Колоректальный рак, или рак толстой и прямой кишки, — одно из наиболее распространенных онкологических заболеваний человека. В последние годы отмечается опережающий рост этой патологии, особенно среди городских жителей, сегодня колоректальный рак вышел на первое место в структуре онкологической заболеваемости населения г. Минска и на 3—4-е — в Республике Беларусь.
Колоректальный рак примерно одинаково поражает как мужчин, так и женщин, наиболее часто проявляется у лиц старше 50 лет, достигая пика частоты в 70—75-летнем возрасте. Клиническая симптоматика этого опасного для жизни заболевания весьма разнообразна, часто долгое время ничем серьезным не проявляется либо протекает на фоне длительно существующих функциональных кишечных расстройств и дискомфорта. Именно это «скрытое коварство» заболевания и приводит к тому, что многие больные впервые обращаются за медицинской помощью в поздней, запущенной стадии, когда возможности радикального лечения и перспективы пожить подольше становятся призрачными. Нередко больные колоректальным раком нуждаются в скорой медицинской помощи и оказываются пациентами отделений экстренной хирургии в связи с развитием грозных осложнений: острой кишечной непроходимости, кишечного кровотечения или перитонита из-за перфорации опухоли. Таким больным требуется срочное оперативное вмешательство, но уже паллиативное — по жизненным показаниям, без удаления опухоли.
Окончательной причины возникновения рака толстой и прямой кишки, как и большинства раков других органов, до сих пор не установлено, однако стал известен целый ряд факторов и пусковых механизмов, при постоянном и длительном воздействии которых вероятность развития колоректального рака существенно возрастает.
К таким факторам относятся:
- Наследственность. Колоректальный рак может передаваться по наследству. Нередки случаи семейного рака толстой и прямой кишки, особенно это касается семей, где из поколения в поколение наблюдается полипоз кишечника. У детей и кровных родственников больных, страдающих колоректальным раком, вероятность возникновения заболевания в 4—5 раз выше, чем у остальных людей.
- Перенесенные болезни. Существует группа хронических болезней толстой и прямой кишки, которые являются предшественниками рака или способствуют его развитию. Так, одиночные, а тем более множественные полипы толстой и прямой кишки могут перерождаться в рак. Широко распространенная ворсинчатая опухоль прямой и толстой кишки — доброкачественная опухоль, однако при длительном существовании она довольно часто превращается в раковую.
Хронический язвенный колит также считается предшественником колоректального рака. По данным научной литературы, при язвенном колите риск заболеть колоректальным раком в 5—10 раз выше, чем в общей популяции, при этом рак на фоне язвенного колита протекает очень агрессивно.
От 11 до 26 % всех видов рака прямой кишки возникают из аноректальных свищей и рубцовых сужений. Такие широко распространенные болезни, как хронический холецистит, геморрой, трещины анального канала, сами по себе не являются предраковыми, но вызываемые ими функциональные нарушения (хронические запоры, вздутие кишки, урчание и т. п.) способствуют развитию раковой опухоли. Такую же онкогенную роль играют привычные запоры, хронический спастический колит, заболевания гениталий, хронический простатит.
- Характер питания. Установлено, что режим питания и характер потребляемой пищи имеют принципиальное значение в генезе колоректального рака — он наблюдается гораздо чаще у тучных лиц, лиц с той или иной степенью ожирения, у любителей жирной пищи. Научно доказано, что у людей, в питании которых преобладают животные жиры при низком содержании растительной клетчатки, частота развития колоректального рака в 40—50 раз выше, чем у лиц со сбалансированным рационом. Усугубляют риск глубокая термическая обработка жирной пищи, копчености.
- Гиподинамия. Ограничение двигательной активности человека приводит к нарушению эвакуаторной функции толстой и прямой кишки, к застою крови в малом тазу и гипоксии прямой кишки, к запорам, о роли которых сказано выше. Застой кишечного содержимого ведет к дополнительному механическому и химическому воздействию на слизистую кишки канцерогенных веществ, содержащихся в каповых массах, что не проходит бесследно.
- Воздействие канцерогенных веществ. В природе существует масса таких веществ естественного и технического происхождения, которые при длительном воздействии на слизистые покровы могут непосредственно или опосредованно вызывать развитие рака. Кроме того, в процессе жизнедеятельности в организме человека образуются вещества, обладающие канцерогенным эффектом. К таким веществам относятся продукты распада и превращения аминокислот триптофана и тирозина, содержащихся в пище животного происхождения. К канцерогенам технического происхождения, воздействующим на слизистую толстой и прямой кишки, относятся полиароматические углеводороды, соли тяжелых металлов, нитрозамины, полимерные материалы.
- Курение и алкоголь. Непосредственного токсического и канцерогенного действия эти пристрастия на кишечник не оказывают, но… Во-первых, курение снижает иммунитет, усиливает эффект канцерогенных веществ, поступающих внутрь организма; являясь нейротоксическим ядом, табачный дым приводит к нарушению моторики желудочно-кишечного тракта и застою каловых масс. Во-вторых, употребление алкоголя часто сопровождается приемом избыточной жирной пищи и тем самым опосредованно усиливает ее канцерогенный эффект.
Таким образом, приведенные факторы, каждый сам по себе, могут служить пусковым механизмом в развитии колоректального рака. Сочетание нескольких из этих факторов увеличивает его вероятность в десятки раз. Клинические признаки колоректального рака отличаются большим разнообразием и определяются расположением опухоли в толстой и прямой кишке (см. схему).
При локализации опухоли в слепой и начальном отделе восходящей кишки часто наблюдаются признаки, характерные для аппендицита: боль в правой подвздошной области, повышенная температура тела, легкое общее недомогание.
Нередко рак слепой кишки впервые проявляется признаками хронического малокровия: немотивированная общая слабость, головокружение, одышка, ощущение «ватных» ног, боли в сердце при незначительных местных проявлениях болезни, на которые не обращают внимание ни сами пациенты, ни врачи.
Опухоль правого угла толстой кишки часто протекает под маской холецистита, сопровождаясь болями в правом подреберье, повышенной температурой, общей слабостью, на фоне которых могут быть понос и признаки анемии.
Вообще рак правой половины толстой кишки чаще проявляется симптомами общей интоксикации: немотивированная общая слабость, повышенная температура, снижение аппетита, нерезкая боль в правой половине живота и поясничной области, неустойчивый стул.
В отличие от этого рак левой половины толстой и прямой кишок наиболее часто проявляется признаками хронической кишечной непроходимости и кишечного кровотечения, при этом общее состояние больных длительное время остается без существенных отклонений от «нормы». В большинстве случаев первоначальные признаки рака характеризуются приступообразной нерезкой болью, вздутием и периодическим урчанием, задержкой стула и газов. Нередко первыми признаками болезни могут быть кровотечение из прямой кишки (от нескольких капель до обильного, требующего срочной помощи), ложные болезненные позывы к опорожнению кишечника, немотивированный понос.
Продолжительность перечисленных признаков колоректального рака колеблется в пределах от полутора до трех лет, но уже в первые полгода болезни возможно появление отдаленных метастазов, которые поражают преимущественно печень. Этим объясняется необходимость максимально раннего обращения пациентов за медицинской помощью — неважно, появились ли первые признаки болезни на фоне общего нездоровья или при наличии хронических недугов желудочно-кишечного профиля, которые к тому же начали обостряться.
Медицинские учреждения республики сегодня располагают всем необходимым для своевременной и полноценной диагностики колоректального рака. И хотя некоторые из диагностических процедур требуют специальной подготовки, неэстетичны для пациентов, во имя здоровья необходимо поступиться этими временными неудобствами и стыдливостью.
Радикальное лечение колоректального рака может быть чисто хирургическим, комбинированным и комплексным — тактика определяется длительностью опухолевого процесса и стадией, локализацией опухоли, наличием или отсутствием осложнений, резервными силами организма больного. В любом случае такое лечение должно проводиться в специализированных онкологических учреждениях, где есть для этого все возможности. Как правило, большинство плановых радикальных операций на толстой и прямой кишках выполняется с сохранением естественной способности к опорожнению. Однако при осложненном течении опухолевого процесса и при низко расположенных опухолях прямой кишки хирурги вынуждены заканчивать операцию выведением «заднего прохода» через брюшную стенку (колостомы). Эти операции, конечно, ограничивают жизненную активность больного, создают немало неудобств, но сохраняют самое дорогое, что есть у человека, — Жизнь! Тем более что при определенных навыках ухода за колостомой и наличии современных калоприемников эти негативные явления отходят на задний план.
Эффективность лечения колоректального рака напрямую зависит от сроков обращения пациента за медицинской помощью с момента появления первых признаков болезни и от стадии, в которой диагностирован опухолевый процесс. К сожалению, лишь чуть больше 50 % пациентов с колоректальным раком обращаются к онкологам в I—II стадии опухолевого процесса, когда удается добиться 5-летнего выздоровления в 70—95 % случаев. В III стадии процент пятилетнего дожития снижается до 45—55 %, а в последней, IV стадии 5-летний срок с момента установления диагноза доживают единицы. (Почему я называю именно этот отрезок времени? 5-летний срок жизни после лечения злокачественной опухоли — это принятый во всем мире критерий эффективности лечения онкологических больных).
Широко рекламируемые сегодня на страницах прессы так называемые «альтернативные» методы лечения рака лишь вводят в заблуждение некоторую часть больных людей и порождают более высокую запущенность рака. Еще никому в мире не удалось излечить морфологически доказанный рак акульим хрящом, витуридом и т. д. и т. п. Все эти рекламируемые средства могут на некоторое время затормозить опухолевый рост, но в конце концов такие пациенты все равно обращаются к официальной медицине, только уже с меньшими шансами на отдаленный положительный результат.
Можно ли предупредить развитие колоректального рака? Да, это возможно, если учесть перечисленные выше факторы и стараться их не допускать. Но делать это нужно не тогда, когда уже появились первые признаки болезни, а смолоду, ибо процессы мутации и канцерогенеза, т. е. перехода здоровых клеток в раковые, имеют длительный скрытый период — 10—20—30 лет.
Но профилактикой заниматься никогда не поздно. И здесь на первом месте стоит регуляция пищевого рациона за счет снижения до минимума потребления животных жиров и введения в рацион растительной клетчатки за счет овощей и фруктов. Далее следует активный двигательный режим, особенно для лиц, склонных к запорам. Вообще, чтобы серьезно заняться профилактикой колоректального рака, необходимо посетить врача (желательно хирурга-проктолога или онколога), чтобы зафиксировать исходное состояние толстой и прямой кишок, дабы затем было с чем сравнить и оценить эффективность профилактических мероприятий.
Главное — не стесняйтесь обращаться к врачу при малейшей тревоге за состояние своего кишечника!
Виктор Ребеко, главный врач Минского городского онкологического диспансера, кандидат медицинских наук.
Опубликовано в журнале «Здоровье и успех», № 5 за 1998 год.
Читайте также: