«Моему сыну почти 5 лет, а он все никак не хочет учиться нести ответственность за свои поступки. Когда он упал — виноват кто-то другой, сломал игрушку — снова это не он, а другой ребенок в садике, если воспитательница сделала замечание — значит, она плохая, а не он в чем-то виноват. При этом мы с мужем стараемся никогда не давить на него авторитетом и не ругать за плохие поступки. Просто честно говорим, что огорчаемся, когда он обманывает, и стараемся на конкретных примерах объяснить, что хорошо, а что плохо…
Подскажите, как научить сына не врать и признавать свою вину».
Елена Васильченко, г. Минск.
На вопросы читателей отвечает старший преподаватель кафедры психологии Академии последипломного образования, психолог-консультант Елена Осипова:
— Елена, ответственное поведение ребенка пяти лет включает в себя не только умение нести ответственность за свои поступки, но также право самостоятельного принятия решений, право выбора, определенную степень волеизъявления, на которое может быть способен ребенок в этом возрасте. Развитие ответственного поведения ребенка — это составная часть работы по формированию его самостоятельности. Потребность в самостоятельности и независимости от взрослого, как в поступках, так и в желаниях, у ребенка особенно сильно проявляется, начиная с трех лет. В это же время появляется и устойчивое желание самоутвердиться. Родители же часто то ли из-за нехватки времени, то ли из-за неуверенности в силах и возможностях ребенка, то ли из-за желания уберечь его от травм и прочих неприятностей делают за него то, что малыш вполне мог бы делать самостоятельно. Ребенок в 5 лет уже способен включаться в полезную деятельность. Дети вообще очень активны и с большим удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, если ребенок принимает участие в настоящей работе, которую выполняют и взрослые. А стараясь делать все за ребенка, мы, взрослые, наносим ему большой вред, лишаем его самостоятельности, подрываем веру в собственные силы, приучаем надеяться на других и как бы оставляем его «маленьким».
Возвращаясь к вашему вопросу, Елена, могу предположить, что ваш сын как раз и демонстрирует поведение, свойственное детям младшего возраста. В системе ваших детско-родительских отношений у ребенка не сложилось представлений «что можно — что нельзя», «что хорошо, а что плохо». Попробуйте ответить себе на вопросы: достаточно ли ваш ребенок вовлечен в семейные дела? Есть ли у него установленные нормы и правила? Несет ли он ответственность за их неисполнение или все ограничивается поучительными беседами? Есть ли у него возможности для проявления самостоятельности? Думаю, после ответов на них вам многое станет понятным.
«Мы с мамой часто спорим и даже ругаемся на тему воспитания детей. Дело в том, что я не просто волнуюсь или критикую дочь за что-то, а объясняю, к каким последствиям приводит тот или иной поступок. У бабушки совсем другая педагогическая тактика: «Хорошие девочки так не делают!» Или «Будешь так ходить — все будут смеяться». И сколько я ни объясняю, что это не воспитание, а просто стремление сделать ребенка «послушным и удобным для взрослых», мама пропускает все мимо ушей, аргументируя, что нас с братом она вырастила хорошими людьми (хотя на самом деле до школы нас воспитывала бабушка). Честно говоря, я не знаю, как это остановить, если только не запретить отношения с внучкой вообще…»
Ирина, г. Брест.
— Ирина, ответственность за ребенка несут прежде всего родители. Если вы воспитываете дочь одна — вы и несете полную ответственность. И не важно, какая педагогическая тактика у вашей мамы, ведь только вы решаете, как воспитывать собственного ребенка. Мама может давать вам советы, а ваше право — прислушиваться к ним или нет. И к вашей же ответственности относится ограничение ребенка от негативного влияния прародителей. Я думаю, если мама почувствует вашу решимость, реальную угрозу отлучения от внучки, она сама скоро захочет изменить свою «тактику».
С другой же стороны, бабушки также играют важную роль в жизни своих внуков: они могут добавлять заботу и любовь, на которую у мамы и папы просто не хватает времени (ведь они много работают); у них есть возможность вместе с внуками проводить время на природе, читать книжки, рассказывать о своей жизни и о жизни прабабушек и прадедов, вообще об истории семьи. И это очень важно. Если ваша мама согласится на такую роль, примите ее помощь с благодарностью!
27 ноября 2014 года.
Источник: газета «Звязда», на белорусском: http://zviazda.by/2014/11/62311.html
Читайте также: