Вы читаете статью 1997 года. Республиканский НИИ онкологии и медицинской радиологии теперь имеет название «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова».
Именно рак молочной железы занимает печальное первое место в женской онкопатологии, но регулярный самоконтроль, профилактические визиты в поликлинику и своевременное обнаружение злокачественного образования позволяют онкологам успешно справляться с бедой, сохраняя женщине не только жизнь и здоровье, но и внешний облик, красоту тела. Республиканский НИИ онкологии и медицинской радиологии в последние годы успешно развивает реабилитационную службу, в которой основное место занимает реконструктивная и пластическая хирургия. Чем конкретно она занимается и как помогает людям после тяжелых страданий, вызванных болезнью, возвратиться к полноценной, качественной жизни, мы попросили рассказать научного руководителя отделения общей онкологии и пластической хирургии, доктора медицинских наук Иосифа Викторовича ЗАЛУЦКОГО.
— Недавно в прессе промелькнула информация о Первом интернациональном конгрессе по реконструктивной и пластической хирургии, где говорилось, что в ближайшее десятилетие она основательно внедрится в онкологию, тем самым оставив в прошлом эру калечащих, органоуносящих, инвалидизирующих операций. Очень сильно и обнадеживающе сказано. Вы считаете этот прогноз реальным?
— Это не прогноз, это реальность уже сегодняшнего дня. Наше отделение существует в институте семь лет, за это время сотни больных вернулись к жизни не инвалидами, не калеками, а практически здоровыми, работоспособными членами общества. Они не испытывают физических и душевных страданий из-за последствий обширных хирургических операций, которые еще недавно считались единственно возможными в борьбе со смертельно опасным недугом. Во всем мире пластическая и реконструктивная хирургия начала применяться в онкологии, пожалуй, еще с тех пор, когда врач, образно говоря, замахнулся скальпелем на коварную опухоль. Это было особенно актуальным для лечения больных с опухолями кожи, мягких тканей, костей. И в нашем институте с первых лет его существования осваивались некоторые восстановительные операции. К сегодняшнему дню у нас накоплен большой научный и практический опыт, в отделении сосредоточен материально-технический потенциал самого высокого мирового уровня, и это позволяет проводить операции любой сложности, подчас уникальные. Я убежден, что сейчас онкология просто не может, не имеет права обходиться без такой службы, как наша, — ведь рак, как это ни печально признавать, стремительно молодеет, и для многих наших пациентов утрата полноты, богатства, качества жизни может девальвировать цену ее спасения. Не потому ли молодая женщина боится идти к врачу, обнаружив в груди какое-то странное уплотнение, мучается страхами и подозрениями, принимая роковое и совершенно глупое решение «будь, что будет»… Молочная железа — это символ женственности. Перспектива ее утраты для многих становится не менее серьезной травмой, чем сам рак. К сожалению, население наше еще очень плохо информировано о возможностях современной онкологии.
— Так давайте проинформируем! И начнем именно с женщин, которых страх часто загоняет в тупик.
— Значительный объем работы нашего отделения связан с лечением рака молочной железы. Лечение это комплексное, включает лучевую, химиотерапию, но основным компонентом является операция. В последнее время в мировой онкологии существенно изменились подходы к объему хирургического вмешательства. Раньше считалось, что чем больше удалить тканей, тем надежнее результат — выполнялись обширные калечащие операции, когда в блок удаляемых тканей включались молочная железа, грудные мышцы, участки реберных хрящей с прилежащей окологрудной клетчаткой, подмышечная и надключичная клетчатка. Дальнейшее изучение особенностей развития рака молочной железы, анализ результатов лечения показали, что объем операции не влияет на надежность результата. Поэтому начали применять так называемые органосохранные операции.
Но здесь хотелось бы сделать оговорку: выполнение такой операции невозможно, если женщина поступает на лечение с опозданием, когда опухоль достигла большого размера, — тогда сохранить молочную железу не удается.
При органосохранных операциях удаляется сектор ткани молочной железы с подмышечной клетчаткой. Однако какого бы размера ни иссекался сектор ткани, возникает деформация железы, остается определенный физический дефект. И здесь на помощь онкологам приходит пластическая хирургия.
Маммопластика в нашей стране применяется с 70-х годов. В ходе ее развития выделилось два направления:
- использование в качестве пластического материала тканей самой пациентки,
- использование синтетических материалов, так называемых эндопротезов.
Реконструкция молочной железы может быть первичной, когда ее выполняют одновременно с удалением опухоли, и отсроченной, или вторичной.
— То есть женщина, которой выполнена обширная радикальная операция несколько лет назад или сейчас, но в другом городе, где нет таких возможностей, как в Минске, может приехать к вам в отделение и получить желанную помощь?
— Конечно! Маммопластика восстанавливает форму оперированной железы, что не только устраняет физический дефект, но и оказывает огромное положительное психологическое воздействие, освобождая женщину от комплекса неполноценности, ущербности, возвращая ее к нормальной жизни.
Маммопластика не ухудшает прогноз основного заболевания, не препятствует проведению, если это необходимо, дополнительного лечения (как лучевой, так и химиотерапии).
— Иосиф Викторович, некоторых женщин, прооперированных старым методом, «выдает» и заставляет страдать не столько удаленная молочная железа, а совсем другое — деформированная, отечная рука, которую бывает не скрыть никакой пышной одеждой. Отчего происходит такое? И можно ли здесь помочь?
— Такая беда случается не только после удаления молочной железы. Успешное излечение от многих опухолевых заболеваний, к сожалению, довольно часто оборачивается отеком руки или ноги на той стороне, где была проведена операция.
Это связано с удалением лимфатических узлов и сосудов, пересечением многочисленных мелких нервов, а также действием лучевой терапии.
Лимфедема, а в последующем крайняя ее степень — слоновость, или увеличение конечностей, напоминающее формой и величиной ногу слона, была как заболевание известна с давних времен, она описана еще около 2500 года до н. э. индусом Дранквантаром. Лимфатический отек конечностей является очень серьезным заболеванием, приносящим больному физические и душевные страдания. Но плохой прогноз и малые лечебные возможности тормозили интерес медицины к этой проблеме, а больным не оставалось ничего иного, как ходить от одного врача к другому и с ужасом наблюдать за разрастающимся отеком конечностей…
Бывают различные варианты течения заболевания:
- стабильное, когда клинические признаки лимфедемы, проявившиеся в том или ином сегменте конечности, на протяжении длительного времени не распространяются и не увеличиваются;
- медленно прогрессирующее — то есть с постепенным, вялотекущим нарастанием патологических проявлений;
- бурно прогрессирующее, при которой срок развития заболевания от начальных проявлений (I степень) до выраженной клинической картины заболевания (III—IV степени) очень короток — до года, с тенденцией к дальнейшему прогрессированию.
По степеням выраженности лимфатические отеки распределяются таким образом:
- при I степени отек незначительный, локализуется преимущественно на кисти или стопе;
- при II степени отек уже распространяется на предплечье, сохраняется постоянно, кожа с трудом берется в складку («мягкий отек»);
- для III степени характерен плотный, безболезненный отек всей верхней или нижней конечности;
- деформирующий отек (IV степень) обезображивает конечность за счет избыточного разрастания мягких тканей, ограничивает движения в суставах.
Еще 5 лет назад в нашей республике такие больные не получали необходимой помощи, так как в системе практического здравоохранения не было специализированной службы по их реабилитации.
НИИ онкологии, создав у себя реабилитационное подразделение, естественно, вплотную столкнулся с этой проблемой, поскольку она возникала у многих бывших пациентов института и областных онкологических диспансеров. Со всей республики к нам в отделение приезжают страдающие лимфедемами, которым по месту жительства предлагалась как единственный метод лечения… ампутация конечности. К сожалению, и сегодня встречаются хирурги, готовые оказать такую «медвежью услугу».
У нас в отделении выбор методов и последовательность лечения лимфедемы проводится индивидуально с учетом стадии отека, особенностей строения лимфатической и венозной систем. Пациентам с I—II степенями отеков, у которых не было рожистого воспаления, может успешно помочь консервативное лечение с применением пневмомассажа и медикаментозных средств, способствующих перераспределению отечной жидкости. Если эффекта достичь не удается или у пациента уже развился отек III—IV степеней, мы предлагаем хирургическое лечение по удалению избыточной отечности ткани путем липосакции, а также производим пересадку ткани большого сальника из брюшной полости на отечную руку или ногу. Сальниковый трансплантат в данном случае служит вновь созданным лимфатическим аппаратом.
Хорошего эффекта в комплексном консервативном лечении лимфедемы
удается достичь с помощью пневмомассажа.
За пять лет работы в этом направлении наши пластические хирурги накопили солидный опыт в борьбе с заболеванием, долгое время считавшимся неизлечимым. Кроме того, мы разработали рекомендации для страдающих лимфедемами, чтобы, применяя их в домашних условиях, больные самостоятельно могли противостоять нарастанию лимфатических отеков.
— Я полагаю, наш журнал может донести эту ценную информацию до тех, кто в ней нуждается…
— Это будет замечательно и не займет много места. При лимфедемах больным необходимо выполнять следующие мероприятия и соблюдать ряд предосторожностей:
- Ограничьте нагрузки на больную конечность, старайтесь не носить отечной рукой груз весом более 3 кг. Недопустимо в течение длительного времени стоять на ногах, если одна из них отечна, также не следует отечную руку длительное время держать опущенной вниз.
- Полезно периодически придавать больной руке или ноге приподнятое положение, для этого следует удобно укладывать ее на жесткий валик или подушку на 15—20 минут через каждые 3—4 часа.
- Неплохой эффект дает массаж больной конечности теплым душем в течение 10—15 минут после занятий лечебной физкультурой.
- Нельзя допускать повреждений и микротравм, т. к. из-за удаления лимфатических сосудов и узлов конечность на стороне операции становится менее способной противостоять инфекции.
- Следует избегать сжатия и перевязывания отечной конечности, что может усилить явления отека: обувь, рукава одежды должны быть свободными.
- Если вдруг нечаянно поранили руку (ногу) и заподозрили признаки рожистого воспаления (покраснение кожи, повышение ее температуры и температуры тела до высоких цифр, чувство распирания или жжения в больной конечности), следует немедленно обратиться к врачу.
Если перечисленные выше мероприятия не приводят к уменьшению отека, возникшего вследствие операции или действия лучевой терапии, вам необходимо обратиться в единственный существующий сегодня в республике специализированный центр по лечению лимфатических отеков конечностей, который находится в Белорусском НИИ ОМР, в отделении общей онкологии и пластической хирургии.
— Иосиф Викторович, учитывая ваш богатый опыт пластической хирургии, можно предположить, что к вам обращаются за помощью не только онкологические больные. Вы их принимаете? Или чисто косметологические цели считаете непозволительной роскошью, когда «своих» больных так много…
— Нет, не считаю. Потому что страдания людей из-за серьезных дефектов внешности врач игнорировать не может. К тому же эстетическая хирургия является для меня и моих коллег прекрасной возможностью совершенствовать и развивать реабилитационную помощь онкологическим больным.
К нам довольно часто обращаются больные с серьезными деформациями и дефектами тела, сделавшими их инвалидами.
Фактически всем им было отказано в помощи в других лечебных учреждениях. Слабое развитие в республике эстетической хирургической службы при возрастающей потребности в ней населения заставило наших сотрудников четыре года назад освоить и успешно использовать методики этого сложного раздела пластической хирургии.
Сегодня в отделении выполняются операции:
- по устранению кожных и мягкотканных дефектов практически любых размеров, эндопротезирование костей опорно-двигательного аппарата;
- реконструкция молочной железы при ее врожденной амастии (недоразвитии), увеличение и уменьшение размеров молочных желез;
- устранение избытков жировой клетчатки;
- коррекция любых деформаций век, носа, губ, ушных раковин;
- устранение морщин лица.
Беседу вела Ольга СВЕРКУНОВА.
Опубликовано в журнале «Здоровье и успех», № 6 за 1997 год.
Читайте также:
На сегодняшний день есть комплекс мер, эффективно способствующие уменьшению отека. Это очень простые правила.
Лечебная физкультура по специальной методике 20 минут в день.
Правильное питание. Нужно придерживаться специльной несложной диеты.
Ежедневный уход за кожей
Компрессионный трикотаж, постоянное ношение
И периодически, раз в полгода-год курс мануального лимфодренажа у специалиста.
Я своими глазами видел результаты, и если сказать, что впечатляют — не сказать ничего. И в отличие от оперативного вмешательства, при подобном подходе, заболевание практически не прогрессирует.