Новые правила приобретения лекарств в аптеках действуют с 19 октября 2014 года
Сама постоянно пишу о том, что для того, чтобы позаботиться о своем здоровье, нужно всего-то… прийти в поликлинику. Вот я пришла в поликлинику, стою, чтобы взять талончик. Что характерно, даже без всякой предварительной записи мне дают талончик к участковому терапевту, потому что у меня есть жалобы на здоровье. Однако под дверью к терапевту мне приходится стоять… сидеть… крутиться… почти два часа! Людей не так и много. Просто один дедушка со своим немолодым сыном отняли у молодого терапевта 50 минут! Рецепты выписывают — их нетрудно было заметить в руках нагловатого сына, который провел своего больного родственника без очереди…
Что касается «узких» специалистов, то к одному из них мне не удается попасть уже много месяцев! Потому что я никак не выловлю «дни записи». А если вылавливаю, то сначала бесконечно слушаю короткие гудки, затем пару длинных и… закономерный ответ: талоны на следующий месяц уже закончились.
К чему я все это? Да вот думаю: а сколько часов придется провести под дверью моего терапевта теперь, когда хронические больные должны будут чаще ходить в поликлинику за рецептами, когда врачам приходится выписывать уже намного больше этих самых рецептов? Ведь 19 октября в рецептурной области появились определенные изменения и дополнения. Общественное обсуждение этих изменений проходит пока исключительно с настроением под знаком «минус». Народ принял инициативу «в штыки». По сути, возмущаться могли бы и медики, у которых увеличится объем работы. Однако… медицинское сообщество считает, что подобные настроения обывателей — необоснованные. Вот как объясняет ситуацию заместитель главного врача по организационно-методической работе 3-й центральной районной клинической поликлиники г. Минска Лариса Денисова:
— В первую очередь нововведение должно наладить контроль за рациональным назначением лекарственных средств и соответствующей реализацией их через аптеки. Все-таки речь идет о серьезных вопросах: какие именно лекарства выписывают врачи, доходит ли пациент до аптеки, приобретает ли то, что ему прописано? Во-вторых, по-прежнему остается перечень препаратов, которые отпускаются без рецепта. Если больной предпочитает препарат какой-то фирмы, то он имеет право приобрести этот препарат. Никто никому не запрещает применять те лекарства, которые он хочет. Однако нужно учитывать, что льготные рецепты — бесплатные или с оплатой 10 процентов от стоимости — это другое дело. Они выписываются строго по соответствующим протоколам. Все страны защищают свои фармацевтические рынки, своих фармпроизводителей. Мы должны идти по тому же пути, а не по пути поддержки каких-то мировых брендов. Тем более отечественные препараты не менее эффективны, что подтверждает их практическое использование. Лично я покупаю лекарства белорусских производителей. В рецепте, кстати, будет прописано международное, а не фирменное, название препарата.
— В Минздраве «изменения и дополнения» связывают с необходимостью предотвращения очень распространенного в нашей стране явления — самолечения. Вы можете подтвердить актуальность такой проблемы сегодня? Много ли белорусских пациентов склонны не согласовывать свое лечение со специалистами?
— Даже пациенты, страдающие хроническими заболеваниями и длительно принимающие назначенные лекарства, нуждаются в своевременной коррекции лечения. Мы постоянно говорим о том, что антибиотики, сердечно-сосудистые препараты можно принимать только по назначению врача. Но что мы наблюдаем? Гипертоник получает рецепт и много лет не приходит на повторный прием. К таким лекарствам, как энап, энам, которые довольно часто назначаются людям с артериальной гипертонией, может развиваться привыкание. Препараты перестают помогать, теряют эффективность, и у человека постепенно развивается осложнение — инфаркт, инсульт. Родственники такого пациента потом пеняют на врачей: мол, мы не эффективно лечим…
— Поскольку рецепты придется оставлять в аптеке, люди будут вынуждены чаще посещать поликлинику…
— И прекрасно. Наше население категорически не любит заниматься профилактикой, не любит лечиться так, как назначил врач… У нас не редкость — выявление заболеваний в запущенной стадии. Предотвратить это могла бы диспансеризация, но мы можем только пригласить на прием. Наша поликлиника хорошо укомплектована кадрами, а поэтому вы не увидите очередей у кабинетов, где сдают анализы, делают электрокардиограмму… Вот сейчас проходит вакцинация от гриппа. Поликлиника предлагает привиться бесплатно любым категориям населения, не только из групп риска. Но и тут не видно очередей…
— Теперь на одном рецептурном бланке выписывается только одно лекарственное средство…
— Да, если требуется растворитель для препарата, тогда могут быть выписаны два наименования.
— Это однозначно увеличивает время приема одного пациента…
— Уже в каждом районе столицы есть поликлиники, которые выписывают электронные рецепты. Там вообще нет никакой разницы — заполнить три или шесть бумаг. Постепенно на электронный вариант работы должны перейти все поликлиники. А пока не будем забывать о том, что каждый врач работает в паре: у него есть или помощник врача, или медсестра. Следует отметить, что для тех пациентов, которым нужно длительное лечение, разрешается выписывать рецепт сроком до 6 месяцев. При этом может выписываться одновременно несколько рецептов.
— А если у больного не хватает денег, чтобы купить лекарства сразу на весь месяц?..
— Нет никакой проблемы. Пациенту в этом случае выпишут столько рецептов, сколько ему покажется целесообразным.
— Теперь врачи имеют право выписывать препараты не только на латыни, но и на русском и белорусском языках, хотя не существует врачей, которые не владеют латынью…
— Да, раньше использовался только латинский язык. Может быть, это нововведение будет более удобным для провизоров и фармацевтов.
Светлана Борисенко, 4 ноября 2014 года.
Источник: газета «Звязда», на белорусском: http://zviazda.by/2014/11/59653.html
Читайте также: