Три новые хирургические методики лечения храпа освоили специалисты Республиканского научно-практического центра отоларингологии. Две из них — первыми в Европе.
По словам директора РНПЦ отоларингологии Людмилы Макариной-Кибак, сам по себе храп — это не болезнь, а симптом такого достаточно серьезного заболевания, как синдром обструктивного апноэ сна. У людей с таким синдромом, когда они спят, останавливается дыхание, что может привести ко многим серьезным проблемам — например, резко повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний. Более того, человек может во время сна даже умереть. Статистики, сколько белорусов страдают от апноэ сна, пока нет, но специалисты уже работают над сбором информации.
— И мы уже видим, что таких людей достаточно много, — сообщила журналистам Людмила Макарина-Кибак. — Ежедневно к нам в центр обращаются в среднем пять человек, для которых храп превратился в настоящую проблему. Многие из них имеют избыточный вес. Безусловно, храп лечился в нашем центре и раньше, но недавно мы первыми в Европе (говорю это с гордостью) внедрили две новые методики — устанавливаем своим пациентам импланты мягкого неба и держатели подъязычной кости, которые фиксируют корень языка. Таким образом, язык во время сна не западает и человек спокойно дышит. Установлено уже 12 имплантов мягкого неба.
Как уверяет Людмила Макарина-Кибак, сейчас в центре освоены все методики по улучшению слуха, существующие в мире. Немаловажно, что высокотехнологичные виды оперативных вмешательств внедряются также и в областных центрах. Фактически в Беларуси уже ликвидирована очередь на кохлеарную имплантацию.
Суть этой методики следующая. В ушную раковину вживляется электрод, а снаружи — за ушной раковиной — закрепляется специальное устройство. Оно воспринимает звуковую информацию и передает ее в виде электрических сигналов через электрод в головной мозг. Таким образом происходит раздражение звукового центра за счет звуковых колебаний извне. Но это еще не означает, что глухой человек начинает слышать также, как и здоровый. Самый трудоемкий и ответственный этап — это послеоперационная реабилитация, главная цель которой научить разбираться в услышанных звуках и, что очень важно, научиться говорить. Этот высокотехнологичный вид медицинской помощи может быть реализован только командой специалистов, в которую входят врачи-сурдологи, сурдопедагоги, психологи и другие. С 2000 по 2007 год в нашей стране были выполнены только 23 кохлеарные имплантации, а с 2007 года и по сегодняшний день — 268. Сегодня система кохлеарных имплантаций — самая совершенная система помощи людям, для которых мир звуков недоступен.
Еще одна из изученных методик — костная имплантация системой ВАНА. Речь идет об оказании помощи детям с врожденными пороками развития наружного и среднего уха, у которых недоразвиты ушная раковина или слуховой проход и которым не подходят обычные слуховые аппараты воздушной проводимости.
— На сегодняшний день мы имеем возможность установить таким людям специальные аппараты костной проводимости, через которые человек начинает слышать. Звуковой процессор BАHА крепится к миниатюрной имплантированной части, что размещается на кости за ушной раковиной. Передача звука к слуховому нерву происходит напрямую по кости черепа, без задействования слухового прохода. Можем мы помочь и людям, у которых в результате врожденной аномалии или травматических повреждений отсутствуют ушные раковины. Например, нам пришлось оперировать девочку, у которой во время пожара сгорели внешние ушные раковины. Раньше, чтобы помочь таким людям, с реберной дуги брался хрящ и в несколько этапов их него формировалась ушная раковина — когда более успешно, а когда и менее. В мире и у нас и сегодня используется такая методика, она имеет право на жизнь. В то же время мы уже установили пациентам 5 искусственных ушных раковин, — сообщила Людмила Макарина-Кибак. — В месте обычного расположения ушных раковин пациенту сначала устанавливаются металлические опоры, на которые крепятся силиконовые ушные раковины. Они внешне совсем не отличаются от обычных ушных раковин, на них можно рассмотреть даже «сосудики», а их цвет подбирается под цвет кожи человека. Для того, чтобы в дальнейшем самим производить такие искусственные ушные раковины, мы для своего центра за спонсорские деньги закупаем лабораторию по изготовлению искусственных ушей. Появление аналогичных лабораторий планируется также во всех областных центрах, правда, в более отдаленной перспективе — с 2012 по 2015 годы.
Всего за 9 месяцев текущего года в РНПЦ отоларингологии было выполнено 3 289 хирургических вмешательств. Более трети из них относятся к сложным и высокотехнологичным.
Надежда Николаева, 26 ноября 2011 года.
Газета «Звязда», оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=89459
Читайте также: