Тема суицидов является табу для многих, и тем более для людей, которых лично коснулась потеря близкого человека. Специалисты утверждают, что любой суицид оставляет отпечаток на жизнях еще как минимум 8 человек. Эти люди не только получают сильную душевную травму, но и усваивают модель суицидального поведения. А если суицид совершают школьники или студенты, то эта трагедия затрагивает одновременно сотни человек: их друзей, одноклассников, однокурсников, педагогов и медицинских работников. В общем, для юношеского и подросткового возраста очень характерен кластерный эффект: когда совершает суицид кто-то один, то это становится примером для других. Известный русский суицидолог Г. Гордон был уверен, что при определенных условиях стать самоубийцей может каждый из нас, независимо от состояния своего здоровья, умственных способностей, условий жизни и других обстоятельств…
— Ежегодно самоубийства совершают в европейском регионе 873 тысячи человек. И, согласно прогнозу Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году их количество возрастет уже до 1,5 миллиона, — рассказывает заведующий лабораторией клинико-эпидемиологических исследований Республиканского научно-практического центра психического здоровья Анатолий Гелда. — Это значит, что через 10 лет люди будут гибнуть в результате суицидов каждые 20 секунд, и каждые 2 секунды будут осуществляться суицидальные попытки. Следует иметь в виду, что количество суицидальных попыток (то есть, незавершенных самоубийств), примерно в 10-20 раз больше количества завершенных суицидов. В Беларуси это соотношение составляет один к десяти: на 3 тысячи завершенных суицидов приходится примерно 30 тысяч суицидальных попыток. Но не все суицидальные попытки попадают в официальную статистику, многие остаются вне поля зрения медицинских служб. Вообще Беларусь стабильно входит в десятку стран с самым высоким уровнем самоубийств в мире: в разные годы мы занимали в этом печальном рейтинге с третьей по шестую позицию. А максимальный уровень суицидальной активности белорусов пришелся на 1996 год, когда показатель суицидов достиг 35,3 случая на 100 тысяч человек.
В Минске ежегодно совершаются более двух сотен суицидов, а количество незавершенных суицидов превышает 1,5 тысячи. Однако в столице отмечается самый низкий по стране уровень суицидальной активности населения, что объясняется, наверное, большей доступностью в большом городе психологической и психотерапевтической помощи, и более высоким уровнем жизни. Зато среди жителей сельской местности уровень суицидальной активности вдвое превышает суицидальную активность горожан. Правда, и проблема алкоголизма для сельской местности более актуальна… По словам Анатолия Гелды, во времена антиалкогольной кампании в Советском Союзе наблюдалось резкое сокращение количества суицидов (если в 1984 году этот показатель составлял 29,7 на 100 тысяч населения, то в 1987 году он снизился до 19). А сегодня алкогольные психозы наблюдаются уже у 15-16-летних подростков.
Каждый случай суицида и парасуицида анализируют специалисты, чтобы определить причины и предотвратить последующие трагедии. Например, фактором риска суицида специалисты считают возраст: в возрастной группе после 45 лет она значительно выше. С годами накапливаются проблемы, растет разочарование в жизни, появляются соматические заболевания, дети вырастают и покидают родительский дом, и человек страдает от одиночества или боится стать для своей семьи обузой. Самоубийства чаще совершаются в весеннее время, в период резкого контраста душевной подавленности с оживлением природы, чаще в понедельник с постепенным снижением суицидальной активности к концу недели, чаще вечером, в начале ночи или в утренние часы.
По словам педагога-психолога Белорусского государственного технологического университета Инны Борисовой, вокруг самоубийств существует множество мифов. Например, существует мнение, что самоубийства совершают только психически нездоровые люди или, что существует тип людей, склонных к самоубийству.
— На самом деле лишь 5-6 процентов людей, совершивших суицид, находились на психиатрическом учете или имели психическое заболевание. А к желанию покончить с жизнью человека толкает отнюдь не характер, а различные жизненные обстоятельства, — объясняет специалист. — Никем не доказан и тот факт, что тяга к самоубийству передается потомкам. Есть мнение, что решение о суициде приходит внезапно, без предварительной подготовки. Однако на самом деле суицидальный кризис может длиться и несколько недель, и даже несколько месяцев. И в большинстве случаев, если не принимать во внимание аффективные суициды (когда, скажем, человек решает свести счеты с жизнью после сообщения какой-то трагической новости), потенциальный суицидент всегда предупреждает окружающих о своих намерениях. Хотя эти сообщения могут быть завуалированным. Существует также ошибочная мысль, что люди, которые много говорят о суициде, никогда его не совершат. Это не совсем так, ведь почти что каждой попытке суицида предшествуют те или иные сигналы готовности к поступку. Поэтому надо быть внимательнее друг к другу.
Таким сигналом может быть разговор о суициде, сообщение о своей ничтожности, беспомощности, о безнадежном состоянии или упоминание суицида в литературных произведениях. Надо сказать, что тот же Гете когда-то настолько точно и талантливо передал психологический рисунок и сцену самоубийства, что вслед за выходом книги «Страдания юного Вертера» и ростом ее популярности по всей Европе прокатилась волна самоубийств среди молодых людей, которые стремились быть похожими на любимого героя. Вторая опасность кроется в неожиданных драматических и необъяснимых изменениях в поведении, так называемом «терминальном поведении», когда потенциальный суицидент приводит свои дела в порядок, раздает свое имущество, часто заявляет об отчаянии. Лучший способ вмешаться в кризис — это задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?». Не надо бояться, что таким образом вы можете подтолкнуть человека к краю пропасти. Если у человека не было такой мысли, то она и не появится. И, наоборот, если человек думает о самоубийстве и находит того, кто согласен обсудить с ним эту запретную тему, то он чувствует облегчение и у него появляется возможность разобраться в себе. Следует иметь в виду, что суицидальные люди презрительно относятся к фразе вроде «Ничего, ничего, у всех такие же проблемы, как у тебя» и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Вместо того, чтобы говорить суициденту «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», надо попросить подумать об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. А вот вступать в дискуссию с подавленным человеком не стоит, потому что можно не только проиграть в споре, но и потерять близкого человека. Как правило, в большинстве случаев таких людей разрывают противоположные чувства: с одной стороны, они испытывают безнадежность, и в то же время они надеются на спасение. Кризис — это временное явление, и если человек получит в этот момент душевное тепло, помощь и поддержку, то он, скорее всего, откажется от своего намерения.
Что касается детей, то среди суицидальных мотивов у них на первом месте стоят реакции протеста против незаслуженно наказания, нанесенной обиды, жесткого, авторитарного стиля воспитания. Даже во внешне нормальных семьях у детей могут наблюдаться суицидальные настроения. Это может быть, когда в семье установлены некие высокоморальные установки, которые противоречат реальной жизни и приводят к завышенным требованиям как к себе, так и к окружающим людям. Отсюда — депрессивные реакции, связанные с потерей веры в людей и низкой самооценкой. В 72 процентах попыток детских и подростковых суицидов лежат конфликты в семье. Неразделенная любовь, недопонимание между одноклассниками также становятся причиной суицидов, но намного реже. Когда ребенок находится в состоянии сильного продолжительного стресса, никто не знает, что может стать последней каплей: это могут быть недоразумения с учителем, чрезмерные нагрузки в школе, разрыв с любимым человеком, ссора с родителями, разочарование в друзьях…
В Минске за 2009 год было зафиксировано всего три случая суицида среди подростков, а в общем по стране — 37. Парасуицидов было зарегистрировано соответственно 85 и 425 случаев. За 10 последних лет в Минске детьми в возрасте до 18 лет было совершено 50 суицидов, и только 5 человек из общего числа суицидентов имели психические расстройства и расстройства поведения и наблюдались у психиатров. Исследования показывают, что примерно у каждого пятого подростка время от времени возникают серьезные мысли о том, чтобы оборвать свою жизнь, и с годами суицид «молодеет». Предполагается, что в следующее десятилетие количество суицидов будет расти особенно быстро именно среди детей и подростков в возрасте от 10 до 14 лет. Для Беларуси эта проблема также актуальна.
К счастью, попытки детей закончить жизнь самоубийством редко достигают своей цели. Психологи утверждают, что дети, которые решаются на суициды, считают, что они погибнут не навсегда, а только напугают своих родителей или, например, накажут их таким образом. Но и демонстрационные суицидальные попытки также могут привести к трагическому финалу…
— Очень опасно заблуждение о том, что если человек уже совершил попытку самоубийства, то следующие попытки — маловероятны, поскольку он «получил хороший урок». Однако, как свидетельствует статистика, около 80 процентов тех, кто совершил суицид, ранее уже пытались свести счеты с жизнью. Наибольшая вероятность повторных суицидальных попыток наблюдается в первые месяц-два, — предупредила Инна Борисова.
Надежда Николаева. Газета «Звязда», 28 сентября 2010.
Источник: http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=66709
Симптомы, которые должны насторожить родителей и педагогов
- эмоционально-психологические изменения: раздражительность, безразличие или враждебное отношение ребенка к людям, отчаяние, недовольство всем, что происходит, беспричинные страх, тревога, склонность к одиночеству;
- изменения во внешнем виде и поведении, очень короткие ответы на заданные вопросы или молчание в ответ, плохое поведение в школе;
- приведение своих дел в порядок: тщательная уборка своей комнаты, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно если ребенок этого раньше не делал, раздача личных вещей, особенно нужных и любимых;
- пессимистичная оценка своего прошлого, отсутствие планов на будущее, рассуждения об утрате смысла жизни;
- прямые или косвенные угрозы или намеки о намерении покончить с собой, фразы вроде «без меня вам будет легче» или «скоро уже я не буду вам надоедать»;
- поиск похожих на себя суицидально озабоченных в интернете и других местах;
- связь с деструктивными сектами.
Читайте также: