Важным рабочим инструментом для врача должны стать формуляры лекарственных средств.
В серьезную медицинскую, социальную и экономическую проблему превратились в последние годы осложнения от лекарственной терапии. Например, в США расходы, связанные с лекарственными осложнениями, превышают 70 миллиардов долларов в год. В Германии они составляют более 500 миллионов.
— Не только среди населения, но и среди большинства врачей распространено ошибочное мнение, что разрешенные к применению в медицинской практике лекарственные препараты всесторонне изучены и их эффективность полностью отражена в инструкции, — делится своими мыслями с журналистом «Звязды» председатель Белорусской ассоциации врачей, главный врач 34-й столичной поликлиники Дмитрий Шевцов. — До момента регистрации новое лекарство проходит испытания на ограниченном количестве больных и в довольно искусственных условиях, когда используются определенные критерии подбора участников испытаний, монотерапия и так далее. В результате новый препарат принимают больные, имеющие попутные заболевания. При этом возраст пациентов, взаимодействие лекарств между собой, а также с другими биологически активными веществами и пищевыми продуктами могут существенно менять как эффективность, так и переносимость лекарственного препарата. Что касается немолодых людей, то для них особенно присущи проблемы со здоровьем: около 80 процентов из них страдают одним или несколькими хроническими заболеваниями и, как следствие, достаточно часто прибегают к лекарствам. В Великобритании и США пожилые люди потребляют до 30% всех лекарственных средств, которые там продаются. В Италии 40% людей в возрасте после 70 лет ежедневно принимают от четырех до шести наименований лекарственных средств, а 12% — девять и более.
Настоящая безопасность лекарства может быть установлена только в широкой медицинской практике. Может пройти не один год до установления связи между приемом определенного препарата и лекарственным осложнением. Так, с момента применения аспирина прошло много лет, прежде чем была обнаружена его способность вызывать кровотечения, и 35 лет понадобилось для того, чтобы у амидопирина обнаружилось такое тяжелое побочное осложнение, как агранулоцитоз. Вот почему изучение новых лекарственных средств продолжается и после их регистрации. При этом очень многое зависит от ответственности и наблюдательности врачей…
— Дмитрий Евгеньевич, честно говоря, всегда считала, что лекарства, которые находятся в безрецептурном отпуске, как минимум, вреда мне не принесут. Зачем вообще допускать к использованию в медицинской практике лекарственные средства, если нет стопроцентной уверенности в их безопасности?
— Проблема безопасности лекарств — очень многосторонняя, и связана она как с появлением множества лекарственных средств с высокой биологической активностью, так и с ростом устойчивости людей к химическим и биологическим веществам, нерациональным применением лекарств и взаимодействием препаратов. В основе эффективной и безопасной фармакотерапии лежит регистрация и разрешение для использования в медицинской практике только тех препаратов, у которых польза от их применения значительно превышает риск. Но не менее важный фактор — это умение врача подобрать лекарство для конкретного случая с учетом всех особенностей больного и всех свойств препарата. К сожалению, более половины всех лекарственных осложнений возникает в результате нерационального (а иногда и вовсе бездумного) выбора и применения даже очень хороших и эффективных лекарств.
Именно неразумное использование противомикробных препаратов и привело к формированию лекарственной устойчивости. Здесь можно вспомнить и злоупотребление лекарствами, когда те отпускаются в слишком большом количестве, так сказать, «на всякий случай» или вообще «по просьбе пациента». Часто случается так, что экономические трудности заставляют пациентов прекратить лечение, как только им станет легче, вместо того, чтобы завершить курс, необходимый для полного уничтожения возбудителя. Между прочим, лекарственная устойчивость обходится очень дорого для здравоохранения.
Неправильное использование лекарств привело к ситуации, когда рынок буквально засорен неэффективными, бесполезными или неоправданно дорогими медикаментами. Активные рекламные предложения подталкивают людей искать у себя симптомы различных заболеваний и чаще, чем это необходимо, обращаться к лекарствам. Фармацевтический рынок постоянно прирастает благодаря выпуску биологически активных добавок и дженериков — дешевых аналогов известных лекарств. Сегодня доля дженериков на рынках США, Великобритании, Канады и Германии превышает 30%, а в странах Восточной Европы достигает 90%. Количество торговых наименований лекарственных средств растет в геометрической прогрессии. На начало 2005 года в мире их было зарегистрировано более 100 000, из них в Беларуси — более чем 50 000. Все они представляют чуть более 1500 международных незапатентованных наименований лекарственных средств.
К сожалению, индивидуальные возможности врачей не безграничны с точки зрения освоения всего ассортимента лекарств, которые сегодня предлагаются фармацевтическими производителями. В 80-е годы специалистами фармации в Могилевской области проводилось пилотное исследование объема ассортимента лекарств, которые выписываются на приеме в поликлинике по учету рецептов в аптеках. И выяснилось, что врачи используют в своей практике от 60 до 200 наименований лекарственных средств. Но в те годы на государственном фармацевтическом рынке было представлено намного больше оригинальных продуктов, чем воспроизведенных лекарственных форм…
Сегодня ситуация для врача-практика стала еще более сложной. Можно помнить одновременно более 3000 наименований лекарственных средств? Приведу несколько примеров: сейчас на белорусском фармацевтическом рынке представлено более 18 торговых наименований нифедипина, 16 наименований ципрофлоксацина и 31 наименование диклофенака.
Всемирная организация здравоохранения определила около 270 международных непатентованных названий наиболее важных (основных) лекарств. Большинство из них — недорогие, проверенные, их надежность и достаточная безопасность общеизвестны. Одним из первых шагов к улучшению текущей ситуации на фармацевтическом рынке должна стать переоценка компетентными органами ассортимента лекарств, которые есть в каждой стране, чтобы снизить процент нерационального расходования средств. С точки зрения экономики и надлежащей терапии нужно сосредоточиться на обеспечении ограниченного количества полезных лекарств и избавиться от наименее важных.
Ведущий специалист в области облегчения боли и ухода за смертельно неизлечимо больными Р. Дж. Твайкросс говорил: «Никто не может необоснованно утверждать: мол, чем больше лекарств, тем лучше. Национальные перечни, содержащие тысячи лекарств, не лучше, чем более ограниченные перечни. Лучше детально знать и понимать меньшее количество лекарств, чем быть поверхностно ознакомленным со всеми».
— И каким может быть выход из этой ситуации?
— Важным рабочим инструментом при назначении препаратов должны стать формуляры лекарственных средств, введение которых в Беларуси сегодня обсуждается. Формуляр — это документ, регламентирующий использование лекарств для достижения оптимальной клинической и экономической эффективности. Это, если хотите, информационно-методологическая доктрина, целью которой является развитие социально ориентированной системы здравоохранения в условиях рыночной экономики.
Основные цели эффективного формуляра — выбор препаратов в соответствии с их относительной безопасностью и эффективностью, включение (при необходимости) альтернативных средств второй линии, минимизация терапевтических назначений, максимальное повышение экономической эффективности фармакотерапии без снижения ее качества, исключая, по возможности, использование более дорогих лекарственных средств.
Формуляр носит ограничительный характер и поощряет использование только тех лекарственных средств, которые в него включены.
— Если я правильно поняла, формуляр отражает стандарты мировой практики?
— Формуляр нужен не для увековечения мировых достижений, а для оптимизации фармакотерапии и увеличения частоты назначения лекарственных средств, которые выделяются высокой степенью эффективности и безопасности. За годы работы врача появляется и исчезает множество различных препаратов, и клиницистам совсем не обязательно «пробовать» или приобретать «собственный опыт» работы с новинками. Есть мнение, что если врач не использует современные лекарственные средства, то он рискует потерять свою репутацию и рейтинг. Однако не стоит забывать, что история знает достаточно фактов рекордно быстрого внедрения в лечебную практику лекарственных средств, которые затем проявляли опасную токсичность и отсроченные отрицательные реакции. К тому же популярность лекарственных средств среди больных и соответственно уровень объемов продаж могут возрастать не столько благодаря преимуществам данной продукции в сравнении с другими лекарственными средствами, сколько благодаря политике фирмы-производителя, которая рекламной кампанией воздействует непосредственно на обывателя.
Большинство врачей согласны с тем, что любое новшество в медицине требует фундаментальных исследований и действительно доказательной базы. А эффективный формуляр ни в коем случае не ограничивает клиническую свободу. Более того, он только лишний раз подтверждает тот факт, что на самом деле каждый врач при назначении использует не все 10-12 тысяч наименований лекарств, представленных на рынке, а применяет лишь ограниченный набор из 25-400 наименований. Принцип включения в справочник только лекарственных средств с доказанной эффективностью, полноценная и усердно подготовлена информация по их использованию, верификация назначений, — все это делает формуляр наиболее важной составляющей рационального и качественного лечения.
Беседу вела Надежда Николаева, 21 апреля 2012 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=96372&idate=2012-04-21
Читайте также: