… но в столичных аптеках можно наблюдать «ценовой беспредел».
Почему цены на один и тот же лекарственный препарат могут отличаться в разных аптеках в несколько раз? Какие рычаги надо задействовать дополнительно, чтобы сдержать рост цен на лекарства? Как аптекам выполнить свою социальную миссию и не оказаться при этом убыточными? Что нужно сделать, чтобы не повторился прошлогодний ажиотаж в аптеках во время эпидемического подъема заболеваемости населения простудными заболеваниями? Эти и многие другие вопросы поднимались на республиканском совещании, посвященном актуальным вопросам оборота лекарственных средств на фармацевтическом рынке Беларуси, которая прошла вчера в стенах Министерства здравоохранения нашей страны.
— 2009 год, как мы все хорошо помним, начался с резкого скачка цен на лекарственные препараты отечественного и зарубежного производства. Жесткая политика Министерства здравоохранения позволила существенно снизить отрицательное влияние объективных экономических факторов, однако определенный рост цен наблюдается по сей день, — констатировал министр здравоохранения Василий Жарко. — Мы принимаем все возможные меры по их сдерживанию: организуем и проводим централизованные конкурсы на закупку лекарственных средств, что позволяет рационально расходовать бюджетные средства, еженедельно проводим мониторинг розничных цен по наиболее востребованным наименованиям лекарств в аптеках всех форм собственности по всей стране. В 2010 году мониторинг цен осуществлялся по 50 позициям отечественных лекарственных средств и по 60 позициям импортных в более чем 140 субъектах хозяйствования.
Мониторинг показал, что розничные цены в аптечной сети, как правило, не превышают предельных показателей, рассчитанных, исходя из расчетных отпускных цен импортеров (контрактных цен) с применением установленных законодательством предельных оптовых и торговых надбавок. Вместе с тем в ряде случаев отмечалась существенная разбежка в розничных ценах на одно и то же лекарство, закупленное системой «Фармация» по результатам конкурсов и коммерческими аптеками. Более того, имели место случаи, когда в различных столичных аптеках одновременно находились в реализации лекарственные средства одного производителя с разницей в цене в 3-4 раза!
В подтверждение своих слов министр привел конкретные примеры выявленного «ценового беспредела». Так, раствор для инъекций «Мелбек» турецкого производителя одной и той же серии с одинаковым сроком годности реализовывался по розничным ценам от 8300 рублей в государственной сети (по конкурсной закупке) и более 23 тысяч рублей — в коммерческих аптеках. «Тамсулозин» в таблетках производства «Максфарма Балтия» в государственных аптеках по 25 тысяч рублей, а в коммерческих — от 49 до 56 тысяч рублей. «Мелоксикам» Луганского химико-фармацевтического завода в государственной аптеке — по 1460 рублей, а в коммерческих — от 9 до 10 тысяч рублей. «Бисопролол 10 мг» в государственных — по 4470 рублей, в коммерческих — от 10 до 14 тысяч. «Синатор 20 мг» индийского производства в государственной аптеке — по 24 тысячи рублей, в коммерческих — от 48 до 51 тысячи рублей за аналогичную упаковку.
— И что Министерству здравоохранения отвечать на обращения граждан? Вполне понятно возмущение людей, которые, заходя в разные аптеки, видят такую существенную разбежку в ценах. Покупатели уже не доверяют аптекам, — подчеркнул Василий Жарко. — Замечу, что ни одно из обращений, поступивших в наше ведомство, не осталось без внимания: во всех случаях проводился ценовой анализ.
Для предотвращения роста цен на лекарственные препараты иностранного производства в мае 2010 года был подписан Меморандум по сдерживанию цен на 2010-2011 годы между Министерством здравоохранения и 59-ю представителями как зарубежных фармацевтических компаний, так и их отечественными дистрибьюторами. Было подписано также соглашение по сдерживанию цен на лекарственные средства белорусского производства с 15-ю отечественными производителями и соглашение по сдерживанию розничных цен на лекарства в аптечных сетях со 150-ю субъектами хозяйствования. Это принесло свои плоды, но нужно двигаться дальше.
Василий Жарко предложил подумать, как сделать, чтобы цена на лекарство в частной аптеке не превышала цены в государственных аптеках в несколько раз. В ряде случаев один и тот же дистрибьютор поставляет одну и ту же серию лекарств как в государственную аптечную сеть, так и в частную, но по цене в несколько раз выше, таким образом минимизируя свои потери по участию в конкурсах и при этом не нарушая законодательства.
— Вы знаете, какие выводы делает население? — поинтересовался у представителей фармацевтического бизнеса министр. — Они уверены, что сотрудники частной аптеки купили лекарство в государственной аптеке, расположенной рядом, «вздули» цену в несколько раз и наживаются… С такой организацией поставок сегодня мириться нельзя! Лекарство — это социально значимый товар. А отрицательное отношение к работе частных аптек усиливает социальную напряженность в обществе, и мы не можем относиться к этому равнодушно. Мы не предлагаем частным аптекам не закупать номенклатуру торговых наименований лекарств, которые выиграли конкурс и есть в наличии в государственных аптеках, но считаем необходимым перейти к предельно допустимым ценам по указанной номенклатуре. С этой целью РУП «Белфармация» нужно открыть в программе «Фармсервис» перечень торговых наименований лекарственных средств — победителей конкурсов, с указанием их конкурсных цен.
Василий Жарко сообщил, что основную нагрузку по лекарственному обеспечению населения несет сейчас государственная аптечная сеть — это около 1660 аптек и 8 крупных аптечных складов со всей необходимой инфраструктурой. Сельчан обслуживают около 500 сельских аптек, а также 3 тысячи пунктов по реализации лекарственных средств при ФАПах и врачебных амбулаториях. По словам министра, в 2009-2010 годах на фармацевтическом рынке наблюдался значительный «прирост» аптек негосударственной формы собственности: их количество увеличилось с 789 (на 1 января 2009 года) до 931 (на 1 ноября текущего года). Однако где они открывались? Преимущественно в столице, областных и районных центрах — то есть, в местах, наиболее выгодных для фармацевтического бизнеса. Довольно часто такие аптеки открывались в новых торговых центрах — там, где установлена высокая арендная плата, которая просто непосильна для социально ориентированных государственных аптек. А в сельской местности частные аптеки вообще не открываются.
— В связи с этим, уважаемые коллеги, — обратился к представителям негосударственных аптек министр здравоохранения, — я прошу вас повернуться лицом к проблемам сельских жителей. Для улучшения качества их жизни и доступности лекарств открывайте аптеки в сельской глубинке. Не бойтесь убытков, помогите людям, тем более что многие из вас стабильно работающих на фармацевтическом рынке по пять-десять и более лет и успешно ведут свой бизнес. Министерство здравоохранения заинтересовано в успешном функционировании всей аптечной сети и считает, что любая аптека, независимо от формы ее собственности, обязана предоставлять населению качественную лекарственную помощь и соблюдать все требования действующего законодательства…
Надежда Николаева. Газета «Звязда», 20 ноября 2010 года.
Источник: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=69634
Читайте также: