Вчера вечером (1 августа 2008) на сайте
Функции по оказанию первичной медицинской помощи в Беларуси будут разделены между скорой и неотложной службами. Такая система до конца года начнет работать во всех регионах республики, сообщила корреспонденту БЕЛТА заместитель начальника управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Беларуси Людмила Жилевич.
По ее словам, в процессе внедрения новой системы скорая медицинская помощь станет выезжать по вызову в экстренных случаях в течение 15 минут — причиной тому может стать ДТП, травмы, отравления, роды или внезапные заболевания, угрожающие жизни человека (пребывание больного в бессознательном состоянии, судороги или кровотечение) и в некоторых других случаях.
На экстренные вызовы (ДТП, утопление, «умирает» и др.) скорая должна выезжать в течение 4 минут. Этот показатель контролируется и должен быть равен 100% (об этом я писал год назад в статье Как устроена служба скорой помощи). Диспетчер имеет право отменить для бригады текущий вызов и передать более срочный. Благодаря этому данный показатель достигает 95-100%.
Чуть менее экстренные вызовы (роды, отравления, без сознания, судороги) также не залеживаются и передаются вне очереди. По-моему, в этом плане разделение служб не принесет ничего нового в скорости обслуживания вызовов.
Служба неотложной помощи будет работать при поликлиниках и выезжать по вызову в течение часа в тех случаях, когда больной может немного подождать. «В структуре выезда скорой помощи за первый квартал текущего года 63% вызовов в Минске подпадают под категорию неотложных. Такая же ситуация наблюдается во всех регионах республики — самый низкий показатель количества неотложных вызовов в Брестской области, и то он равен почти 50%», — отметила Людмила Жилевич.
Она рассказала, что зачастую мотивацией вызова скорой является аллергия, головная боль, боль в спине, животе, сердце или симптом под названием «мне плохо». Пациент имеет право обратиться за помощью, вызвать скорую. Разделение службы вовсе не означает, что ему ответят отказом в выезде. Просто служба оказания неотложной помощи (та же скорая, новая система не предполагает появление новых штатных единиц) приедет немного попозже. «Каждый человек может облегчить работу медицинских бригад, которые ограничены в своих возможностях. Вызывая скорую помощь, он должен дать основания для вызова. Возможно, где-то помощь специалистов в этот момент требуется гораздо больше, чем ему», — подчеркнула замначальника управления.
Неотложные (не скорые) вызовы занимают большую часть времени работы службы скорой помощи. Насколько мне известно, по возможности неотложные вызовы просто передаются на выполнение в поликлинику, если та работает. Такие вызовы выполняются скорой помощью в последнюю очередь. Теперь же произойдет разделение скорой на разные типы бригад: экстренные и неотложные. У первых работы будет чуть меньше, но она будет тяжелее(«редко, но метко»). Во втором случае загрузка будет 90-100%, но работа спокойнее — с постоянными хроническими больными. Вот интересно, зарплата будет одинаковая?
На вопрос о номерах, по которым теперь можно будет вызвать скорую и неотложную помощь, заместитель начальника управления ответила, что пока номер останется один и тот же для обеих служб. Решать о том, какую бригаду отправить по вызову, будет дежурный фельдшер.
Апробацию новая система проходила в одной из минских поликлиник, а также в поликлиниках Витебской и Брестской областей. По истечении срока эксперимента можно констатировать, что новшество дало свой положительный результат. Врачи бригад неотложной помощи за время выездов хорошо познакомились с населением своего района. Теперь сотрудники неотложки в случае повторного вызова от больного, чье состояние здоровья они знают как дважды два, могут проконсультировать его по телефону, научить, как правильно реагировать на проявления его хронического заболевания.
По нынешним инструкциям, скорая не имеет права назначать лечение больному. Здесь два обоснования:
- конкретный работник скорой чаще всего видит больного только один раз (даже если тот часто вызывает скорую, по законам вероятности следующая встреча может состояться не скоро), а лечение нужно контролировать и корректировать;
- у больного есть постоянный лечащий врач — участковый терапевт. Другое дело, что участковому может быть некогда или не хватать знаний.
Теперь на скорой, если мы видим, что лечение назначено не вполне корректно, то советуем, как надо его изменить, но просим обязательно согласовать это с участковым врачом. По новой системе полномочия врачей скорой могут расшириться. Логично предположить, что после нескольких успешных советов врач скорой вырастет в глаза больного до статуса «второй участковый», действующий независимо от первого. А здесь появится новая опасность, подмеченная поговоркой «у семи нянек дитя без глазу«.
Приведу пример, приближенный к реальности. У курящего больного хронический обструктивный бронхит и тахисистолическая форма мерцательной аритмии. Участковый назначает анаприлин для урежения ЧСС. Одышка усиливается. Скорая рекомендует сменить анаприлин на верапамил. Больной чувствует облегчение, авторитет участкового врача поликлиники падает. Другой вариант: больной запутается, что ему принимать, и примет оба препарата одновременно, что чревато развитием полной поперечной блокады сердца, вызовом скорой и госпитализацией. На кого повесят всех собак в этом случае?
«Эксперимент показал, что количество вызовов снизилось. И на пути новшества стала только одна проблема — непонимание со стороны граждан ситуации, когда помощь должна прийти к ним позже, чем обычно. По мере внедрения новой системы население будет информировано о новшестве, что исключит случаи беспокойства из-за незнания обстановки», — резюмировала Людмила Жилевич.
От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Если не уменьшится число вызовов или не увеличатся штатные должности, то общая нагрузка на скорую не изменится, а время ожидания даже возрастет, т.к. экстренные бригады будут работать в режиме ожидания (как и положено скорой), а не «с колес». Общая нагрузка уменьшится, только если больным будут советовать, какой препарат принять, по телефону, а не на визите.
Удастся ли не наломать дров при реформировании?
«От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Если не уменьшится число вызовов или не увеличатся штатные должности, то общая нагрузка на скорую не изменится, а время ожидания даже возрастет«- полностью согласен. Тем более, для любого среднестатистического человека ЕГО «болячки» прежде всего.. и ехать нужно именно к НЕМУ.. не важно голова болит или инсульт.
Думаю, что особой пользы разделение не принесет.
Интересно,как будут укомплектоваться кадрами и технически неотложная помощь при поликлиниках? Закупаться автомобили будут отдельно или передоваться с подстанций СМП? И вообще,сократится ли количество бригад на подстанциях? Что будет со специализированными бригадами?
Разработаны ли нормативы для новой службы скорой? Хотелось бы узнать ответы на эти вопросы.
Насколько я понял, скорую просто разделят:
(та же скорая, новая система не предполагает появление новых штатных единиц)
Очередная идея. По многим причинам невыполнимая.
Минск — это не вся страна. В нашем районе скорая помощь представлена 2 бригадами ЦРБ и 1 бригада РБ. Эти 2 +1 бригады обслуживают все вызовы , которые поступают в течении суток. В течении дня неотложные вызовы принимает поликлиника, но так как участковые работают по скользящему графику в 3 смены, то часто получается, что время визитов на дом прошло, а появляется вызов – некому обслужить. Или наоборот – вызов ранний , а врач работает в последнюю смену. И все эти вызовы ложатся на скорую.
Район не большой, но если машины СП разъехались по крайним точкам, то вообще некому на экстренную ситуацию ехать. Каждую неделю 1-2-3 раза одна бригада транспортирует больных в обл.центр и вообще остается 1 бригада на все случаи жизни.
Врачей на скорой у нас нет, только фельдшерские бригады.
То, что планирует Минздрав – это очередная попытка не меняя систему добиться мировых результатов.
Бесплатная и доступная медицина развращает человека и позволяет ему пользоваться медицинскими услугами без ограничений. А отказать ему никто не сможет, так как «опытный дежурный фельдшер» после одного такого отказа в лучшем случае будет уволен, в худшем – посажен. И эти же деятели, чтобы удержаться в кресле, сдадут фельдшера не задумываясь и еще громче всех будут трубить.
Но пусть Минздрав издаст четкий приказ на какие слова по телефону нужно реагировать экстренно, а на какие –только через 1 час, повесить перед диспетчером и пусть он знает, что за все отвечает заместитель начальника управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Беларуси Людмила Жилевич, а не конкретный диспетчер. И он будем выполнять его.
А про нагрузку на СП и то, что решать проблему надо в направлении «установки счетчика на мед.услуги» расскажу реальный случай. Несколько лет назад у нас в районе было принято решение за ложные вызовы требовать оплаты. Были разработаны расценки, выданы фельдшерам квитанции. Подробностей не помню. Но то, что последовало за распространением информации по району, помню отлично. Количество вызовов сократилось минимум в 2 раза! Платить никто не хотел! А вдруг вызов посчитают необоснованным?
А все эти мероприятия Минздрава – пустое. Правильно сказано, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
Тоже прочитала статью, ничего кроме мысли об очередной глупости чиновников она не вызывает, дурь полная, вместо того, чтобы изобретать велосипед, да биться за мировые показатели в нашей реальности, лучше бы думали как оборудованием оснастить, машины нормальные закупить, создать человеческие условия для работы и отдыха между вызывами врачам СМП. Бывала на многих станциях — мало где хорошо, в основном убогость, граничащая с нищетой. Впрочем, это отдельная тема.
а как же быть районной скорой, где 2 врача и о спецбригадах только слышали?
Хороший вопрос.
В новости об этом ничего не было сказано.
Все это, мягко говоря ерунда, опять реформу проводят люди далекие от земли. Зачем ломать налаженный механизм, что делать, в даже крупных районах где на 9 бригад 1 врачебная?Как быть со специализированными, например педиатрическими? А такая структура уже была в СССР в 60-70 годах и от нее правильно отказались. Не надо брать худшее из прошлого и выдавать за новшество.
Спасибо. Как раз недавно читала материал на туте и думала, а что же это даст. Факты ведь в том, что общая нагрузка на скорую не только не уменьшится, но вырастет — население стареет и все больше болеет (по официальной статистике минздрава постоянный ежегодный рост —http://am-am.info/gv-antibiotiki-pediatry-ili-nemnogo-ob-oficialnoj-informacii-dlya-naseleniya/
Недавно вон тоже новость была — только 15% минчан здоровы. И скорость реагирования скорее всего упадет. При этом и врачей в обозримом будущем (2-3 года вперед) по-прежнему будет не хватать. В принципе, логику действий можно объяснить и понять, но предпосылок для такого разделения пока маловато, мне кажется. Это как «мы делили апельсин», только вместо апельсина финик
За комментарии всем спасибо. Как оказалось, на счет реформы скорой все не так однозначно. На днях напишу об этом новый материал.
Разделение скорой и неотложки не приведет ни к чему хорошему и кол-во вызовов не уменьшается-просто идет показуха и двойная бухгалтерия — часть вызовов пишут в комп, а остальные(большую часть)в журнал неотложки, но если просмотреть эти вызова — то это и отек легких и инфаркты и травмы.Для больных все изменится только к худшему — потому-что если сейчас работают все бригады, то после раздела пахать будет только некоторая их часть-увеличется время доезда, но не качество помощи, все будут тянуть неотложки
Еще раз благодарю всех за комментарии и приглашаю узнать новую информацию о реформе скорой.
Эта тема закрывается, все комментарии оставляйте в новой.