Если вам вот-вот рожать, уверена, вы озабочены тем, в каком роддоме это лучше делать, где бы найти самых лучших врачей… Однако практика свидетельствует, что задумываться надо о другом. И в первую очередь — о собственном позитивном настрое. Кровать, на которой придется лежать, туалет, который придется посещать, врач, который будет где-то рядом, когда ты будешь тужиться — все это важно, но не настолько, насколько важен твой внутренний настрой на то, что все будет хорошо, твое правильное поведение, твое желание обучаться новой роли.
…Татьяна выслушала, о чем я хочу написать, и улыбнулась: «Думаю, я не та, кто вам нужен… Лежала на сохранении, знала, что будет кесарево. Во вторник должна была поступить на плановую операцию, однако в понедельник отошли воды… Врачи сработали очень быстро». Татьяна дала мне понять, что все в этом случае зависело от врачей, которым она очень благодарна. Однако постепенно я понимаю, что Татьяна — та, кто мне нужен. Ей 34 года, они с мужем долго ждали детей, и их мальчик — Федор — наконец-то появился. Для матери это был нелегкий путь. Однако она была физически и морально готова к выполнению всех рекомендаций врача, к появлению шрама, к тому, что роддом, в котором должна лежать, не новый, и что туалет — не в «номере», а на этаже… И вот теперь она терпеливо ждет собственного восстановления. Молодец! Человек, что называется, настраивался и получил хороший результат.
Одна врач, акушер-гинеколог, как-то сказала: сколько бы родов я ни приняла за свою жизнь, это не сделало меня абсолютно спокойной, когда рожала моя дочь. И тем не менее, не будем пугаться. Женщина, которая собирается родить, не должна зацикливаться на многих страшных «рассказах» о том, как «у одной знакомой…». Ее задача — углубиться в то, что рекомендуют врачи и пишут в компетентной литературе.
В одной иностранной книжке про деторождение специалисты-профессионалы примерно таким образом пытаются просветить будущих мамуль: «При первой беременности у тебя обязательно возникнет вопрос: каким образом распознать начало родов? В голове роятся рассказы и легенды о женщинах, которые рожали так быстро, что даже не успевали собраться в роддом, или о тех, которые, проснувшись утром, захотели в туалет, но не успевали встать с кровати, как — плюх! — ребенок уже родился. Или вспоминаются сентиментальные кадры кинофильмов, в которых беременная, поглаживая себя по пояснице, без тени испуга на лице тихим голосом сообщает окружающим: »Ах, я рожаю!«…». Тем самым авторы дают понять потенциальной будущей матери, что ей есть на чем сосредоточить внимание — на знаниях, которые помогут достойно пережить один из самых важных этапов в жизни, не навредить своими неправильными действиями ни себе, ни ребенку. А для этого нужно знать, например, что всегда есть признаки, по которым можно понять, что роды действительно начались — «отхождение слизистой пробки, околоплодных вод и начало регулярных схваток». Не помешает знать и про обманные схватки, три периода раскрытия и изгнание плода.
«Естественно, ты не раз пыталась представить себе, какими будут твои роды. И если все происходит несколько иначе, ты переживаешь что-то вроде разочарования. Тем не менее, не стоит готовиться к худшему», — говорится в умной книге. Действительно, в родах есть нечто необъяснимое. Ну, вот почему у одних все так тяжело, а у других — будто бы и не рожали, а в капусте ребенка нашли? Еще древние врачи говорили, что роды — предначертание Божье…
Каждая роженица должна знать и о том, что обезболивающие средства проникают через плаценту к ребенку. Ощущение вялости и сонливости, которое может возникнуть в результате подобного вмешательства, проявится не только у самой матери, но и у ребенка, которому необходимо преодолеть трудный путь, и если в это время он будет находиться под воздействием препаратов, родиться своими силами и сделать первый вдох будет гораздо сложнее.
Исследования показали, что у детей, чьи матери во время родов находились под воздействием обезболивающих препаратов, в первые дни отмечалась замедленная реакция: они слабее реагировали на звуки, нежность и баюканье во время плача, хуже брали грудь… В 1991 году результаты своих работ опубликовала японская исследовательница Хаттори, которая доказала взаимосвязь между состоянием «мрачного сна» у рожениц и развитием у их детей аутизма. Все обезболивающие препараты оказывают влияние на ребенка. Поэтому специалисты всегда предостерегают: прежде, чем просить врача дать таблетку от боли, надо подумать. Правда, думать в момент схваток бывает сложновато. Вот почему медики — двумя руками «за» подготовку к родам.
— Теперь при женских консультациях, некоторых роддомах и медцентрах есть специальные подготовительные курсы к родам, — рассказывает заведующая акушерско-обсервационного отделения № 2 3-й городской клинической больницы г. Минска Наталья Саватеева. — Безусловно, там можно получить много полезной информации. Сегодня мы говорим о том, что современной семье, и в первую очередь женщине, которая будет вынашивать ребенка, необходимо готовиться сначала к зачатию, потом к вынашиванию, далее — к родам, позднее — к грудному вскармливанию. Речь прежде всего идет о получении общего представления сначала о том, каким должен быть образ жизни будущих родителей, если они хотят зачать здорового ребенка, далее о том, каким должен быть образ жизни будущей матери… Беременная — не больная, и поэтому должна жить нормальной жизнью, однако сегодня мы наблюдаем, что некоторые мамы не хотят отказываться от курения, они неправильно питаются, не приостанавливают темп жизни, не выполняют другие рекомендации врача. Фактически здесь, в роддоме, мы имеем дело со всеми теми ошибками, которые женщина делала, пока росла, беременела и ходила беременной…
Для того, чтобы роды прошли как можно лучше, чтобы родить здорового ребенка, нужно готовиться. Желательно, чтобы наступление беременности не оказалось неприятным сюрпризом, чтобы женщина еще до зачатия хорошо осознавала, что никто за нее не выносит и не родит. Большую часть работы в родах выполняет сама роженица, а медработники всего лишь находятся рядом, чтобы корригировать роды, которые пошли по «неправильному» сценарию. Конечно же, никого в роддоме не бросают в свободное плавание. Врач, акушерка всегда рядом. Но нужно слушать и выполнять их рекомендации. Нужно иметь определенный настрой, думать о том, что невероятная боль завершается рождением ребенка. Такое настроение будет способствовать правильному, адекватному поведению во время и после родов…
…Родильный дом № 3 — 1956 года рождения. Старые корпуса снаружи и внутри выглядят ухоженно, поскольку не так давно здесь был проведен капремонт. Однако планировка осталась, разумеется, прежней, тесновато, так сказать, эконом-класс. Роддом № 3 — это одно отделение патологии, где находятся женщины до родов, одно непосредственно родовое и три послеродовые, или акушерско-обсервационные. На этаже акушерско-обсервационного отделения № 2 все палаты заняты. В них — от одного до шести человек. Одновременно может находиться не более 30 матерей с детьми. На это количество со старых времен предусмотрены всего две душевые и один туалет. Очередей около них я не заметила. Интересно, что последнее обстоятельство (все-таки сейчас есть роддомы и с более удобными бытовыми условиями) не огорчает рожениц. Более того, некоторые минчанки игнорируют территориальный принцип размещения в роддомах и пишут заявление на имя руководителя учреждения, чтобы им разрешили рожать именно в «тройке».
Так поступила и 23-летняя Ольга: «Я должна была рожать в 6-й больнице, где лежала на сохранении, но знакомые как-то рассказали про 3-ю клинику, и я пришла подписывать обменную карту сюда». Ольга родила девочку Алину. Бояться не боялась, кричать не кричала, потому что готовилась к нелегкому делу. И выписалась уже на третий день…
В палатах довелось увидеть не только устало-счастливые, но и устало-заплаканные лица. Одна заплаканная никак не приспособится к кормлению (подтолкнуть некоторых младенцев к кормлению — задача не из легких), вторая «переживает» перепад гормонов (все-таки после родов в организме идет мощная гормональная перестройка)… Это нормальная «картинка». А вот — и «ненормальная»: одна додумалась кормить стоя, другая разговаривает по мобильному, когда ребенок приложен к груди. О чем они думают?
«Я прислушиваюсь к тому, что мне говорят в роддоме, — говорит 27-летняя Татьяна, которая в эти дни родила второго ребенка. — А вот после выписки, дома, выполняю не все, а только то, что сама считаю полезным…». Вообще эти, вторые, роды у Тани прошли быстро. По ее словам, врачи оказали ей очень хорошую помощь: «В первую беременность я ходила на курсы молодой матери. Однако все равно почему-то была напугана тяжелыми родами. На этот раз я уже очень хорошо настроилась, и все прошло гораздо быстрее — буквально за час… Я не вижу проблемы в том, что в палате — шесть человек. Зато проще обмениваться опытом… То, что душ и туалет »одни на всех«, меня беспокоит меньше всего… Три-пять дней можно и потерпеть».
Беременность, роды и послеродовой период мало общего имеют с «безоблачным розовым счастьем», которое будущая мама может нарисовать себе в мечтах. Для того, чтобы пережить физическую усталость, привыкнуть и осознать себя матерью, нужно время. И все это время следует поддерживать в себе позитивный настрой, думать о том, ради чего «все это». Других рецептов легких родов и счастливого материнства пока не придумано.
Светлана Борисенко, 4 августа 2011 года.
Газета «Звязда», оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=83802&idate=2011-08-04
Читайте также: