— Я помню, как 27 апреля 1986 года мы в институте биологической физики в Москве приняли 250 пострадавших. Люди прибыли двумя спецавиарейсами. Эти два самолета были потом уничтожены, так как были очень загрязнены.
Этими воспоминаниями о первых днях после аварии во время Международной научно-практической конференции в Гомеле «25 лет после чернобыльской катастрофы. Преодолением ее последствий в рамках Союзного государства» поделился Леонид Ильин — российский академик, теперь почетный президент Федерального медицинского биофизического центра имени А. И. Бурназяна, д.м.н., профессор. Он с первых дней и в течение наиболее трудного периода аварии на ЧАЭС работал в очаге поражения, был одним из научных руководителей медико-биологических и гигиенических работ по ослаблению последствий аварии, принимал принципиальные решения по стратегии и тактике защиты людей:
— В нашей клинике лечилось более 100 сотрудников Чернобыльской электростанции. Мощность дозы от некоторых больных достигала до 1 рентгена в час. Что касается Чернобыльской станции и нашего времени пребывания там в наиболее сложный период, то мы с академиком-метеорологом Юрием Израелем обсуждали все проблемы, связанные с движением воздушных масс. Он профессионал в этом деле. Я понял, что первый шлейф пошел на Запад, и — мистика — он обогнул город Припять, который находится рядом с Чернобылем. Это объяснили тем, что в городе температура воздуха немного выше, чем в окрестностях. И это облако обошло город Припять. По нашим расчетам, если бы не было эвакуации 27 апреля, то к концу недели у населения города были бы явные обусловленные лучевые повреждения. Было очень сложно разобраться в том, как эти воздушные массы, которые пошли на север, подошли к населенным пунктам Гомельской области и Гомелю. Воздушные массы начали крутиться вокруг Гомеля. Удельная концентрация радиационных веществ была повышенная, потому что в течение 10 дней из разрушенного реактора освобождалось большое количество радиоактивных материалов. Сейчас существуют самые разные оценки уровней выбросов. Ясно одно: это была трагедия не только Чернобыля, но и всего населения Гомельской области. Был полный провал в организации йодной профилактики. Я напомню, что за 19 лет до аварии нами была разработана система йодной профилактики. Но необходимый документ не дошел по неизвестным причинам к тем, кто им мог бы воспользоваться. Таким образом, йодная профилактика на Гомельщине осуществлена не была. Поэтому получились высокие дозовые нагрузки, в том числе у детей. На этом фоне возникло много радиологических проблем. И именно поэтому идея создания в Гомеле центра радиационной медицины и экологии человека вызывает чувство гордости у нас и чувство зависти у наших зарубежных коллег. Тем более что здесь проходят медицинское освидетельствование и лечение не только жители Гомельщины, но и всей Беларуси.
Сотрудники Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека, который находится в Гомеле, ведут огромную научную работу и вот уже восьмой раз в апреле проводят традиционную научную конференцию, посвященную медицинским последствиям чернобыльской аварии.
Госрегистр граждан, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, был создан еще в 1993 году. Целью его создания стало обеспечение контроля за состоянием здоровья и получение сведений о медико-биологических последствиях катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также других радиационных аварий. Эта база постоянно пополняется необходимыми сведениями о заболеваниях и лечение людей. В ней содержатся сведения о диспансерных осмотрах и дозах облучения. На сегодняшний день на республиканском уровне государственного регистра накоплена информация о 282 тысячах человек, которые относятся к наиболее облученным категориям пострадавшего населения. Сведения Госрегистра используются для изучения структуры, динамики, тенденций заболеваемости, инвалидности, исходов заболеваний граждан, анализа и контроля за диспансеризацией в государственных организациях здравоохранения, разработке методов и критериев определения групп повышенного радиационного риска на основании комплексного радиационно-эпидемиологического и статистического анализа.
Еще в начале 90-х годов в результате тиреодозиметрической паспортизации были реконструированы средние дозы облучения щитовидной железы для более чем 9,5 миллиона человек, которые тогда жили в 23 тысячах населенных пунктов республики. Было выявлено, что практически все население страны в той или иной степени претерпело воздействие радионуклидов йода, говорит директор Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека, кандидат медицинских наук, доцент Александр Рожко:
— Следует подчеркнуть, что ни в одной из категорий пострадавшего населения средние эффективные накопленные за весь послеаварийный период дозы облучения не превысили 80-100 мЗв. Очевидно, что в результате проведенных защитных мероприятий уровень облучения населения значительно ниже порога возникновения любых конкретных эффектов. На территории всей страны осуществляется специальная диспансеризация. Она касается тех граждан, которые относятся к пострадавшему населению, а это на сегодня 1,5 миллиона человек. Ежегодно каждый пострадавший проходит диспансерное обследование. По медицинским показаниям прием пострадавших граждан проводят специалисты необходимого профиля, в том числе и в нашем Республиканском научно-практическом центре радиационной медицины и экологии человека. Это же касается и возможности стационарного лечения любого заболевания.
— Кто входит в группы риска сегодня, спустя четверть века после аварии?
— На сегодня среди населения, пострадавшего от катастрофы на ЧАЭС, выделены 3 группы потенциального радиационного риска. В группу А входят те, кто в ранний послеаварийный период (1986 год) жил или работал в пределах зоны эвакуации. В эту группу входит часть ликвидаторов и эвакуированного населения. Группу риска Б составляют те, кто в момент катастрофы находился в детском и подростковом возрасте, независимо от того, к какой категории пострадавшего населения они относятся. В группу В входят те, у кого неоднократно при Сич-исследовании (измерении дозы внутреннего облучения) зафиксирован уровень внутреннего облучения, превышающий 1,0 мЗв/год.
— На конференции была озвучена информация о том, что «есть класс заболеваний и отдельная группа населения, у которой за прошедшие годы произошел драматический рост заболеваемости. Разговор о тиреоидной патологии, причем не только рака щитовидной железы. Практически во всех проанализированных возрастных группах эта дозовая зависимость присутствует. Доброкачественная узловая патология также имеет вызванную долю заболеваний, обусловленную облучением за счет йода-131». Расскажите, какие отклонения в состоянии здоровья, в том числе связанные с состоянием щитовидной железы, проявляются через 25 лет после аварии?
— Исследования, проведенные в нашем учреждении, показали наличие непосредственной связи между уровнем облучения щитовидной железы радиоактивными изотопами йода и частотой таких тиреоидных заболеваний, как узловой зоб и аденома щитовидной железы. Однако этот эффект пока оценен только для тех, кто пострадал от облучения в детском и подростковом возрасте. В целом структура первичной и общей заболеваемости пострадавшего населения аналогична той, что и у всего населения Беларуси. Одним из показателей эффективности диспансеризации является неуклонное в течение многих лет снижение показателей первичной заболеваемости. Основной фактор, влияющий на изменение уровней и структуры заболеваемости пострадавшего населения — старение граждан. Это влияет на увеличение доли сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, что, однако, не следует связывать с «чернобыльским» воздействием. Средний возраст в основных группах пострадавшего населения на 10 и более лет выше, чем среднереспубликанский показатель, что, безусловно, является основной причиной более высоких показателей онкологических заболеваний. По подавляющему большинству локализаций злокачественных новообразований реального опережающего роста онкологической заболеваемости нет. Можно с уверенностью констатировать, что значительное число дополнительных (связанных с облучением) случаев рака щитовидной железы зарегистрированы не только у детей и подростков, но и у взрослого пострадавшего населения. В наибольшей степени радиационный риск, который в несколько раз превышает спонтанную заболеваемость, выявлен у ликвидаторов и эвакуированного населения.
— Каковы направления дальнейшей деятельности Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека?
— Приоритетными направлениями практической и научной деятельности исследований следует считать наполнение Госрегистра результатами оценки доз облучения и радиационно-эпидемиологический анализ данных по группам повышенного радиационного риска, совершенствование системы медицинского наблюдения, специальной диспансеризации различных категорий пострадавшего населения с учетом групп повышенного радиационного риска, а также разработку и внедрение методов профилактики, ранней диагностики, лечения и реабилитации онкологических и неонкологических заболеваний у пострадавшего населения.
Ирина Асташкевич, 26 апреля 2011 года.
Газета «Звязда», оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=78266&idate=2011-04-26
Читайте также: