Ко всему, что делается за дверями этих общественных заведений, лаконично обозначенных буковками «М» и «Ж», мы относимся крайне брезгливо. Образ и, главное, запах казенного туалета годами подтверждали этот стереотип, внушая нам, что уборная — место нечистое. Мы не любим говорить на эту тему, может быть, потому, что считаем все происходящее в той маленькой комнатке делом сугубо личным.
Но разговор у нас пойдет именно о туалетах, конкретно — о школьных, о том, насколько важно, чтобы наши дети вовремя туда ходили, и вообще, чтобы к своей важнейшей физиологической потребности относились с должным почтением.
Попробуйте припомнить, с чего начинается обычный будний день вашего ребенка. Думаю, не сильно ошибусь, если предположу примерно такое:
— Подъем! Чистить зубы! Постель застелил? Учебники собрал? Живее завтракать и бегом в школу!
Все быстренько-скоренько, как в армии. И вот ваше не вполне еще проснувшееся чадо, дожевывая бутерброд, шагает в родную школу, а вы с чувством выполненного родительского долга отбываете на работу.
Теперь припомните, а в туалет-то своей очереди ваш ребенок дождался? Там ведь по утрам — «час пик». Да-да, не улыбайтесь, на эту привычную для взрослых процедуру у ребенка порой не находится достаточно времени, вот и бежит он на учебу не только с полным ранцем, но и с полным мочевым пузырем, с полным кишечником.
Туалеты в школе, разумеется, тоже есть. И я решила проверить, как они работают, в каком санитарном состоянии находятся.
Предваряя свой поход, заглянула в Санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных школ.
«Унитазы в уборных устанавливаются в открытых кабинах. В уборных для старших девочек 1—2 кабины должны иметь двери… Комнаты личной гигиены девочек оборудуются восходящим душем, умывальником, тумбочкой и педальным бачком» (п. 67).
«Уборка санузлов в школьном здании проводится после каждой перемены с применением дезинфицирующих средств» (п. 70).
«Температура воздуха в уборных — 17-21° С» (п. 45).
В общем, много чего интересного и неожиданного я узнала из этого документа и пошла колесить по Минску: из центра — к окраинным новостройкам, с новостроек — в районы «пожилых» пятиэтажных «хрущевок». Ни в одной из минских школ, которые я посетила в те дни, мне не удалось обнаружить ни комнат личной гигиены для девочек, ни кабинок с дверьми.
Только в одной школе уборные чистили после каждой учебной смены, во всех остальных — лишь по вечерам, после всех уроков. Отсюда и запах, который запоминается школярам на всю жизнь. Кстати, в некоторых школах я именно так и находила туалеты — по запаху.
Вторая после запаха «визитная карточка» уборных — ручки для смыва, вернее, их отсутствие. Вместо них — куски веревки, проволоки, лески — кто во что горазд. Думаете, приятно ребенку дергать за такое приспособление? Посмотрит он на него, натянет штаны и пойдет грызть гранит науки, подальше от вони и грязи.
Каждому из нас с детства вдалбливали правило: сходил в туалет — вымой руки. С уверенностью могу сказать, что в школах ребенок приучается к абсолютно противоположному. Не по своей вине. Нередко в умывальниках я находила огрызки яблок, окурки, бумажки — и неудивительно: мусорные ведра забыли, когда стояли здесь. Водопроводные краны работали в буквальном смысле через два на третий, вместо вентилей какие-то убогие творения, очевидно, созданные троечниками на уроках труда. О мыле, электрополотенцах упоминать, мне кажется, даже не скромно — «слишком многого захотела», подумает еще кто-нибудь.
Еще одна беда наших школ в том, что многие туалеты просто не работают. В одном из средних учебных заведений, что находится в столичном микрорайоне Уручье, ровненько половина уборных меня встретили закрытыми на замок.
А между тем, согласно упомянутым выше санитарным правилам, в школах должно быть по 1 унитазу на 30 девочек и на 40 мальчиков, по 1 писсуару на 40 мальчиков и по 1 умывальнику на 60 пар рук.
Теперь не поленитесь посчитать, сколько в школе, где учатся ваши дети, классов. Учитывая, что в среднем в каждом человек по 25—30, вы без труда определите, сколько «очков» и «рожков» полагается школе, чтобы сама обстановка в ней учила опрятности и чистоте, а не наоборот.
Позвольте еще раз вернуться к злополучным кабинкам для старшеклассниц. В моей родной школе их не было тоже. Из своего, не совсем еще забытого прошлого помню, что если кому-то из девушек нужно было выполнить известную гигиеническую процедуру, то сначала из туалета выгонялась вся малышня, двери закрывались и возле них выставлялась одноклассница. Переменки, как правило, нам хватало.
В одной из школ я встретила знакомую картину — со звонком на урок «часовая» снялась с поста, дав, наконец, дорогу в туалет двум девчушкам, а в нос ударил свежий табачный аромат.
Кстати, практически во всех школах не обнаружила и туалетов для учителей. Задайте себе вопрос: захочет ли наставник справлять нужду рядом со своим учеником? Правильно, не захочет. И поступает, как мне сообщила школьница-соседка, в точности по вышеописанной схеме: малышню — вон, коллега — на страже у дверей…
Нередко получается так, что ребенок, привыкший к домашней чистоте и комфорту, если и зайдет в течение дня в школьный туалет, то не захочет и минуты там оставаться. Естественно, терпит до возвращения домой. И так изо дня в день, из года в год. Мамы детей-школьников, с которыми довелось разговаривать в период подготовки этой публикации, в один голос заявляли: тема эта очень больная. У одних дети просто неспособны оправиться при посторонних — а кабинки в наших школах, как известно, без дверей. Другие утверждали: есть учителя, которые не пускают детей с уроков по нужде, есть и учителя, которые только со звонком на перемену начинают диктовать домашнее задание, самовольно сокращая таким образом короткие минуты отдыха. Иные дети сами стесняются проситься, боясь насмешек сверстников. В общем, «ЧП», когда ученики начальных классов, не дотерпев, мочатся в штаны, — для наших школ, увы, не редкость. Одна из мам не то в шутку, не то всерьез заявила: «Нынешней зимой, когда в классах лютый холод, придется памперсы на сына надевать!»
Лидия Рыжанкова.
Опубликовано в журнале «Здоровье и успех», № 1 за 1997 год.
Продолжение темы: проблемы со здоровьем начинаются, когда ребенок не может попасть в туалет.