Резкого скачка цен в Беларуси на отечественные и зарубежные препараты не прогнозируется, заверяют белорусов представители Министерства здравоохранения. Однако достаточно лишь зайти в аптеку, чтобы убедиться в обратном: цены на лекарства продолжают расти… Причем стоимость белорусских лекарств довольно часто не уступает стоимости их зарубежных аналогов. Недавно в Минске прошла специализированная выставка «Аптека». Ее официальным партнером выступила компания «Фармэксперт» — лидер рынка аналитических и маркетинговых услуг в сфере фармации. С директором ООО «Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт» Алексеем Пряхиным мы говорим о перспективах белорусского фармацевтического рынка в условиях девальвации.
— Алексей Вадимович, девальвация национальной валюты в январе 2009 года автоматически повлекла за собой рост цен на лекарственные средства и частичный дефицит импортных лекарственных средств в аптечной сети. Чем нынешняя ситуация отличается от ситуации двухлетней давности?
— Действительно мы уже переживали волну девальвации, как, кстати, и наши соседи — россияне и украинцы. Первой девальвировала свою валюту Украина в 2008 году, и на тот момент это была рекордная девальвация, которая составила 38 процентов. В России девальвация была плавной, но и там рубль обесценился на 35 процентов. И в России, и в Украине фармацевтические рынки не смогли сохранить свою положительную динамику после девальвации. Многим аптечным сетям пришлось уменьшить количество аптек, а фармкомпаниям — сокращать свои рекламные бюджеты и персонал. В принципе, рынок всегда реагирует на девальвацию следующим образом: снижается спрос на лекарства, сокращаются объемы импорта, рынок снижается как в упаковках, так и в денежном измерении.
В Беларуси большую часть 2009 года также наблюдалось сокращение объемов реализации импортных лекарств. Однако пандемия свиного гриппа внесла свои коррективы и подправила экономические показатели по итогам года: все мы помним ажиотажный спрос на противопростудные, антибактериальные препараты и иммуномодуляторы, который наблюдался в ноябре и декабре. Более того, в ноябре был зафиксирован исторический максимум розничной реализации лекарств.
В первом квартале фармацевтический рынок показывал устойчивый рост — и в упаковках, и в твердой валюте. Но уже во втором квартале стали проявляться негативные явления. Несмотря на тот факт, что первая девальвация произошла в мае, а значит, в середине второго квартала, тем не менее, рынок сразу уменьшился и в валюте, и в упаковках. Сохранилась негативная тенденция и в третьем квартале. Хочу заметить, что фармацевтическому рынку свойственна сезонность продаж. Для Беларуси минимум продаж лекарств приходится на июнь-июль, а максимум — на ноябрь-декабрь. Однако в этом году сезонность была нарушена. В мае объем проданных упаковок существенно вырос: повышение спроса со стороны населения было связано с ожиданием повышения цен на импортные товары, в том числе и лекарства. Сегодня мы вынуждены констатировать, что количество ввезенных в Беларусь импортных лекарств сокращается из квартала в квартал, хотя в денежном выражении это, может быть, и не так бросается в глаза. Дефицита импортных лекарств пока что в аптеках нет, однако есть тенденции, которые не могут нас не настораживать.
Например, мы заметили, что динамика товарных запасов приобрела в нынешнем году лавинообразный характер: все аптечные сети синхронно закупают товар в первых числах месяца с практически полным опустошением своих складов в конце предыдущего месяца. Связано это с тем, что переоценка лекарственных средств разрешается при изменении курса валют и наличия кредиторской задолженности только первого числа следующего месяца. Поэтому некоторые дистрибьюторы, чтобы минимизировать свои валютно-финансовые риски, ждут наступления нового месяца, чтобы поставить очередную партию лекарств уже по новой цене. Полагаем, что для того, чтобы избежать перебоев в поставках лекарств, нужно пересмотреть механизм формирования цен на импортные лекарства и позволить делать переоценку товара не раз в месяц, а по мере необходимости.
— Вы вспомнили майскую девальвацию белорусского рубля, однако в октябре с выходом на единый курс белорусского рубля произошла фактически вторая девальвация национальной валюты…
— Безусловно, цены на новые партии лекарств не могут оставаться на том же уровне, что и цены на лекарства, которые закупались за валюту по курсу Нацбанка. Поэтому полагаем, что самые драматические события ждут нас впереди. Скорее всего, отрицательная динамика будет нарастать. Покупательский спрос будет снижаться. По экспертным подсчетам, в 2010 году каждый белорус приобрел лекарств в среднем на 70 долларов. При этом белорусы стали более интенсивно приобретать более дорогие лекарства. Маловероятно, что в этом году мы сможем превзойти или хотя бы повторить этот показатель. Причем основное снижение покупательского спроса будет происходить в четвертом квартале этого года и в начале нового. Причем очень не хотелось бы опуститься до уровня Армении или Молдовы со средним уровнем потребления лекарств от 25 до 35 долларов на человека.
— А принимаете ли вы во внимание при составлении прогнозов социальную ориентированность государственной лекарственной политики? Министерство здравоохранения связывало с меморандумом по сдерживанию роста цен серьезные надежды, однако «джентльменское соглашение«, как видим, не работает: никто из поставщиков не хочет работать с убытками для себя…
— Социальная ориентированность как раз и проявляет себя на достаточно высоком уровне потребления лекарственных средств в Беларуси, так как основные их потребители — это люди пенсионного возраста, которые пользуются теми или иными льготами на лекарства. Стоимость льготных лекарств, которые они приобретают, составляет 30-40 процентов от выручки государственных аптек. При лечении в стационарах лекарственное обеспечение и вовсе бесплатное. А это, между прочим, около 25 процентов объемов фармацевтического рынка или более 150 миллионов долларов США в денежном измерении. Таким образом социальное лекарственное обеспечение является своеобразным «ядром» фармацевтического рынка.
— Возможно, свой вклад в рост цен делают и аптечные учреждения? Недавно Министерство здравоохранения обратилось ко всем владельцам лицензий на фармацевтическую деятельность с настоятельной рекомендацией не применять максимальные торговые надбавки при формировании розничных цен на лекарственные средства… Как, по вашему мнению, можно ли административными рычагами сдержать рост цен на лекарства?
— Как свидетельствует практика, удержание цен на доступном уровне и сохранение ассортимента в аптеках всегда противоречат друг другу. Средняя общая наценка в Беларуси и так является самой низкой в СНГ — 27,7 процента. Для сравнения, в Казахстане средняя торговая наценка составляет 30,2 процента, в России — 31,6 процента. Часто рентабельность аптечного звена в нашей стране близка к нулю или вообще отрицательная. В последнее время значительно выросли и курсовые риски дистрибьюторов. Поэтому значительное уменьшение доходности товаропроводящей сети в нашем случае невозможно без встречных шагов со стороны государства. Если необходимо уменьшить доходы — значит, и расходы должны уменьшаться. Это может быть уменьшение таможенных пошлин, ставок аренды, какие-то налоговые льготы и т. д. Государственные органы, заинтересованные в сдерживании цен, также должны идти навстречу…
— Возможно, на фоне стремительного роста цен на импортные лекарственные препараты наступил «звездный час» для белорусских производителей?
— Как правило, доля отечественных производителей на внутреннем фармацевтическом рынке в условиях девальвации увеличивается, но с определенными оговорками. Во-первых, отечественные лекарственные средства достаточно импортоемкие, поэтому замораживание цен на белорусские лекарства ложится бременем на плечи производителей. Рано или поздно, но рост цен на отечественные лекарства — неизбежен. Надо иметь в виду, что белорусский рынок в большей степени состоит из дженериков. Это значит, что, кроме белорусских лекарств, в аптеках представлен достаточный выбор импортных средств недорогого сегмента. Поэтому для того, чтобы обеспечить максимальный рост доли отечественных производителей, необходимо уменьшать зависимость от импорта и укреплять имидж белорусских лекарств. Без сильного маркетинга здесь не обойтись. Также хотелось бы пожелать нам всем, чтобы ввоз в Беларусь импортных аналогов белорусских лекарств сохранился, чтобы на рынке сохранялась конкурентная среда…
— Как вы считаете, чего стоит опасаться белорусским производителям лекарств в мире будущей интеграции фармацевтических рынков стран Таможенного союза?
— Угрозой для отечественных производителей является ориентация на выпуск в основном дешевых препаратов, поскольку конкурировать им придется с российскими производителями, которые работают на грани рентабельности и борются буквально за каждую копейку. К тому же и налоговая нагрузка в Беларуси более высокая… Когда барьеры между фармацевтическими рынками России, Беларуси и Казахстана окончательно рухнут, в Беларусь может хлынуть продукция российских компаний, которые выпускают дженерики по супернизким ценам. Когда в Таможенном союзе все окажутся в одинаковых условиях, когда не будет преференций для белорусских производителей, когда будет действовать соглашение о взаимном признании регистрационных свидетельств и отпадет необходимость проходить недешевую регистрацию своей продукции в другой стране, — у белорусских лекарств появится серьезная конкуренция…
Надежда Николаева, 29 ноября 2011 года.
Газета «Звязда», оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=89535&idate=2011-11-29
Читайте также: