Говорят, что каждое новое поколение умнее предшественников. Может, из-за такой уверенности мы и не пользуемся опытом предшественников и поэтому получаем новые проблемы, многие из которых удавалось избегать нашим предкам.
— Видимо, люди не понимают, что ничего не начинается с нуля. Это в какой-то другой области можно создавать новое. А жизнь, вообще, держится на предыдущем опыте. Традиции имеют большое значение, — отмечает кандидат исторических наук, сотрудник Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Любовь Ракова.
Наши предки были мудрее нас. Они пользовались той системой воспитания детей, которая складывалась веками. Может, поэтому и проблем с детьми у них было меньше. А мы читаем всякие умные книжки, ищем советы на детских площадках и интернет-форумах, и так и не можем разобраться с самыми простыми вопросами. Пройдемся по некоторым.
Ребенок не ест
Это сейчас растет поколение маленьких каприз, которых даже приходится загонять за стол, уговаривать, некоторые современные мамы и целый спектакль разыгрывают, только бы малыши поели. А раньше? Какие могут быть развлечения во время еды? Разговаривать за столом считалось неприличным, так же как и размахивать руками во время разговора. Если вдруг во время еды кто-то из детей начинал «игры», за это можно было без всяких предупреждения получить ложкой по лбу.
Раньше ребенок не мог поесть тогда, когда ему заблагорассудится, не принято было, чтобы он сам взял хлеб и отрезал себе кусок.
Да и рассуждать про пищевые изыски детям было некогда, если они росли в большой семье. Никому на тарелку отдельно не накладывалось. На стол ставился чугунок с едой для всех, раздавались ложки — и каждый старался как мог. Коллективное питание, когда ложки стучали по посуде, стимулировало аппетит.
Проблем с кормлением не было не только потому, что еды было немного, существовало уважительное отношение к продуктам. К хлебу было почти религиозное отношение, если его кусочки случайно падали, надо было просить за это у Бога прощения. Кроме того, дети еще и видели, откуда берутся продукты, как трудно их добыть, так как сами сызмальства помогали родителям по хозяйству.
Не было у белорусов проблемы полных людей, а все из-за образа жизни (ограниченность пищи, ее натуральность и загруженность работой).
Белорусы были очень гостеприимны. Когда к ним приходили гости, они выставляли все лучшее. Считалось: «гость — это Бог в дом». В то же время даже на праздниках никто не напивался, иногда за свадьбу пили не более чем по три рюмки. Скромность была характерной чертой белорусов.
— У человека, пришедшего со свадьбы, знакомые спрашивали, как погостил, а тот отвечал. «Так себе, потому что принуждения не было». У нас был особый этикет. Например, если детям, которые пришли в чужой дом, предлагают угощение, надо отказываться, взять можно было, когда хозяйка слишком уже настаивает, как будто заставляет. В детстве я даже пострадала из-за такой традиции. В нашу деревню приехали копать картошку солдаты, и все дети, любопытные, крутились вокруг них. На костре они готовили себе ужин и предложили детям угоститься блинами. Мне так хотелось, но я по традиции отказалась, второго предложения не поступило. Я пришла домой и расплакалась, — вспоминает Любовь Васильевна.
Бережно дети относились и к одежде, так как никто не надеялся на обновки. Новое шили только к Пасхе. Чтобы сберечь обувь, даже уже взрослые девушки, когда шли в церковь, сапоги несли за спиной, а надевали их только, когда приближались к храму.
Не было раньше у белорусов и такой привычки, как задаривать детей подарками. Дни рождения тогда никто не отмечал, многие люди даже точно не знали дату своего рождения.
Только в конце XIX, больше в ХХ веке начало входить празднование Нового года, и то этот праздник был более интересен горожанам. Основным праздником, на который одаривали детей, была Пасха, когда приходили крестные отцы или когда к ним ходили «за ларцом» (так называли подарок, это могли быть яйца, булки, какие-то мелкие вещи). К этому празднику и родители старались что-то новенькое купить детям.
— А как вы считаете, это хорошо было, что детей не баловали подарками? — интересуюсь у исследовательницы.
— Это вырабатывало стойкость к жизни, непритязательность, люди обходились малым и не было лишних причин для грусти. А сейчас, бывает, родители купят подарок, а дети обижаются потому, что хотели другое. Знаю случай, когда сын просил у матери мотоцикл, когда она ему не купила — повесился.
Нам кажется, что с помощью игрушек и сладостей мы можем управлять детьми, обещаем, что купим новый «киндерсюрприз» в обмен на хорошее поведение или добрый поступок. Но кто здесь еще кем управляет: мы детьми или они нами? Вот и подошли ко второму вопросу, когда ребенок
Не слушается, не уважает родителей
Чрезвычайно сильной была у белорусов традиция уважения к родителям, их авторитет был неоспорим. Раньше даже говорили: «Отец и мать от Бога в доме». Когда в доме появлялись гости, дети не должны были мешать, они либо шли из комнаты, либо сидели тихо, малыши не кричали, не бегали, и не вмешивались в разговор взрослых.
Маленькие белорусы обращались к родителям на «Вы», даже, когда они вырастали, продолжали подчиняться слову матери и отца.
С самых малых лет детям закладывалось уважительное отношение ко всем взрослым. Воспитание детей не было делом одной конкретной семейной пары. Прочными были родственные связи, когда представители рода поддерживали друг друга. Великим был и культ предков. Родственники, которые жили в этой же деревне (да и не только родственники, просто соседи) контролировали детей, если те что-то плохое делали, это доводилось до родителей.
— В деревне друг друга знали, и каждый старался вести себя должным образом. А сегодня большинство людей для нас на улице — незнакомые и эта анонимность — тоже помеха в воспитании детей, — замечает Любовь Ракова. — Сейчас очень мало семей, живущих вместе с дедушкой и бабушкой. А их роль в воспитании детей была большая. Занятым работой родителям нужна была помощь, и старшие люди ухаживали за детьми. Бабушка и сказку расскажет, и истории из жизни поучительные. Старшие могли обучать малышей и делам. Если они еще имели силу, управлялись по хозяйству. Дедушка мог вить веревки, делать какие-то инструменты, бабушка — утюжить и ткать, а рядом вертелись внуки. Здесь также происходила передача традиций. А еще дети видели, как к бабушке и дедушке относятся их родители, учились на примерах. Даже сказка есть о том, как женщина кормила своего старенького отца из деревянной миски за печкой. Но смотрит — ее маленький сын мастерит миску, спрашивает, зачем. Когда мальчик ответил, что будет ее так же кормить, как она дедушку, женщина изменилась.
Подражание традициям шло естественным образом, дети просто видели, какие отношения налажены между взрослыми и детьми в семье, у родственников. В большой семье был еще один плюс, воспитательный. Когда детей много, каждый старается вести себя хорошо, чтобы не лишиться наследства или ее доли.
К середине XIX века половина семей была сложной — то есть вместе жили несколько семей, это могли быть не только родители и их сыновья со своими женами, но и племянник, двоюродный брат, тети. По традиции белорусы никогда не бросали родителей: когда те становились немощными, их досматривали сыновья, чаще всего младший (считалось, что он идет в корень). Не оставлялись и одинокие родственники, в семью могли принять даже далекую родственницу.
Проживание не родных — тоже было традицией белорусов, в доме могли проживать и учителя детей (в более состоятельных семьях учителя жили даже по несколько лет).
Принято было помогать друг другу, причем не только людям, которые живут в одном доме, но и родственникам, крестным, соседям.
Не знает, чем заняться
Это современные девушки могут не уметь готовить. А прежние невесты умели все делать по хозяйству. И это при том, что физиологическая зрелось у них наступала куда позже, чем у наших современниц. Иногда восемнадцатилетняя девушка выходила замуж даже тогда, когда у нее еще «не было на рубашке» (не было месячных).
И хозяек, так же как и хозяев начинали готовить с самого юного возраста. Это сегодня малыши могут «доставать» свою мать потому, что не знают, чем заняться. А раньше все были заняты делами, летом и времени на отдых не хватало. Поручения по хозяйству давались даже двух— трехлетним карапузикам, малышам разрешалось иметь собственный мини-огород, где они сами решали, что выращивать. Уже в 16-18 лет дети умели все делать по хозяйству. Во время совместной работы крепло уважение к родителям, так как дети видели, какой вклад мать и отец делают в благосостояние семьи, насколько сложно вести хозяйство.
Крестьяне растили преемника хозяйства, то же самое делала и шляхта. Мелкая шляхта направляла своих детей на господский двор, чтобы обучались всем делам. Распространена была традиция дядькования. Иногда дядек нанимали, а иногда направляли детей в простые крестьянские семьи, где они не только учились обходиться малым, закалялись физически, но и постигали крестьянскую мудрость. Скромность, уважение к взрослым и любовь к труду, природе, родине, религиозность — основы народной педагогики белорусов.
Если младшие дети находились под опекой матери, то обучением старших мальчиков занимался отец. В 13-14 лет сыновей приучал к сложной, тяжелой работе, брал их и в поле, и на стройку.
— Раньше мальчики росли в семьях, где им хватало мужского влияния, и не только со стороны отца, но и дедушка был рядом, иногда старшие братья, дяди. Сегодня самый главный институт семьи разрушается, растет число незарегистрированных браков, дети в таких семьях рождаются, но они не очень счастливы. Часто такие семьи расходятся. Много матерей-одиночек. И женское влияние преобладает. Дома ребенка воспитывает мать, в саду — воспитательницы, в школе, кружках — снова женщины, — замечает Любовь Васильевна.
Раньше дети были более самостоятельными. Даже маленьких матери оставляли одних, так как им нужно было бежать на поле, в огород, корову доить. Старшие дети оставались за нянек, причем иногда «няням» самим было всего года два. Хотя к совсем маленьким детям было особое отношение. Например, их старались не ругать и не наказывать, а еще с ними занимались.
— У белорусов была «школа пестования». Малышей колыхали, с ними много общались, играли, пели песенки. Это сейчас знают в лучшем случае две колыбельные, а раньше их знали десятками. Существовало много различных ритуалов, обрядов. Например, когда ребенок начинал ходить, перед ним «перерезали узы», чтобы ничто ему не мешало. Это часть нашей культуры.
По крайней мере, популярные сейчас пальчиковые игры, потешки — это все придумано нашими прабабушками. И многое из того, что сейчас нам приходится уже постигать на курсах материнства, вычитывать в различных пособиях по воспитанию детей, ранее существовало и передавалось по традиции. Так, сегодня психологи советуют не хвалить детей вообще, а хвалить за конкретный поступок. А белорусы раньше считали, что не надо ни хвалиться детьми, ни высказывать им похвалу прилюдно, чтобы не сглазить.
— Традиция не хвалить детей была консервативной и повсеместной. Особенно не хвалить заочно. В то же время считали, что в меру нужно похвалить за хорошо сделанную работу. И мама обязательно скажет дочушке о том, что она молодец, хорошо соткала (вышила, поработала на жатве), — отмечает Любовь Васильевна.
«Не воспитал отец, не воспитает и дядька»
Благодаря своим наблюдениям, накопленному опыту, интуиции белорусы создали хорошую систему воспитания. Хотя самого по себе такого понимания слова воспитания, как сейчас, не было. Ранее оно употреблялось в более широком смысле. В XVI веке воспитание означало и ухаживать за детьми, и прокормить, и обуть. И это было логично: младенец же рос и воспитывался рядом с родителями. Это сегодня мы воспитание детей стараемся переложить на кого-то — сад, школу, кружки. А белорусы говорили: «Не воспитал отец — не воспитает и дядька», «Какая доска — такая стружка, какая мать — такая дочушка».
Причем начинать воспитывать ребенка нужно «пока он поперек кровати, а не вдоль». Еще говорили: «Гни ветвь, пока молоденька».
Наши предки растили честных, искренних людей. Сегодня говорят, что хорошо растет (воспитывается, работает) то, что украдено. А у белорусов такого не было. Наоборот, воровство считалось большим грехом, в средневековье оно даже могло караться смертью.
В XIX веке известен обычай, когда вора водили по всей деревне, и из каждого двора выходили люди и стегали виновного. Все это видели дети. Единственное, что не считалось кражей, было собирание гороха. Его обычно сеяли при дороге, и крестьяне считали, чем больше его топчут, тем больше будет расти, существовала пословица: «Горох сеется и на проходящего и на пробегающего, и на тех детей, которые через забор глядят».
«Один сын — не сын, два сына — полсына, три сына — сын»
Наши предки негативно относились к контрацепции, да и особых средств для контролирования рождаемости не было. Но, наверное, они и не были тогда нужны. Ведь раньше существовала заинтересованность в детях, помощники ценились в хозяйстве.
Белорусы считали, что детей в семье должно быть много. Они говорили: «Один сын — не сын, два сына — полсына, три сына — сын».
— Эта пословица — формула обновления рода, народа. Сегодня ученые утверждают, что для того, чтобы население Беларуси не уменьшалось, необходимо, чтобы в каждой семье рождалось по 3-4 ребенка. «Три сына» — это и есть расширенное воспроизводство населения (два замещающих мать и отца, а третий в «прибыль»), — отмечает Любовь Ракова.
Большая семья существовала, пока в ней была экономическая необходимость, а сегодня даже трудно представить, какие должны быть приняты меры государством, чтобы в семье рождалось по 3-4 ребенка.
— Опросы, проводимые среди молодежи, показывают, что ориентация на количество детей выше, чем существует в действительности. Так, многие молодые люди отмечают, что хотели бы иметь двух-трех детей, но в итоге получается, что заводят одного-двух. Сегодня детей экономически трудно растить. Изменился образ жизни. До середины ХХ века многие женщины не работали, занимались детьми, хозяйством. А сегодня мужчина один не может прокормить семью и женщина должна работать. Как ей рожать детей, когда нужно думать о добыче денег? Попробуй прокормить, дать образование, которое сейчас, как правило, платное. Существуют жилищные проблемы. А еще возрастает эгоизм, когда рождаемость можно планировать, многие женщины просто не хотят «выкладываться» на воспитание еще одного ребенка, — уверена Любовь Васильевна.
— А возможно ли вернуть те принципы семейного воспитания, которые были раньше?
— Молодые родители выросли в другое время, большинство из них со многими традициями народного воспитания не знакомы, и их этому надо учить. Необходимо что-то делать со средствами массовой информации, на детей и молодежь их влияние самое сильное. В последней трети ХХ века мы говорили, что на Западе каждые 15 минут показывают сцены насилия, а сегодня у нас они каждые 3-5 минут, мы просто теряем то, чем гордились. Даже в документальных фильмах, где рассказывается, например, о судьбе неких известных людей, указывается негативный опыт, об их неудачных семьях, неуважительном отношении к родителям. Это влияет на сознание, ценность семейных отношений. Здесь нужны государственные меры, чтобы отсеивалась негативная информация, чтобы такие передачи, фильмы были детям недоступны. Определенные государственные меры должны быть направлены и на борьбу с алкоголизмом. В нашем поколении было ограничение, даже взрослые не могли в любое время раздобыть спиртные напитки. В 90-е годы было разрешено школьникам пить пиво, они могли это спокойно делать на улице — и в результате выросло поколение пивных алкоголиков. А если что-то упустить, то потом исправить очень трудно. Средства массовой информации не воспитывают хороший вкус, не показывают наших богатых традиций, культуры. А мы можем гордиться нашей культурой, нашей народной педагогикой. Сколько в Беларуси было воспитано людей, известных во всем мире. Это тоже надо доносить до детей, чтобы они гордились историей, предками, страной. Патриотизм является основой воспитания. Крестьяне говорили детям: «Любил родной домик, как родную мать».
Наши предки старались оградить детей от всего жуткого, плохого, неприличного, через поговорки, песни, сказки воспитывали детей, своим примером показывали, как нужно вести себя. А мы? А нам порой и поговорить с ними не хватает времени. Или сил. Или желания. А говорят, что каждое новое поколение умнее предшественников…
Елена Дидюля.
Источник: http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=63902
Газета «Звязда», 11 августа 2010.
Читайте также: