На вопросы читателей газеты «Звязда» отвечает старший преподаватель кафедры психологии Академии последипломного образования, психолог-консультант Елена Осипова.
«Этим летом у меня заканчивается отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, поэтому к детскому саду мы решили подготовиться немного заранее: ходим в ясли с марта. Но «ходим» — это на самом деле громко сказано. В сумме не наберется и 2 недель, которые мой малыш пробыл в группе. И это при том, что я отвожу его в садик максимум на два часа, больше никак не получается — он начинает плакать навзрыд, агрессивно себя вести, рвется к двери, чтобы одеваться и идти домой. А дома с ним все нормально, во дворе легко идет на контакт, играет с другими детьми. Наверное, мой ребенок — «несадиковский». Что же делать — может, устроиться в садик, куда ходит сын, помощником воспитателя, чтобы быть рядом с ним?»
Ольга Максимович, г. Минск.
Ольга, настоящих «несадиковских» детей, к счастью, не так уж и много. В основном это дети с тяжелыми хроническими болезнями. В принципе, все остальные дети, несмотря на бесконечное разнообразие их индивидуальных особенностей, вполне «садиковские». И тревожным, и ослабленным, и агрессивным, и чувствительным детский сад не противопоказан. Более того — отклонения в поведении ребенка лишь усиливают необходимость в детской среде как важном условии адаптации в обществе.
Всякое изменение условий жизни, требующее адаптации, является сильным стрессом для организма. Стресс, в частности, проявляется в том, что ребенок слабеет, у него снижается сопротивляемость к инфекциям. К тому же в детском коллективе значительно выше вероятность инфицирования ребенка, чем дома. Всякий здоровый малыш может быть носителем микроорганизмов, на которые он сам не реагирует, так как для него они «свои», а для другого они могут послужить причиной болезни. Мамы же обычно думают, что ребенка в садике «застудили».
Самое важное, что следует иметь в виду: причина постоянных простуд и хронических ОРЗ зачастую не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется — бегство в болезнь. Только не надо думать, что ребенок простужается нарочно, так как мечтает остаться дома. Это желание подсознательное, он не понимает сути своих устремлений. И организм подчиняется этой скрытой тенденции, начинает демонстрировать удивительную слабость, с легкостью попадает под всякое отрицательное влияние, отказывается противостоять вирусам. Поэтому меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданы и целесообразны; но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка.
Чаще всего подвержены психологически тяжелой адаптации к детсаду дети, которые еще дома никак не отпускали маму от себя, а еще более вероятно, что мама сама имеет повышенную тревожность и не отпускала от себя ребенка…
Какие меры могут предпринять родители в такой ситуации? Во-первых, разобраться со своим собственным состоянием и своими страхами: пока ребенок будет чувствовать тревогу матери, он будет «несадиковским». Во-вторых, необходимо иметь уверенность, что не только ваш ребенок «подходит» детскому саду, но и конкретный сад подходит вашему ребенку. Родителям нужно убедиться, достаточно ли благоприятная и комфортная для ребенка атмосфера выбранного дошкольного учреждения. Важно также, какое впечатление оставляют воспитатели. Если воспитатель вам несимпатичен, это еще не значит, что он плохой профессионал и злой человек. Но это повод задуматься, ведь ваша первая, эмоциональная, оценка, скорее всего, свидетельствует о серьезном расхождении во взглядах, ценностях, самом стиле поведения воспитателя и родителей. И эту несогласованность ребенок может воспринимать обостренно, мучительно подстраиваясь то под один, то под другой стиль. Если атмосфера определенного дошкольного учреждения вас не устраивает, серьезно подумайте о переводе ребенка в другой садик. Но этот шаг приемлем только однажды или дважды. Если же в поисках лучшего места вы превратите жизнь ребенка в кочевую, то тем самым лишите его стабильности и введете в бесконечный стресс.
Не надо переоценивать негативные переживания ребенка. Опытные педагоги замечают, что даже те дети, которые с рыданиями умоляют маму не оставлять их в саду, через несколько минут после ее ухода успокаиваются и включаются в игры с друзьями. Если же ребенок чувствует, что мать переживает страх за него, если протестами ему удалось посеять в сердце матери сомнения или даже ощущение вины, то он с удвоенной настойчивостью примется воздействовать на мать всеми доступными средствами. Чтобы этого избежать, можно договориться о том, чтобы ребенка в садик отводил отец — папы вообще более трезво относятся к эмоциональным реакциям детей.
Если во время декретного отпуска вы постоянно, неотлучно оставались рядом с ребенком, то теперь постарайтесь, чтобы с ним чаще были папа, бабушка или дедушка. Приучайте ребенка ненадолго отпускать вас, постепенно увеличивая продолжительность своего отсутствия. На это время важно, чтобы другие родственники занимали малыша интересными для него вещами. Вы делаете правильно, расширяя круг общения своего ребенка.
Но может случиться и так, что, несмотря на все усилия, не удастся преодолеть неприятие ребенком садика. Когда совершенно очевидно, что ребенку в садике плохо, и минусы общественного воспитания перевешивают все плюсы, все равно не торопитесь навешивать на малыша ярлык безнадежно «домашнего». Чтобы получить совет, как выйти из ситуации, лучше обратиться к специалисту-психологу за очной консультацией.
19 июня 2014 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2014/06/43467.html
Читайте также: