Наверное, мало осталось родителей, которые не слышали бы о раннем развитии детей и не имели собственной позиции на этот счет. Одни выбирают «классику» — детский сад, другие изучают образовательные технологии собственными силами, третьи же предпочитают «развивашки» — всевозможные кружки и центры дополнительного развития, куда принимаются дети чуть ли не «с пеленок».
Минчанки Олеся Кленовская и Виктория Копелева совместили два в одном: молодые мамы создали собственный центр дошкольного развития «Бэби Клаб». Причем начали свою работу не со столицы, а… с пригорода, открыв первый филиал в Дзержинске.
— Почему? Ведь в городах-спутниках тоже живут люди, которым подобных вещей не хватает гораздо больше, чем минчанам. В Минске развивающие центры существуют уже лет 10, а за 30 км от МКАД — пустыня, — вспоминает Олеся. — Было несколько вариантов — Заславль, Фаниполь. Выбрали Дзержинск: во-первых, там много молодых семей, во-вторых, многие работают в Минске, соответственно, получают столичные заработки. Обсудили идею — и айда ее реализовывать, буквально на голом энтузиазме.
У Олеси в активе — педагогическое образование и опыт работы в школе, в Вики — умение воплотить теорию на практике. Но в 2012 году начинать им пришлось с нуля — искали помещение, прошли девять кругов согласований и пересогласований в контрольных органах, собеседование в администрации… Несмотря на то, что на государственном уровне была озвучена необходимость открытия частных учреждений дошкольного образования, идти навстречу «выскочкам» никто не спешил. Теперь основательницы развивающего центра вспоминают те перипетии с улыбками, но тогда, признаются, руки опускались. Но упорства и веры в свои силы хватило, хотя за год пришлось сменить 4 помещения. «Зато в нас поверили люди — мы выпустили уже две группы дошколят, набрали еще три — они небольшие, до 6 человек, чтобы обеспечить индивидуальный подход не на словах, а на деле».
— Перед стартом внимательно прочитали государственную программу дошкольного образования «Пролеска» и на ее базе сделали авторскую, добавив элементы почти всех популярных развивающих методик — Монтессори, Никитина, Зайцева, Жуковой, — рассказывает Вика. — Например, одна из наших «фишек» — детская театральная студия, ее ведет педагог с профильным образованием. Со старшими детьми (3-5 лет) изучаем несправедливо забытый слой — правила словообразования. Ведь мало просто научить читать, надо развивать логику и понимание, что из чего следует. Еще есть занятия в бассейне, работа с логопедом-дефектологом и психологом, вокальная и художественная студия, кукольный театр, фитнес и танцы, курсы иностранного языка. И это только малая часть того, что мы предлагаем родителям 1-6-летних детей.
Мамы-бизнес-леди не считают себя конкурентами государственным садикам — те гораздо дешевле, но и подход предлагают другой. «Наоборот, мы хотим сотрудничать с государством — немного разгрузить педагогов в садах и дать выбор тем родителям, кто может себе позволить «развивашки» по затратам времени и денег. К тому же мы заинтересованы в развитии проекта и как мамы (у Вики один ребенок, у Олеси двое. — Авт.), периодически водим в центр собственных детей и хотим, чтобы занятия проходили на высоком уровне. В перспективе это, безусловно, не только образовательный, а еще и бизнес-проект. Но пока он не окупился даже и близко. Чтобы зарабатывать деньги в дошкольном образовании, нужно стать лучшими в этой сфере и самим развиваться».
— Когда речь заходит о центре развития, обычно родители делятся на два больших лагеря. Одни считают их необходимой частью подготовки к школе, другие уверены, что смогут все то же самое сделать самостоятельно…
Олеся: Кто очень хочет, действительно может обойтись без нас — есть интернет, и все активные родители смогут найти методики, которые лучше всего им подходят. Стоит только не пожалеть времени, поставить цель и ежедневно делать к ней хоть шаг.
Вика: А я не соглашусь. Многие методики — уже вчерашний день, и нужно осваивать все новые. Мама, которая «не в теме», физически не сможет отслеживать все эти изменения и новинки. У нас занятия проводят почти полтора десятка преподавателей, и каждый из них добавил в базовый проект что-то свое: одна развивает сказкотерапию и «песочницу», вторая ставит детям правильное дыхание и артикуляцию, и т. д. Плюс социализация — ее дома при всем желании не обеспечишь. Поэтому заниматься все же надо — или в развивающих кружках, или в подготовительных группах в саду, или в любом другом месте, где малышей учат общению.
В каком возрасте нужно начинать развивать ребенка? «С того момента, как он родился, — шутят собеседники. — А лучше даже раньше». Разумеется, одинаковых для всех норм, как, скажем, периодичности посещения стоматолога, здесь нет. Кто-то считает, что уже с 3 месяцев следует слушать иностранный язык, чтобы было проще его потом изучить, кто-то до 1-1,5 года не спешит «начинять» ребенка знаниями. Педагоги советуют начинать активные занятия приблизительно в 1 год и позже, осторожно изучая, готов ли каждый конкретный ребенок к занятиям и играм в коллективе, или лучше подождать.
— Есть ли разница между столичными и провинциальными родителями и детьми? К минчанам, наверное, нужно еще отыскать особый подход?
Алеся: Да, разница есть. За МКАДом темп жизни более плавный, и это накладывает отпечаток на поведение людей. Они более медлительные, менее подвижные. Если погода плохая, то большинство клиентов, скорее всего, до занятий не дойдет. А в Минске с этим проще, да и транспортное обеспечение лучше. Насчет подхода — разве только к детям. С течением времени мы подкорректировали расписание занятий под их график, учли, когда большинство малышей просыпается, а когда, наоборот, уже устают и ложатся спать.
Вика: Мы расширяемся: Дзержинск, Фаниполь, Минск. В этом году надеемся, уже с учетом наработанного опыта, открыть филиал в Заславле. Ведь маленькие города нельзя сбрасывать со счетов, им подобные центры куда больше нужны, у молодых родителей с периферии ощущается буквально голод к таким занятиям. А в Минске идем дальше — вскоре открываем частную начальную школу.
— Не бывает обидно, что в вашем детстве «развивашек» не было?
Вика: Ой, раньше и стиральных машин не было, что же теперь из-за этого переживать! Мы боимся чего-то не успеть, не выполнить олимпийский принцип «быстрее, выше, сильнее», потерять гибкость, не услышав каких-либо пожеланий клиентов. Поэтому мы на связи с родителями постоянно — и в половине восьмого утра в выходные, и в одиннадцать вечера… Зато, когда чувствуешь отдачу, понимаешь, что делаешь для них что-то нужное, это дает новые силы.
Подготовила Виктория Захарова, 20 февраля 2014 года.
Источник: газета «Звязда», на белорусском: http://zviazda.by/2014/02/32797.html
Читайте также: