Проявление детской агрессии является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которым приходится иметь дело родителям, воспитателям, психологам и психотерапевтам.
Наблюдение за малышами в одном из дошкольных учреждений показало, что большинство маленьких воспитанников время от времени проявляли физическую агрессию: дети разрушали построенные другими фигурки, ломали игрушки, дрались, кусались и т.д. Вообще с помощью агрессивности человек стремится привлечь внимание к себе, подчеркнуть свое превосходство, защититься от нападения, обиды, обмана. Это может быть желание чувствовать себя главным, стремление получить желаемое любой ценой, желание получить удовольствие от нанесенной другому обиды, а может быть и имитация поведения взрослых или особенность нервной системы, наследственность, воздействие алкоголя.
У детей разного возраста агрессивность проявляется по-разному. Скажем, у 1-2-летних детей вспышка гнева и физическое нападение на сверстника обусловлены конфликтом из-за обладания игрушками. В 3-летнем возрасте крик, плач, кусание, топанье ногами связаны с ограничением взрослыми познавательной активности малыша. В любом случае взрослым необходимо сохранять спокойствие — это лучший способ реагирования на агрессивное поведение. Следует избегать физического наказания: частое применение таких приемов рождает привычку к агрессии, от которой недалеко и до агрессивности. Нельзя обращаться к унизительному моральному наказанию: у ребенка может появиться чрезвычайная жестокость, тайная агрессивность, желание мести.
Вмешательство специалистов требуется в двух случаях. Первый — если ребенок в возрасте от 5 лет получает удовольствие, когда мучает других детей или животных. Второй — гиперактивный ребенок. Такой ребенок беспокойный, агрессивный, его поведение импульсивное, необдуманное. Ребенок может быть в душе любящим, но биохимический дисбаланс коры головного мозга делает его поведение гиперактивным. Такая импульсивность ребенка — предмет заботы врача, который может выписать нужные лекарства.
В любом случае самое важное — чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, несчастным и никому не нужным. К ребенку нужно относиться с пониманием и любовью, учить доброте, необходимо анализировать причины агрессивного поведения, предоставлять ребенку возможность расходовать энергию, не отвечать агрессией на агрессию. Прежде всего, сами взрослые должны перестать быть агрессивными.
Светлана Борисенко, 24 августа 2012 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=101978&idate=2012-08-24
Читайте также:
- Мой гиперактивный ребенок и как я справилась с его гиперактивностью
- Допустимы ли физические наказания в воспитании ребенка? Ответ психолога
- Зависть родом из детства
- Ю. Колбаскина («Альфа-мамы») о причинах детской агрессии