Ранее: операции на сосудах.
=======================================
Юрий ПЕТРОВ, заведующий рентгенооперационного отделения эндоваскулярной хирургии Республиканского научно-практического центра «Кардиология»:
— На Западе 70 процентов операций в коронарной патологии – рентгенэндоваскулярные. Обусловлено это не только интенсивным развитием и активным внедрением высоких технологий в медицине, но и ранними обращениями населения за врачебной помощью. Мы пока только стремимся двигаться в этом направлении. На самом деле, каждый наш областной центр уже получил необходимое оборудование, но до конца еще не решен вопрос обеспечения инструментарием. А это, кстати, та отрасль медицины, в которой твои возможности как хирурга полностью зависят от того, на каком оборудовании и с каким инструментарием ты работаешь. Кроме этого, в нашей стране наблюдается дефицит профессиональных кадров, поскольку разговор идет про очень молодую специальность.
— Аортокоронарное шунтирование – классическая операция, про которую, кажется, все уже известно, а что представляет собой стентирование – вероятно, значительно менее затратная и менее травматическая операция?
— На текущий момент шунтирование и стентирование, которое мы начали делать с 1996 года, стоят примерно одинаково. Сама же методика исполнения последней процедуры, — на самом деле, не травматическая. Через прокол на ноге, руке, шее вводятся специальные приспособления, по которым в зону поражения сосуда и попадает стент. Он способен расширить сосуд и обновить кровоток. Пациенту не делают общий наркоз – только местное обезболивание. Обязательно вводится препарат, который позволяет предупредить тромбообразование. Соответствующие лекарства прописываются для употребления после выписки.
— И их придется принимать всю жизнь?
— У любого человека может наступить момент, когда он должен постоянно принимать какой-либо препарат. Например, аспирин при ишемической болезни сердца. Ничего страшного здесь нет. Страшно, когда после стэнтирования пациент говорит: а пить и курить я смогу? Таким пациентам необходимо просто забыть про эти «привычки»! Стакан вина – вот такая доза, которая благоприятно воздействует на состояние эндотелия, и то для тех, у кого нет гастрита. На самом деле, любой алкоголь расширяет сосуды, но в большом количестве на следующий день наступит обратная реакция.
— Когда целесообразно рекомендовать пациенту стентирование?
— Чаще всего интервенционная радиология применяется в коронарной хирургии в случаях атеросклеротического поражения сосудов, когда холестериновая бляшка закрывает в сосуде просвет. Однажды это приводит к инфаркту миокарда. Но такие последствия можно предупредить с помощью стентов. Состояние сосудов, количество, размер бляшек позволяет оценить диагностическая коронография, если через специальный катетер в сосуд вводится контрастный препарат.
— Что же должно «заставить» человека сделать коронографию?
— Та же ишемическая болезнь сердца, которая проявляется сжимающей болью за грудиной, одышкой – в состоянии покоя, во время нагрузок или в ночное время. Боли эти снимаются нитроглицерином. Потому что вообще известно около 40 заболеваний, которые проявляются именно такой болью, поэтому лучше всего не ставить себе самому диагноз и не заниматься самолечением. Если врач заподозрит ишемию, вам будут назначены диагностические тесты – электрокардиограмма, нагрузочные тесты, например, велоэргометрия. Делается радиоизотопное сканирование, когда в вену вводится специальный препарат, и по тому, как он размещается в сосудах, можно судить об их поражении. В стационаре исполняют диагностическую коронографию. Есть электротопография, которая показывает, в какой именно зоне должна быть ишемия, холтер-мониторирование помогает увидеть, как ишемия проявляется в стоянии нагрузки.
На Западе диагностические процедуры, можно сказать, очень широко распространены, а у нас – наоборот: многие терпят до инфаркта и даже инфаркт переносят на ногах. Если ишемию не лечить лекарственными препаратами, не делать стентирования и т.д., мы получим инфаркт за инфарктом, в результате чего появится сердечная недостаточность. В лучшем случае понадобится серьезное хирургическое вмешательство.
— После инфаркта также делается стентирование?
— После инфаркта стоит обязательно делать коронографию, которая поможет понять, что пациенту нужно дальше – прием препаратов, стентирование или пересадка сердца, которая у нас пока не делается. Вообще показаний в рентгенэндоваскулярной хирургии больше, чем противопоказаний: тот же перенесенный инфаркт, ишемия, нестабильная стенокардия… Другой вопрос, есть ли у нас возможность сделать стэнтирование всем, кому это необходимо. В развитых странах на 1 миллион населения в год делается около 5 тысяч коронографий, значит, в Беларуси должно исполнятся около 50 тысяч, а мы делаем пока около 3 тысяч. Вместе с тем необходимо сказать про открытие рентгеноваскулярных хирургических центров в Витебске, Могилеве и Бресте. Напомню, что активно работают такие же центры в Гродно и Гомеле. Значит, в ближайшее время можем ждать улучшения ситуации и вышеупомянутых показателей. Тем более, в могилевском, брестском и витебском центрах делаются не только такие сложные диагностические процедуры, как коронография, но сделаны и первые операции коронарного стентирования. Так что процесс очевиден.
— Стентирование способно предотвратить первый или следующий инфаркты, или оно только оттягивает время?
— Если пациент исполняет все наши рекомендации, принимает необходимые препараты, то вероятность повторного возникновения бляшки очень низкая. Но она есть, поскольку мы не избавили человека от заболевания – атеросклероза.
Есть пациенты, которым стенты ставились 4-5 раз. Бляшки растут в других местах сосудов. Происходит это по разным причинам – из-за курения, стресса, высокого холестерина, неправильного питания, наличия некоторых инфекций – хламидий, например, и т.д. Что «срабатывает» в каждом особом случае, сказать тяжело. Очевидно одно: нужно своевременно обращаться к врачу, проходить обследование и принимать лекарственные препараты.
Общалась Светлана БОРИСЕНКО, газета «Звязда», 2007 год.
Читайте также:
можно спросить какова же роль коронарографии, вентрикулографии, компьютерной томографии в диагностике коронарной недостаточности? заранее спасибо
Эти сложные и недешевые методы обследования используются в крупных специализированных центрах для диагностики состояния миокарда и артерий сердца. Более подробно читайте в «Русском медицинском журнале»:
rmj.ru/articles_274.htm
Где в Беларуси можно сделать стентирование?
Есть ли на операцию очередь?
Какова продолжительность очереди?
Какова стоимость процедуры?
Пожалуйста, обратитесь в РНПЦ «Кардиология» (сайт cardio.by ). Я не смогу ответить компетентно.