Качество белорусских продуктов выше техрегламентов Таможенного союза
Ходишь по магазинам, смотришь на товары, которые ровными рядами, как на параде, стоят на полках. Ходишь и даже не задумываешься, что кто-то в это время сидит в лаборатории и тестирует продукт, за которым потянулась рука, на качество и безопасность… Можно сказать, что если бы не существовало Научно-практического центра НАН Беларуси по продовольствию, то производители не придерживались бы никаких стандартов, требований безопасности — и ходить в магазины стало бы, мягко говоря, не очень безопасно. Генеральный директор, доктор технических наук, профессор Зенон Ловкис объяснил корреспонденту «Звязды», за что борются специалисты центра.
— Говорят, что в Беларуси очень высокие стандарты качества, в том числе для продуктов питания. Так ли это на самом деле?
— Как раз центр и занимался разработкой этих стандартов. Например, высокие стандарты по соковой продукции помогли нашим производителям выйти на другой уровень качества. Мы избавились от фальсификации. До 2006 года, по нашим исследованиям, около 60% соковой продукции было «разбавлено». И такие же работы мы провели по разным продуктам. Однако в связи с переходом на общие техрегламенты Таможенного союза по некоторым группам продуктов нам не удается отстоять свои позиции — приходится отступать на более низкий уровень. Ведь предприятия Российской Федерации не могут достичь такого высокого качества.
— А как происходит отстаивание наших интересов?
— Понятно, что этим занимается в основном Госстандарт. Но и наши специалисты также участвуют в переговорах по тем стандартам, где мы были разработчиками. Например, такой показатель в соковой продукции, как оксиметилфурфурол. Это вещество образуется при разложении сахаров в кислой среде под воздействием высоких температур. Поэтому по его концентрации судят о качестве и безопасности ведения технологического процесса. Пока отстоять этот показатель мы не смогли, а он очень важен, так как его превышение является опасным для питания.
— В чем еще вы занимаете принципиальную позицию?
— Детское питание. Оно должно быть качественным, натуральным, без химических добавок. Наши предприятия это понимают, и сырье специально выращивается в особых условиях и под жестким контролем. Но все равно, проводя мониторинги, мы находим на наших полках продукты с отклонениями от норм. Чаще всего такие отклонения наблюдаются в импортированных из Европы продуктах. Мы информируем о нарушениях и производителей, и наши контролирующие органы. Лично меня волнует пальмовое масло, которое сегодня часто можно увидеть в составе самых разных продуктов. Тем более что его не всегда так называют, а пишут просто «масло». Оно очень опасно, так как под его воздействием может произойти закупорка сосудов. Вещество имеет сильное канцерогенное действие. А обнаружить это «масло» в составе продукта очень сложно. Мы начали заниматься этим вопросом два года назад, потому что раньше такого не было. Половина Европы уже ограничила использование пальмового масла, половина — на усмотрение покупателя (хочешь — ешь, но на этикетке это должно быть написано).
— Проверяют ли на соответствие нашим стандартам импортную продукцию?
— Под каждую партию выдается сертификат соответствия. А в скором времени обязательной будет декларация. За качество продукции будет отвечать поставщик. Если что-то не так, он получит большие штрафные санкции. Но для этого нужно создать определенный вид контроля. А вообще продукция проходит испытания. Обязательно проверяем наличие вредных веществ. А вот по показателям качества, к сожалению, проверок нет. Только по безопасности, при ввозе. А потом мы же проводим мониторинги в магазинах и выясняем, что на самом деле где-то не должно быть крахмала, а его там до 40%. Это могут быть и колбасные изделия, и детское питание, и молочная продукция…
— Можно ли сказать, что если продукт изготовлен на территории Беларуси, то он обязательно безопасный?
— Безусловно. По составу, качеству он может быть разным, но безопасным обязательно. Только всегда нужно обращать внимание на этикетку. Теперь разрешено производить продукцию по техническим условиям. Нельзя говорить, что это хуже СТБ, но определенные отступления от стандартизированной рецептуры есть. Скажем, все знают колбасу «Докторская». Раньше она была только одна. А сейчас различные производители предлагают многие «модификации» этого продукта. Название остается тем же, но к ней добавляют какую-нибудь приставку. Это значит, что производитель разработал свои технические условия и внес некоторые рецептурные компоненты, которых нет в СТБ. Однако по своим показателям качества и безопасности такая продукция должна быть не хуже СТБ.
— А не могут ли производители добавить в ту же колбасу какие-то опасные вещества — например, различные «Е»?
— Понимаете, не каждое «Е» — вредное. Есть определенные компоненты, без которых производство вообще невозможно. Например, лимонная кислота, которая обозначается как Е330. Если в составе указаны 2-3 компонента «Е», то ничего страшного в этом нет. Сомневаться в качестве продуктов нужно тогда, когда таких компонентов в них десятки. Производители бывают разные, поэтому нужно быть бдительными. Хотя опасной продукции, как я уже говорил, трудно попасть на наш рынок. И вообще контроль за продуктами и у нас, и в мире увеличивается. Производитель должен гарантировать качество, иначе с ним никто работать не будет.
Кстати
При Академии наук создан Межведомственный совет по питанию. Туда входят сотрудники Минздрава, Госстандарта, других ведомств. «Мы разрабатываем проект «Здоровое питание — здоровая нация», — говорит Зенон Ловкис. — Мы хотим, чтобы у нас вообще не было никаких подделок и фальсификаций. Продукты эти в ближайшем будущем будут персонально адресованы — для отдельных групп, для людей с определенными заболеваниями».
14 апреля 2014 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2014/04/38565.html
Читайте также: