Вообще-то хирургов-онкологов удивить чем-то сложно — всякого насмотрелись. Но когда в отделение общей онкологии и пластической хирургии БелНИИ онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова прибыл этот пациент, весь персонал в буквальном смысле от шока долго прийти в себя не мог. Больного не удалось обследовать на компьютерном томографе — он попросту не влезал в кабину. И во всей рентгенологической службе института не сыскалось пленки подобающих размеров — чтобы всю опухоль «насквозь» посмотреть, пришлось частями снимать.
Впрочем, история эта началась несколько раньше. Житель маленького городка из Гродненской области Евгений Людвигович первый раз поступил в институт за год до описываемых событий. Диагноз «остеосаркома левой плечевой кости» диктовал врачам необходимость радикального метода лечения — ампутацию конечности. Что тут говорить о реакции больного и его родственников?! Мужик-то внешне вполне здоровый, крепкий, рука трудоспособна, с хозяйской работой справляется, баранку грузовика держит надежно. Словом, пуще диагноза испугала человека перспектива остаться без руки. И он уехал домой… Родные ободряли: «В газетах столько пишут о знахарях, которые любые болезни лечат! Никаких денег не пожалеем, поедем к ним«.
Сперва ездили в Мосты к биоэнерготерапевту (между прочим, с врачебным дипломом оказался целитель), потом подались в Гродно — там травы пить назначали. С мая 1997-го Евгений Людвигович «лечился» под опекой минских полпредов широко известного «ракового лекаря» Шевченко. За 4 месяца добросовестно выпил по строго прописанным дозам ящик водки и ящик подсолнечного масла. Но вместо обещанного «полного рассасывания» опухоль именно в этот период стала расти, как на дрожжах.
Заметим, ни один целитель больного не обследовал (да это и нереально), ни один не посоветовал хотя бы для подтверждения эффективности своих платных услуг наведаться к онкологам. Зато все очень уверенно убеждали: «Вылечим!»
Когда Евгений Людвигович, вконец измученный, обессиленный, упавший духом, вновь предстал перед врачами, те, конечно, свои эмоции постарались спрятать, за глупость его не ругали и знахарей плохими словами не обзывали. У врачей ведь не было никаких достоверных доказательств того, что гора на плече выросла именно на водке с маслом. Но их многолетний практический опыт и данные литературы однозначно говорили, что данное злокачественное новообразование само по себе такими темпами не прогрессирует. В общем, гипотетическую вину целителей за нанесение вреда больному они обозначили более чем деликатно: «Мы такого еще не видали«.
Вновь встал вопрос об операции. Ее спланировать и точно определить объем, что тщательно делают все хирурги, прежде чем взять в руки скальпель, было очень трудно. Значит, риск возрастал. Разумеется, год назад операция потребовала бы от врачей гораздо меньше усилий и казне обошлась бы намного дешевле. Но что об этом в столь ответственный момент размышлять! Заведующий отделением, доктор медицинских наук Иосиф Викторович Залуцкий, отметая все сомнения коллег, сказал твердо: «Пока в наших силах как-то помочь человеку, мы от операции не откажемся. Готовьте больного«.
Выписываясь через два месяца из клиники, Евгений Людвигович обнял Залуцкого, обнял палатного врача Геннадия Владимировича Римденка. И к своему искреннему «спасибо» добавил в сердцах: «Боже мой, каким же я был дураком!»
Конечно, не очень это приятно — демонстрировать себя в прессе, да еще в связи с тяжелой болезнью. Евгений Людвигович согласился — в назидание другим возможным жертвам сомнительного целительства.
Сейчас он периодически приезжает в институт, проходит курсы химиотерапии. Поправился на 12 кг, чувствует себя нормально, похорошел и выглядит ровно на свои 48. Но самое главное (признался в нашу вторую встречу) к нему вернулась вера, что будет жить. И воля к жизни! Дома он вполне справляется с хозяйством, а знакомые и сослуживцы вновь узнали в нем былого очень активного и общительного человека.
Директор УПК, где работал до болезни Евгений Людвигович водителем, обещал подумать, к какой работе его приставить — тот на инвалидной пенсии долго сидеть не рассчитывает и даже не исключает возможность вновь сесть за баранку. «Вон, — говорит, — в соседней деревне мужик без руки и трактором, и личным автомобилем управляет«. У Евгения Людвиговича трое сыновей, пока только старший в его помощи не нуждается, а двоих надо еще на ноги поставить, оженить, внуков дождаться. Сколько дел еще не сделано! И Евгений Людвигович без всякого ложного пафоса сказал поучительно: «Знать надо, кому свою жизнь доверить можно…«.
А мы в свою очередь от всей души желаем ему скорейшего выздоровления, долгих лет жизни и обязательно исполнения всего, что задумано.
Ольга СВЕРКУНОВА. «Здоровье и успех», 1998 год, номер 4.
Читайте также: лечиться или калечиться народными средствами?