Рассказать о насущных проблемах, поделиться радостью, попросить совета или просто угоститься душистым чаем под душевную беседу охранники Минщины спешат к майору Марине Поликарповой, старшему инспектору-психологу группы психологического сопровождения отделения идеологической работы и подготовки кадров Минского областного управления Департамента охраны. Эта обаятельная и искренняя женщина вселяет спокойствие и уверенность. Марина Владимировна всегда внимательно выслушает, где-то подбодрит, а где-то и пожурит, даст дельный совет, поможет найти выход из непростой ситуации. Сотрудники называют ее не иначе, как врачом души и сердца. А тяжело ли носить это звание, мы сегодня и узнаем у майора Поликарповой.
— Марина Владимировна, психолог в органах внутренних дел — это дань моде или все-таки необходимость?
— В любой цивилизованной стране институт психологической помощи существует давно и развит на высоком уровне. Сравнительно недавно понимание необходимости психологического сопровождения пришло и к нам. В нем нуждаются те, чья профессиональная деятельность связана с риском. В том числе и сотрудники органов внутренних дел. Милиционеры выполняют оперативно-служебные задачи, попадают в стрессовые ситуации, за ними закреплено оружие и чаще других они видят негативные проявления жизни.
— Каковы основные направления вашей деятельности?
— Во-первых, это сопровождение сотрудников, изучение морально-психологического климата в коллективах, консультирование руководителей по вопросам их деятельности. Еще одна из важных задач — психологическое изучение личности кандидата на службу. Необходимо отметить и такое направление, как психологическое просвещение. В соответствии с этим планируется работа психолога. Важную часть моей работы составляют практические занятия — тренинги.
В нашем областном управлении каждый год обозначен какой-то темой. Например, объявляется год молодого сотрудника и в течение 12 месяцев со всеми категориями офицеров (командирами взводов, помощниками по воспитательной работе) проводятся занятия, посвященные работе с молодыми сотрудниками, готовятся методические рекомендации, ведется определенная работа с наставниками. Для молодых сотрудников я разработала специальный тренинг по повышению самооценки. Изначально дается теоретический материал о том, зачем она нужна и почему необходима надлежащая самооценка для сотрудника органов внутренних дел. Затем предлагается ряд упражнений для приведения самооценки в адекватное состояние.
— 60% служебного времени занимает работа с кандидатами на службу. Как она строится и чем отличается современный кандидат от тех, кто приходил устраиваться лет десять назад?
— Если говорить об отличиях, сразу можно выделить такое качество сегодняшнего поколения, как индивидуальность. Не исключено, что одной из причин подобного является массовая компьютеризация населения, из-за чего общение молодежи преимущественно проходит через социальные сети. Чувство коллективизма, которое присутствовало у кандидатов 10-15 лет назад, сейчас у молодежи не развито.
Работа с кандидатами на службу строится следующим образом: сначала кандидат разговаривает со мной, потом идет на военно-врачебную комиссию, стажируется и по результатам стажировки, заключения степени годности, которое делает ЦВВК, повторно беседует с психологом и проходит тестирование.
— Были ли случаи неискренних ответов на беседе?
— Не скажу, что подобные случаи единичны. Люди иногда пытаются схитрить и на первом собеседовании, и на повторном. Для опытного психолога распознать неискренность нетрудно. Например, один из методов — калибровка (выявление мелких внешних признаков: движений, напряженностей жил, изменений голоса и дыхания). Если говорить о причинах подобного поведения — это желание показать себя лучше, чем ты есть на самом деле, утаить качества и черты, которые, как им кажется, могут помешать приему на службу.
— Как часто за помощью обращаются «старожилы» — сотрудники, которые прослужили уже не один десяток лет?
— Из-за того, что рабочее место психолога находится в областном управлении, возникают определенные трудности в оказании первой психологической помощи. Тем не менее, бывает и так, что ко мне на разговор специалисты приезжают по своей инициативе, по направлению начальников. Чаще всего вопросы касаются служебной деятельности. Так как возникают конфликты внутри коллектива, конфликты между коллективом и руководителем. Нередко сотрудники обращаются с проблемами семейного и личного характера, связанные с воспитанием детей или трагедией — потерей близкого человека. Любая беседа с психологом имеет профилактический характер, таким ненавязчивым способом помогает человеку задуматься и переосмыслить какие-то моменты своей жизни, принять определенное решение или увидеть то, что раньше не замечал.
Также я беседую с теми, кто переводится к нам из других структур. Такая работа преследует две цели: определить степень годности сотрудника для конкретной должности, а также помочь адаптироваться к новым условиям службы.
— Работа психолога требует постоянного совершенствования знаний, поиска новых форм и методов…
— И я не останавливаюсь на достигнутом. Получила сертификат НЛП-терапевта (НЛП — нейролингвистическое программирование. — Авт.), коуч-специалиста, терапевта по телесному ориентированию. Подобные навыки стараюсь применять в своей работе. Очень хорошо работает НЛП. Поскольку оно не требует долгосрочной терапии, в некоторых случаях достаточно и одной консультации с применением этой технологии.
— Марина Владимировна, напоследок посоветуйте и нашим читателям простой метод релаксации после напряженного трудового дня.
— Есть очень хороший метод, который изобрели в конце 80-х годов прошлого века. Открыла его американский врач Фрэнсис Шапиро. Однажды, возвращаясь из больницы, где находились ее близкие, она невольно любовалась кронами деревьев аллеи, одетыми в осеннюю листву. В конце дороги женщина почувствовала, что ее психологическое состояние улучшилось и негативные мысли исчезли без сознательных усилий. Однако самое удивительное было тогда, когда Френсис вернулась к этим мыслям: они уже не влияли на нее плохо, как это было раньше. Через некоторое время женщина повторила опыт и таким образом определила зависимость психологического состояния человека от подвижной реакции глаз. Когда человек находится в состоянии грусти и печали, его взгляд направлен вниз — ниже линии горизонта. Поэтому после напряженного рабочего дня можно просто погулять по парку, посмотреть по сторонам. Главное, чтобы взгляд находился ВЫШЕ линии горизонта, и тогда ваше эмоциональное состояние улучшится.
Наталья СВИДУНОВИЧ. Фото автора, 30 декабря 2013 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2013/12/27050.html
Читайте также: