Одно время «звездами» телеэкрана стали… козлята и козочки. С виду обычные, беленькие, подвижные забияки. На самом же деле похожи они на других только внешне. Это первые в республике, да и на просторах СНГ, трансгенные мелкорогатые животные. Выведены они не ради повышения молочной или мясной продуктивности.
А для чего же тогда? Для получения… лекарств, которые не имеют побочных для человека эффектов. Дело в том, что ученые Института биологии гена АН РФ совершили настоящий прорыв в создании особой генной конструкции. Ей нет равных в мире. Технология открыла реальные перспективы получения лактоферрина человека.
«Химии» в прямом и переносном смысле мы уже нахватались вдоволь. Она присутствует почти в каждой микстуре. Более того, к ней имеют свойство привыкать самые старые долгожители Земли — микроорганизмы. Яркий пример тому открытие и получение такого антибиотика, как пенициллин. Сотни тысяч раненых в годы Великой Отечественной войны обязаны возвращению к жизни именно этому изобретению. Однако с течением времени появилась устойчивость к антибиотикам и приспособленность микрофлоры к этому и ряду других лекарственных препаратов.
Поэтому ученые многих стран направили свои поиски в борьбе с болезнями на создание лекарств на основе природных белков. Проблемы в том, чтобы выбрать такой белок, который бы обладал высоким бактериологическим действием, чтобы не происходила его адаптация к патогенным микроорганизмам, чтобы он активизировал иммунитет и был абсолютно безвреден. И такой универсал есть. Имя ему лактоферрин. Находится он в молозиве, молоке, сыворотке крови, лейкоцитах. По утверждению специалистов, это единственный вид белка, который обладает бактериостатическим и бактерицидным действием. Он напоминает механизм работы антибиотиков. Только вредит он не только бактериям, но и клеткам организма человека. Лактоферрин ведь не допускает вирусные частицы к клеткам, способствует уничтожению вредных бактерий.
Впервые лактоферрин был обнаружен и выделен из молока коров еще в 1939 году, а потом в 1960 году и из молока кормящих матерей. Однако широкого практического применения он не нашел, кроме как в пищевых добавках.
Сегодня и во многих странах ведется интенсивное изучение получения рекомбинантного лактоферрина биотехнологическими методами с использованием живых объектов: растений, микроскопических грибков, млекопитающих и клеточных систем.
Российские и белорусские ученые в начале нового века поставили перед собой цель выделить лактоферрин из молока коз. Почему именно этих копытных? Здесь переплетаются биологический и экономический факторы. Козы быстро размножаются, качество молока наиболее соответствует требованиям, сами они не являются носителями опасных для людей инфекций. Плюс и то, что содержание и уход за ними не вызывает больших затрат. Вот и была принята программа «БелРосТрансГен» на 2003-2007 годы, а потом и продлена до 2013 года. Финансировалась она из бюджета Союзной программы.
Поскольку Институт биологии гена Российской академии наук уже имел определенные теоретические наработки, за НПЦ НАН Беларуси по животноводству стояла более практическая сторона дела. В результате множества (свыше 500) сложных микрохирургических операций и были получены первые козлята Лак-1 и Лак-2 (до сих пор они здоровенькие, бодро подпрыгивают) с геном лактоферрина человека в своем геноме.
Эти четвероногие живчики расплодились, имеют 112 дочерей — целое стадо. Козочки вместе с молоком приносят лактоферрин в среднем по 5 граммов на каждый литр, а некоторые вдвое больше. Научно-опытные институты медицинского профиля обеих стран подтвердили соответствие лактоферрина природному белку по всем характеристикам. Теперь дело за его промышленным производством. Этот уникальный многофункциональный белок незаменим не только в фармакологии и медицине, но и в пищевой отрасли, косметологии, спорте.
— Значит, он нужен в немалых объемах, — говорит генеральный директор РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству», заслуженный работник сельского хозяйства республики Николай Попков. — Поэтому мы строим ферму для продуктивных коз на 250 голов, создаем специализированную высокотехнологичную установку (цех) по промышленному выделению из козьего молока лактоферрина высокой чистоты. Скажу откровенно: задача оказалась не такой простой, как казалась сначала. Аналогов же нет. Приходится вести многовариантный научный технологический и технический поиск. Еще раз убедились, что проблему можно решить только совместными усилиями с российскими коллегами. Они серьезно продвинулись, у них более мощная научно-материальная база.
Заложенные параметры в двух предыдущих программах «БелРосТрансГен» успешно реализованы. На очереди следующая «БелРосФарм» до 2018 года, логическое продолжение предыдущих. Останавливаться ни в коем случае нельзя. И не только потому, что конкуренты могут обогнать. Речь же о самом дорогом — здоровье людей. Промышленное фармацевтическое производство биологически безопасных и высокоэффективных лекарственных препаратов нового поколения, функциональных пищевых продуктов для детей и взрослых на основе лактоферрина является жизненно необходимым. К тому же нельзя игнорировать и экспортную возможность.
Николай Шлома, 16 августа 2013 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://old.zviazda.by/ru/archive/article.php?id=115572&idate=2013-08-16
Читайте также: