средним медицинским образованием — 1,23. Как не меняется в лучшую сторону и ситуация с укомплектованностью кадрами первичного звена. При этом уровень нагрузки у большинства врачей, особенно в первичном звене, существенно превышает нормативный… По нашему мнению, кадровые проблемы нужно решать комплексно. Я имею в виду, что адекватные меры для закрепления специалистов должны делаться не только на республиканском, но и на местном уровнях: местные власти должны решать проблемы с жильем, материально стимулировать молодых специалистов, создавать условия для их профессионального роста.

Несколько лет назад в стране проводилось социологическое исследование на тему «Трудовая мотивация и социальный статус врача», в ходе которого респондентам предложили определить приоритетные проблемы в области. 73,5% респондентов на первое место поставили уровень оплаты труда медицинских работников, а 64% считают, что систему оплаты труда нужно совершенствовать. На отсутствие эффективных стимулов повышения качества медицинской помощи обратили внимание 52% респондентов. И почти каждого второго волнуют вопросы социальной и правовой незащищенности медицинских работников.

— Сегодня час работы работника здравоохранения стоит на 35% «дешевле», чем час работы в промышленности. При этом в среднем один работник системы здравоохранения отработал за прошлый год 2085 часов, что на 12,6% больше, чем в промышленности, — подчеркивает Вячеслав Греньков. — В 2012 году средняя зарплата работников системы здравоохранения составил 368 долларов США — это с учетом работы более чем на ставку.

 

Медсестра — не санитарка

Еще одна проблема — диспропорция в количестве среднего медицинского и врачебного персонала. Сегодня на одного врача в Беларуси приходится в среднем 2,4 медицинской сестры, а рекомендованное ВОЗ соотношение — один к четырем. Фактически сегодня белорусские врачи выполняют значительную часть работы, которую в странах с эффективными системами здравоохранения делают хорошо обученные медицинские сестры. В результате такого ограничения компетенции среднего медперсонала профессиональный и социальный престиж профессии снижается. Кроме того, за счет привлечения к решению клинических задач специалистов с более высоким уровнем оплаты труда снижается и экономическая эффективность системы здравоохранения.

С другой стороны, и средний медперсонал часто выполняет несвойственные ему функции. И эта проблема актуальна не только для белорусской системы здравоохранения. Так, в ходе исследования, которое проводилось в 12 странах Евросоюза и охватило более 33,5 тысячи медицинских сестер, выяснилось, что последним приходится выполнять уход, который не требует сестринской квалификации, организовывать транспортировку пациентов после выписки, транспортировать пациентов в больнице, убирать палаты, доставлять тележки с едой, отвечать на телефонные звонки и выполнять фактически секретарские обязанности. Вместе с тем среднему медперсоналу не хватает времени на выполнение непосредственных профессиональных задач:

  • на мониторинг состояния пациента,
  • своевременную раздачу лекарств,
  • документирование сестринского ухода,
  • подготовку пациентов к выписке,
  • общение с пациентами,
  • обучение пациентов и членов их семьи.

 

Разочарование в профессии

Отдельного внимания заслуживают результаты республиканского социологического опроса «Профессиональная адаптация, трудовая мотивация и социальная защищенность молодого врача», в котором приняли участие 1268 молодых врачей из 45 лечебных учреждений разного подчинения.

— У абсолютного большинства молодых людей их представления и ожидания, сложившиеся во время обучения в ВУЗе (насчет престижа профессии и оценки работы врача обществом, размера зарплат, повышения квалификации, возможностей для самореализации, творчества, свободы и независимости в работе, карьерных возможностей), не совпадают с тем, что они получили в действительности, — подчеркивает Вячеслав Греньков. — По нашему мнению, создание адекватного представления о профессиональной медицинской деятельности — это задача медицинских колледжей и университетов. Еще во время учебы нужно готовить учащихся, студентов и интернов к реальным трудностям, присущим профессии медицинского работника.

В наибольшей степени не оправдались ожидания молодых специалистов, связанные с престижем и общественной оценкой работы врачей, а также с оплатой высококвалифицированной работы врача.

22% опрошенных молодых врачей думают о том, чтобы уволиться с работы. Основные причины, которые заставляют думать об увольнении:

  • низкая зарплата,
  • недовольство жилищными условиями,
  • отсутствие перспектив профессионального и должностного роста,
  • плохое социально-бытовое обеспечение работников,
  • неудовлетворительная организация работы.

Профсоюз интересовали также вопросы рационального распределения выпускников. Почти 30% опрошенных молодых врачей отметили, что при распределении не были учтены результаты их учебы в ВУЗах и 41% молодых врачей констатировали, что при распределении не были учтены их личные интересы.

— Полагаем, что взвешенный подход и рациональность распределения выпускников с максимальным учетом их пожеланий, жилищных условий и перспектив остаются чрезвычайно актуальными, — добавил Вячеслав Греньков.

Что касается возможного оттока квалифицированных кадров за рубеж, то в отраслевом профсоюзе считают, что наиболее вероятный вектор кадровой миграции — восточный. Уже сегодня средние зарплаты врачей в России вдвое больше, чем в Беларуси. К тому же, в отличие от стран Евросоюза, у белорусских врачей нет необходимости проходить в России сложную и трудоемкую процедуру признания своего диплома. Отсутствует также и языковой барьер.

Как показал социологический опрос, на определенный срок с целью работы или учебы выехать за границу хотят 47% молодых врачей. Наиболее высок этот показатель среди молодых специалистов, работающих в республиканских научно-практических центрах, — 67%. А на постоянное место жительства за границу хотят выехать 27,6% молодых врачей.

Следует добавить, что если бы опрос проводился сегодня, то не исключено, что количество желающих выехать на заработки за пределы Беларуси могло бы оказаться еще больше…

Надежда Николаева. Фото Марины Бегунковой, 15 ноября 2013 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2013/11/22017.html

Читайте также:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Напишите свой комментарий:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после ответа по e-mail (если ответ нужен и вы правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких минут до нескольких дней.

Отправляя комментарий, Вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с Политикой конфиденциальности сайта и даете свое согласие на сбор и обработку введенных Вами персональных данных.