Проезжая по троллейбусному маршруту N 5, после одной из остановок, даже не оборачиваясь, я уже знал, что в салон вошла та женщина. Я ее видел уже несколько раз. Как потом выяснилось, ей было 44 года. Она великолепно выглядела, была привлекательна, ухожена, хорошо одета. И при всем этом от нее исходил ясно уловимый, хотя и заглушаемый острыми духами, запах мочи. Женщина, конечно, знала об этом, поэтому и пользовалась такими духами. Заподозрить ее в банальной нечистоплотности было просто невозможно. Ясно, что женщине, несмотря на все ее старания, не всегда удавалось достичь цели. На запах обернулись еще 2—3 пассажира, стоящие поблизости, и тут же постарались отойти подальше. Таким рисунком, списанным фактически с натуры, я и хочу образно представить болезнь, о которой пойдет речь.
Закончу разговор об этой женщине. Я сошел на ее остановке, с тысячами извинений подошел к ней, вручил свою визитку, сказал, что я врач, догадываюсь о ее беде, и посоветовал зайти ко мне в клинику. Конечно, я рисковал: мог ведь получить в ответ грубость, что-то вроде «А какое ваше, собственно говоря, дело?» Но она поблагодарила и пришла. Давно ей сделана успешная операция, и сейчас дама благоухает только изысканными французскими духами, забыв о своей многолетней беде.
Самое прискорбное в этой истории состояло в том, что женщина неоднократно обращалась в поликлинику к «своим» врачам и всегда получала неутешительный ответ: «Терпите, приспосабливайтесь, сделать ничего нельзя!» Как так нельзя?! Как терпеть, как приспосабливаться?! За рубежом уже давно есть специальные памперсы-поглотители. Недавно их начали продавать и у нас коммерческие фирмы. Выходит, что и не все врачи знают, что помочь этим несчастным женщинам можно и нужно.
Я уже писал в нашем журнале о неприятностях в сфере мочеиспускания, омрачающих осень жизни у мужчин. Это в основном затрудненное в разной степени и учащенное мочеиспускание. Оказывается, неприятности в данной сфере есть и у женщин, только противоположного характера.
По статистике, опубликованной Всемирной организацией здравоохранения, до 30% женщин в возрасте 50 лет и старше имеют проблемы с мочеиспусканием, чаще всего это именно недержание мочи. Болезнь имеет несколько названий: функциональное недержание мочи (ФНМ), недержание мочи при напряжении, стресс-недержание. Сущность болезни точнее всего отражает, пожалуй, второе название — в горизонтальном положении и в полном покое у женщины, как говорится, полный порядок. Однако стоит ей встать с постели, поднять какую-либо тяжесть, чихнуть, кашлянуть, просто рассмеяться, то есть создать даже самое незначительное напряжение брюшного пресса, как она непроизвольно, без позыва, теряет мочу. Переход из горизонтального в вертикальное положение сопровождается только давлением внутренностей на мочевой пузырь, однако и этого порой бывает достаточно. В то же время у такой женщины нет анатомических повреждений, разрывов, поэтому недержание и называют функциональным. При внешней целостности нарушается функция сфинктеров мочевого пузыря и мускулатуры промежности — механизмов, обеспечивающих в норме удержание мочи.
Основной и главной причиной болезни считают тяжелые роды двух вариантов. В первом — роды, часто крупным плодом, протекают форсированно, иногда стремительно, без достаточной физиологической подготовки родовых путей. В этих случаях происходят разрывы шейки матки, влагалища, а иногда и промежности. Конечно, анатомические нарушения восстанавливают, но на их месте развиваются рубцы, которые и нарушают функцию удержания мочи. В этом варианте недержание, как правило, возникает в скором времени — в первые после родов годы.
Во втором варианте роды затяжные, сопровождающиеся долгим стоянием головки плода в родовых путях, длительным сдавлением шейки мочевого пузыря и мышц промежности, приводящими к возникновению трофических изменений в этих структурах. В таких случаях нарушение функции удержания мочи наступает постепенно, часто через многие годы, когда к первичной причине присоединяются возрастные инволюционные изменения во всех органах женского организма, часто совпадающие с климаксом.
Что же противопоставить этому року рожавших женщин, как нейтрализовать неприятную и дорогую цену, которую иногда должны платить матери за продолжение человеческого рода? В идеале каждая родившая женщина должна получить полную и исчерпывающую информацию, как у нее протекали роды, и прежде всего об осложнениях. Как долго стояла головка плода в родовых путях, были ли разрывы, насколько они глубоки или множественны, чем все это было вызвано и чем может угрожать в будущем?
Полностью отдаю себе отчет в щепетильности такого совета. Врачу-акушеру, принимавшему роды и завершившему их с осложнениями, вряд ли доставит удовольствие сообщить все это пациентке. Можно, и вроде не без оснований, заслужить обвинение в плохой работе, в неопытности, а то и в халатности. Но сообщать надо! И надо терпеливо объяснять, что и длительные роды, и разрывы — это чаще не вина, а беда врача и роженицы, здесь часты и объективные причины — несоответствие между плодом и родовыми путями, физиологическая неподготовленность родовых путей, слабая или, наоборот, сумбурная родовая деятельность. Но каковы бы ни были причины осложнений, женщина должна о них знать, должна знать и о том, чем это ей может грозить в будущем и как этого избежать.
Женщины, перенесшие тяжелые роды (длительные или с разрывами), должны быть отнесены к группе риска, им необходимо обеспечить периодическое наблюдение. Конечно, было бы идеально, если бы у этих женщин можно было аппаратными методами измерить силу сфинктеров мочевого пузыря и уретры, скорость мочеиспускания, другие физиологические показатели. Но это пока недостижимо. Поэтому сама женщина должна и может проверить, что изменилось после тяжелых родов, хотя бы по двум параметрам: сколько она может «накопить» в пузыре мочи до интенсивного позыва и как долго она способна сдерживать этот позыв.
Иногда женщина еще и не думает о болезни, но эти два параметра уже могут существенно ухудшиться. Конечно, жить под дамокловым мечом опасности возможного недержания мочи в будущем неприятно, но речь ведь идет о том, чтобы заниматься профилактикой, чтобы нейтрализовать эту опасность. Есть и объективный, легко обнаруживаемый гинекологом признак, сигнализирующий о возможной опасности в будущем, — возникновение и степень опущения стенок влагалища. Именно у этих женщин опасность развития в будущем недержания мочи более высока.
Итак, перед женщиной, осознавшей опасность последствий перенесенных тяжелых родов, пусть, может быть, и в не столь близком будущем, просматриваются два пути: первый — ждать и надеяться, авось пронесет, авось не она попадет в злосчастный процент осложнений; второй — активно бороться, препятствовать возникновению этих, пусть даже гипотетических, но неприятных осложнений. Умная, внимательно относящаяся к своему здоровью женщина, безусловно, выберет второй путь. Хотя надо прямо сказать, что путь этот нелегок прежде всего психологически — опасность более или менее отдаленная, да еще и гипотетическая, а заниматься ее предупреждением придется реально и постоянно.
Основным нейтрализующим опасность средством должны быть физические упражнения направленного действия, выполняемые достаточно постоянно и систематически. В идеальном варианте это может быть ежедневная физзарядка с нагрузкой на промежность и тазовое дно. Физических перегрузок упражнения давать не должны, главное — систематичность. Длительность зарядки — 10—12 минут. Если у женщины не хватает силы воли заниматься физзарядкой ежедневно и постоянно, можно рекомендовать облегченный вариант — заниматься 10 дней каждого месяца, но опять-таки — систематически!
Для укрепления мышц промежности и тазового дна есть упражнения в каком-то роде несколько интимного характера. В положении сидя женщина сокращает и втягивает прямую кишку, волевым усилием сокращает мышцы промежности и влагалища (попеременно по 10—12 движений, чередуя 10-дневные циклы с циклами физзарядки).
Из медикаментов полезно периодически проводить 10-дневные циклы лечения витаминами, особенно группы В.
Конечно, не каждая женщина из-за призрачной, как ей может показаться, вероятности заболеть функциональным недержанием мочи в будущем сочтет необходимым подвергать себя, как некоторые из них признаются, самоистязанию. Поэтому и появляется много таких больных — расплата, прямо скажем, не из приятных, да и не из дешевых.
И еще один вопрос. Женщине, перенесшей тяжелые роды, особенно с глубокими разрывами родовых путей, надо очень настороженно относиться к повторным родам. При крупном плоде, возможно, стоит сразу обсудить со своим акушером вопрос о кесаревом сечении (так, кстати, за рубежом часто и поступают).
Но если заболевание все же наступило? Оно может проявляться в легкой, средней и тяжелой степени. Легкая — недержание не систематическое, проявляется только при значительных физических нагрузках. Средняя — проявляется уже при умеренных физических нагрузках, беге, резких движениях, при чихании, кашле. Тяжелая — даже при переходе из горизонтального в вертикальное положение, при самых незначительных нагрузках, обычной ходьбе. Во многих случаях болезнь проходит все стадии, начиная с легкой, постепенно прогрессирует и доходит до тяжелой.
Можно утверждать наверняка, что более высокая вероятность заболеть функциональным недержанием мочи, причем в тяжелой форме, подстерегает женщин, не предпринимающих предупредительных мер, о которых шла речь выше.
Первое проявление болезни обычно обнаруживается однократной потерей мочи при большом физическом напряжении или сильном кашле при наполненном мочевом пузыре. Многие женщины относятся к этому эпизоду философски-спокойно: «Ну что ж, бывает!» Повторные эпизоды уже заставят забеспокоиться. Внимательная женщина без труда уловит связь недержания с физической нагрузкой при полном мочевом пузыре и примет соответствующие меры: станет избегать нагрузок, чаще, не ожидая позыва, ходить в туалет (выработает для себя так называемый режим принудительного мочеиспускания). Эти меры должен рекомендовать и врач, если к нему обратится такая больная. Кроме этого, если сама женщина и врач с должным уважением отнесутся к первым сигналам неблагополучия, они постараются начать лечение.
Конечно, ни женщина, ни лечащий врач при первых проявлениях болезни не будут склонны сразу обсуждать вопрос об операции. Лечение, как правило, начинается с укрепления мышц промежности, тазового дна и сфинктера мочевого пузыря. Все, что описано выше как профилактические меры, приемлемо и для лечения. Это и упражнения с нагрузкой на промежность, тазовое дно и брюшной пресс (есть специальный лечебный комплекс «По Атабекову»), и самотренировка мышц промежности, прямой кишки и влагалища. Однако вместо 10-минутных и 10-дневных профилактических циклов занятия необходимо увеличить до 40—45 минут и проводить их непрерывно месяцами.
Из врачебных манипуляций назначают так называемую гимнастику на буже до 20—30 сеансов через день. Дома можно организовать систематический водный массаж промежности при помощи восходящего (с достаточно сильным напором) душа. Из медикаментозных средств полезны витамины, особенно из группы В, препараты железа, фосфора, магнезии. Если заболевание возникло в менопаузе, по назначению гинеколога можно провести соответствующую заместительную гормональную терапию.
У ряда больных такое многофакторное и настойчивое систематическое лечение позволяет уменьшить интенсивность проявления болезни, а иногда и полностью устранить симптом недержания, особенно если удается свести к минимуму ситуации, вызывающие напряжение брюшного пресса (физические нагрузки, резкие движения), а также обеспечить адекватный режим принудительного мочеиспускания.
К сожалению, даже систематическое, длительное и настойчивое лечение не всегда позволяет остановить прогрессирование заболевания, его переход в более тяжелую стадию. Дело в том, что с возрастом, с наступлением менопаузы, в организме женщины начинаются возрастные инволюционные процессы, сопровождающиеся дополнительным ослаблением мышечных структур промежности и тазового дна. Происходит как бы усиление действия первичных факторов, и болезнь труднее поддается консервативному лечению.
Единственным путем улучшить медицинское, семейное и социальное положение таких больных является хирургическое лечение. Не останавливаясь на специальных деталях операций, могу лишь сказать, что все они направлены на укрепление аппарата удержания мочи и сводятся к созданию искусственного перегиба на выходе из мочевого пузыря и подкрепления опоры мочевого пузыря через влагалище.
Но это детали для врача. Больные же должны знать, что хирургическое лечение позволяет ликвидировать недержание мочи у подавляющего большинства оперированных женщин. Это главное. И нет никаких оснований для пессимизма и неверия ни для больных, ни для врачей. Благодатные для женщин операции успешно выполняются в урологических клиниках уже многие годы.
Николай Савченко, академик Национальной академии наук Республики Беларусь, лауреат Государственный премий СССР и БССР, профессор.
Опубликовано в журнале «Здоровье и успех», № 5 за 1998 год.
Читайте также: частые позывы (учащенное мочеиспускание и недержание мочи).