Особенности народного питания в Великий пост

 

Какая пища относится к постной и скоромной?

К постной пище относятся зерновые (хлеб, крупы), зернобобовые, овощи, ягоды, фрукты, грибы, орехи, специи, мед, масло, кисели и компоты. Промежуточное положение — у рыбы, употребление которой во время поста строго регламентируется. Употребление морепродуктов — вопрос спорный.

Скоромная еда — это все молочные и мясные продукты, яйца, а также продукты, которые их содержат (молочный шоколад, выпечка с молоком и яйцами и др.). Под запретом может быть и жвачка, содержащая желатин животного происхождения.

Великий пост — большое испытание для организма. Он приходится на то время, когда организм и так ослаблен: его резервы расходуются на противостояние холоду, а запасы витаминов в растительной пище практически отсутствуют. Поэтому диетологи советуют подходить к посту после подготовки с соблюдением постных дней накануне (например, среды и пятницы). Новичкам вообще лучше приобщаться к посту летом, когда организм имеет и силы, и витамины. Идеально еще держаться облегченной программы (например, с рыбой), поскольку рацион, бедный животными жирами и белками, может серьезно навредить здоровью.

Постепенно нужно и выходить из поста. Если сразу дать организму много жиров, ферментная система не успеет сработать, начнется неправильный обмен холестерина. Под ударом окажутся печень, поджелудочная железа, желудочно-кишечный тракт. Необходимо постепенно приобщаться к вареным, тушеным и запеченным овощам с крупами, молочным продуктам. Потом добавьте рыбу, недели через две — мясо. Не забывайте при этом о витаминно-минеральных комплексах и добавках.

Если вы вдруг решили поститься, посоветуйтесь с вашим врачом.

Светлана Борисенко, 4 марта 2015 года. Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2015/03/73986.html

 

Особенности народного питания в Великий пост

Современная медицина отмечает, что дважды в году — поздней осенью и в начале весны — у больных людей обостряется протекание хронических заболеваний, особенно — кишечного тракта. Человеческий организм страдает от недостатка витаминов и микроэлементов.

Совершенно естественно, что каждый этнос искал выход из этой ситуации в самой природе, в той системе домашнего хозяйства, которая должна была еще с прошлого лета и осени сориентироваться на накопление даров леса, фруктов и овощей для активного включения их в народную кухню весеннего периода. Чтобы в значительной степени поддержать активность физиологических процессов и более-менее успешно преодолеть авитаминоз, белорусские сельчане и представители средних классов и сословий готовили широкий круг постных блюд.

Среди них были пироги с тушеной капустой, грибами, вареный картофель с солеными огурцами, квашеной капустой, сушеными и маринованными грибами; вареный горох, фасоль, пшенная, гречневая и овсяная каши, редис с маслом; многочисленные кисели с голубикой, клюквой, брусникой, сушеными земляникой и черникой, чай из моркови.

Широкое применение овощей не только помогало кормить семью в самые неблагоприятные времена, но и соответствовало требованиям народной медицины. Что имеется в виду? Только то, что упомянутые блюда не давали ощущения желудочного насыщения, зато активно поддерживали и подкрепляли организм витаминами, чем и способствовали выведению человека из состояния сомнамбулизма, замедленности, физической скованности, сонливости. Великий пост был этапом большой перестройки организма на совсем иной ритм сельской — рабочей и праздничной — жизни.

Вспомним только некоторые секреты белорусской народной кухни и традиционной медицины:

  • люди хорошо знали, что вода, в которой варилась репа, успокаивает чахотку, непрерывный кашель, боль в суставах, лечит заболевания кожи, делает ее чистой и гладкой;
  • вареная капуста способствует работе желудка;
  • толченая вместе с яичным белком капуста заживляет ожоговые раны;
  • если высушенный капустный корень сжечь, растереть и размешать в воде, потом процедить и пить, то такое средство поможет «разбить» камень в почках и вывести песок;
  • сок свежей и мякоть пареной репы заживляют гнилые язвы.

По сей день молодые мамы соком редьки лечат маленьких детишек от кашля. Для этого берется клубень редьки, срезается его верх, ножом вырезается небольшое углубление, туда кладется ложка меда. В течение дня в углублении образуется сок или густая киселеобразная масса, которую нужно принимать по чайной ложке несколько раз в день.

С диатезом боролись так. Брали зерно ржи, замачивали его в ванночке до тех пор, пока ростки не прорастут примерно на полтора сантиметра. Затем пророщенные зерна сушили на печи, мололи в муку и из этого солода делали постные (на воде) каши. Через дней семь-восемь ребенок избавлялся от болезни.

В соответствии с христианской традицией, в пост запрещались древние народные обряды, веселые игры и празднование свадеб, поэтому обычно в это время игривая жизнь села заметно утихала. Но, разумеется, не настолько, чтобы уж совсем не было никаких интересных событий или праздничных дней. Они были, но проводились в пределах существующих морально-этических ограничений.

Оксана Котович, Янка Крук, газета «Звязда», 17 февраля 2010 года.
Источник: http://www.zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=53400&idate=2010-02-17

 

Великий пост как символ физического и духовного перерождения

Пробуждение природы после продолжительной зимней спячки требовало соответствующего обновления человека. Он стремился очистить — осветить — освятить свою обескровленную душу, подготовить организм к переходу на принципиально иную пищу. Поэтому, видимо, совсем не случайно, что как раз на это время приходился самый продолжительный, самый сложный, жестко регламентированный семинедельный Великий пост. Как бы прося прощения у всего живого на земле, крестьянин не только не бил в пост никакой живности (ни домашних животных, ни диких зверей или птиц), но и полностью отказывался от приготовления молочных и мясных блюд.

Вместе с тем, смысл Великого поста заключался не только в ограничениях физиологического характера. Другим его важным и, возможно, более значимым аспектом была молитвенная работа человека над своим духом, что должно было в конечном счете способствовать духовному перерождению личности накануне исключительного события в жизни всех верующих. Человеку, который ежедневно напряженно работал, было не совсем просто на длительное время отказаться от употребления энергоемкой пищи. Однако это испытание было гораздо более легким по сравнению с другим — со сложнейшей работой над гармоничным сосуществованием рядом со своими родными, близкими и односельчанами. Нельзя было сквернословить, злиться, ругаться, вступать в сексуальные отношения с женщиной, воровать. Великий пост — это одновременно и мечта о старинном золотом веке в жизни человечества, и сложная внутренняя работа над тем, чтобы попытаться хотя бы в некоторой степени приблизиться к законам его существования. Великий пост — это посильная попытка каждого из нас подставить свое плечо под тот крест, который когда-то Христос нес на Голгофу. А он, этот крест, чрезвычайно тяжелый, так как на нем, как на скрижалях истории, указаны все наши грехи. Если же мы не сможем пройти путем Христа, не сможем хотя бы немного освятить свою душу, фактически мы не будем иметь полного право встречать светлый день Воскресения Христова.

Постная «диета»

За длительное зимнее время человек был в определенной степени «усыплен», словно морозом скован. А заключительная часть зимы, которую в народе называли мясоедовой, сопровождалась активным не только употреблением жирной, энергоемкой пищи, но и одновременным недостатком многих жизненно необходимых витаминов. Переход из мясоеда в пост хоть и проходил через разгульную Масленицу, но человек все же не успевал вовремя адаптироваться к природному взрыву солнечной активности.

Чтобы в значительной степени поддержать активность физиологических процессов, белорусские крестьяне и представители средних классов и сословий готовили широкий круг постных блюд. Среди них были: пироги с тушеной капустой, грибами, отварной картофель с солеными огурцами, квашеной капустой, сушеными и маринованными грибами; вареный горох, фасоль, пшенная, гречневая и овсяная каши, редька с маслом; многочисленные кисели из голубики, клюквы, брусники, сушеной земляники и черники, чай из моркови.

В постной диете основное место занимали овощи. Широкое их использование не только помогало кормить семью в самое неблагоприятное время, но и соответствовало требованиям народной медицины. Что имеется в виду? Только то, что упомянутые блюда скорее не давали известного по Мясоеду ощущения желудочного насыщения, зато активно поддерживали и подпитывали организм витаминами и способствовали выведению человека из состояния сомнамбулизма, заторможенности, физической скованности, сонливости. Великий пост был этапом большой перенастройки организма на совсем другой ритм деревенской — рабочей и праздничной — жизни. К сожалению, знания, которыми глубоко и системно обладали наши предки, дошли до нас только во фрагментарном виде. Однако отдельные рецепты народной медицины или блюда народного питания могут быть восприняты нашими современниками не только как этническая экзотика.

Вспомним только некоторые секреты белорусской народной кухни и традиционной медицины:

  • люди хорошо знали, что вода, в которой варилась репа, успокаивает туберкулез, постоянный кашель, боль в суставах, лечит заболевания кожи, делает ее чистой и гладкой;
  • вареная капуста способствует работе желудка;
  • толченая с яичным белком капуста залечивает ожоговые раны;
  • сок свежей и мякоть пареной редьки заживляет гниющие язвы.

По сей день молодые мамочки соком редьки лечат маленьких детей от кашля. Для этого берется клубень редьки, срезается его верх, ножом вырезается небольшое углубление, туда кладется ложка меда. В течение дня в углублении образуется сок или густая масса, которую надо принимать по чайной ложке несколько раз в день.

В народной медицине существовали лекарства и от детского диатеза. Брали зерно ржи, вымачивали его в корыте до тех пор, пока ростки не прорастут примерно на полтора сантиметра. Затем пророщенное зерно сушили на печи, мололи в муку и из этого солода делали постные (на воде) каши. Через дней семь-восемь ребенок избавлялся от недуга.

В соответствии с христианской традицией, в пост запрещались народные обряды, увеселительные мероприятия и празднование свадеб, поэтому обычно в это время разгульная жизни деревни заметно затихала. Но, разумеется, не настолько, чтобы уж совсем не было никаких интересных событий или праздничных дней. Они были, но проводились в рамках существующих морально-этических ограничений.

Оксана Котович, Янка Крук, газета «Звязда», 15 марта 2011 года.
Оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=75808

Читайте также:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Напишите свой комментарий:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после ответа по e-mail (если ответ нужен и вы правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких минут до нескольких дней.

Отправляя комментарий, Вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с Политикой конфиденциальности сайта и даете свое согласие на сбор и обработку введенных Вами персональных данных.