Начало: недоступность школьного туалета и физиологические потребности детей.
Как влияет вынужденное нехождение в туалет на здоровье детей? Может ли оно вызвать серьезные проблемы со здоровьем? С этими вопросами я отправилась к детским врачам.
Мой первый собеседник — Александр Дмитриевич АПЦЕШКО, заведующий детским урологическим отделением 4-й клинической больницы.
— Если ребенок мало и редко мочится, то это может быть признаком серьезного заболевания, например, неврогенной дисфункции мочевого пузыря или сужения наружного отверстия мочеиспускательного канала. Мальчики и девочки должны ходить «по-маленькому» в среднем 5—6 раз в день.
Вынужденная задержка мочи, если ребенок терпит, также может привести к заболеваниям. Когда моча скапливается, то мочевой пузырь и устья мочеточника (выводные протоки, соединяющие почку с мочевым пузырем) перерастягиваются. В устье мочеточников есть клапаны, которые препятствуют обратному току мочи. При «долготерпении» нормальная работа этих клапанов нарушается и моча начинает поступать обратно в почку — развивается пузырно-мочеточниковый рефлюкс.
Вместе с мочой заносится инфекция, которая может вызвать пиелонефрит — воспалительное заболевание почек. Оно лечится, как правило, долго и трудно: 3—4 недели в стационаре, затем около 6 месяцев дома. Острое начало при этом диагнозе очень часто переходит в хроническое течение, и тогда ребенок практически на всю жизнь становится пациентом уролога.
Если же пиелонефрит не лечить, то он приводит к сморщиванию почек. Может развиться и хроническая почечная недостаточность. В результате они не в состоянии выводить из организма азотистые шлаки, развивается интоксикация, из-за которой в первую очередь страдают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Почечная недостаточность — это очень тяжелое заболевание, при котором кардинальное лечение заключается в пересадке почки.
К счастью, такие запущенные случаи бывают редко. Но болезни мочевыделительной системы распространены среди дошколят и ребят постарше. Мой совет родителям: заметив у детей нарушения в мочеиспускании, сразу обращайтесь к детскому урологу.
С Татьяной Аркадьевной ЧЕРНЯК, заведующей гастроэнтерологическим отделением 2-й детской больницы, мы говорили о другой медицинской проблеме, также имеющей прямое отношение к нашей теме.
— В каждой семье ребенка начинают приучать к горшку, начиная с 7—8 месяцев. К 6—7 годам у него вырабатывается рефлекс, регулирующий акт дефекации. Если же ребенок подавляет позыв и не идет в туалет, то постепенно этот рефлекс утрачивается. Когда школьник долго терпит «по-большому», каловые массы скапливаются в прямой кишке и она перерастягивается. На слизистой прямой кишки находятся рецепторы, реагирующие на ее наполнение. Если же прямая кишка постоянно переполнена, рецепторы, формирующие рефлекс, перестают работать. Возникают привычные запоры, и ребенку по мере того, как каловые массы накапливаются все больше и больше, становится трудно освобождать кишечник. Патогенная бактериальная флора в кишечнике начинает преобладать над нормальной. Развивается дисбактериоз, из-за которого, в свою очередь, нарушается процесс пищеварения. Кроме того, возникают воспалительные заболевания прямой и сигмовидной кишок — проктит и сигмоидит.
Но поражается не только желудочно-кишечный тракт, страдает и нервная система. Вредные вещества из каловых масс всасываются в кровь, развивается интоксикация организма. Ребенок становится нервным, раздражительным, быстро утомляется. А ведь все начинается с пренебрежения элементарными вещами. Детям нужно побольше двигаться (и на переменках тоже), полноценно питаться, обязательно есть кисломолочные продукты, которые содержат необходимые организму лактобактерии, и, конечно же, вовремя ходить в туалет. Не спорю, это большая работа для родителей, но они не должны ею пренебрегать. Детям нужно твердить изо дня в день о том, что нельзя терпеть, при первом же позыве — идти в туалет.
От редакции журнала «Здоровье и успех»
Дорогие мамы и папы! Вы уже наверняка поняли, что большая часть хронических заболеваний мочевыделительной системы и желудочно-кишечного тракта у взрослых берет свое начало в детском возрасте. Здоровье ваших наследников — в ваших руках, а потому не бездействуйте.
Помните, что культура человека начинается с воспитания в семье. Приучайте своих отпрысков к тому, что в туалет ходить нужно сразу же, когда нужда позовет. Дома не следует забывать и о правилах гигиены: ребенок должен накрепко усвоить, что унитаз после себя нужно оставлять совершенно чистым, руки после туалета мыть обязательно и только с мылом. И на туалетной бумаге, кстати, экономить нельзя, заменяя ее газетами и старыми учебниками — типографская краска содержит в себе вещества, оч-ч-чень не подходящие для контакта с нежными интимными участками тела.
Мы думаем, что будет справедливым сравнить школу с театром, а школьный туалет — с театральным гардеробом. Школа начинается с туалета! Шторочки, картиночки, цветочки — все усилия администрации, направленные на то, чтобы заставить шефов раскошелиться ради уютного интерьера в вверенном заведении, будут тут же перечеркнуты до боли знакомым зловонием, исходящим из конца коридора. Там начинается культура или бескультурие, там можно судить о радении о здоровье питомцев или, наоборот, о полном к нему безразличии.
Дорогие родители! Многоуважаемые учителя! Посвятите этой проблеме неделю, месяц, а если потребуется — год внимания. Переломите устоявшуюся традицию. Наведите в школьных туалетах порядок, который потом и поддерживайте постоянно. Может быть, на одном из родительских собраний стоит обсудить все поднятые в статье вопросы, а заодно договориться по очереди покупать на класс туалетную бумагу, ароматное мыло и салфетки для рук. Да и на освежитель воздуха для туалетов скинуться не помешает. Кстати, поинтересуйтесь на собрании, есть ли в школе сантехник, не экономят ли на уборщицах и на уборочном инвентаре, на санитарно-техническом оборудовании и прочем, что каждой школе полагается по тем же санитарным правилам и на что должны отпускаться средства.
И последнее. Постарайтесь убедить своего ребенка не стесняться вовремя проситься в туалет. Ни дома, ни в классе он не должен рисковать здоровьем по этой причине. Что естественно — то не безобразно. Безобразны грязь, вонь, бескультурье — этого-то мы и стыдимся, а стыдясь, увы, прячемся от проблемы, которой давно уже нет ни в одной цивилизованной стране, где в отличие от нас никто не стесняется, извинившись, отлучиться по нужде не то что с урока, а с самого светского приема и с самого высокопочтенного собрания.
Лидия РЫЖАНКОВА.
Опубликовано в журнале «Здоровье и успех», № 1 за 1997 год.
Читайте также: