Штирлиц спал, но знал, что ровно через 20 минут он проснется бодрым и полным сил…
На днях разговаривал с одной первокурсницей, которая пожаловалась, что ей постоянно хочется спать. Я подумал, что эта проблема актуальна для всех студентов и не только. И решил рассказать про собственный опыт борьбы с сонливостью.
Больше всего мне хотелось спать на первом курсе и немножко меньше — на третьем. Прочины простые:
- большое количество соседей по комнате общежития (первокурсников селили по четыре, остальных — по три),
- «плавающее» расписание занятий по дням недели,
- разное время начала занятий у разных групп,
- стресс из-за переезда в другой город и необходимости осваивать новые логистические схемы.
Вскоре я заметил, что желание поспать очень мешает учебе, потому что все силы уходят на борьбу со сном, а на усвоение знаний мало что остается. Особенно я любил поспать во время сессии (дополнительно пару часов днем), когда готовился к экзаменам. В невыспавшемся состоянии я вообще не мог полноценно повторять большой объем информации. Известно, что во время сна мозг не только отдыхает, но и перерабатывает и усваивает полученную ранее информацию (например, бессонная ночь на 25% снижает умственные способности). Где-то читал, что чем лучше развит мозг и выше интеллект, тем сложнее и интереснее сны человек способен видеть.
Первый курс я промучался, а на втором курсе удалось изобрести для себя хороший способ борьбы с сонливостью и желанием поспать. Он заключается в том, чтобы сидя подремать в течение 15-20 минут (реже до 25-30 минут), отключившись от окружающего мира. Между учебными парами у нас были «форточки» (свободное время), поэтому я предпочитал забраться в конец читального зала в библиотеке БГМУ и там подремать, сидя за столом. Техника проста: сидя за столом, кладешь спереди руки (почти как в первом классе), опускаешь на них голову, расслабляешься и пытаешься заснуть.
Полезные советы:
- позаботьтесь, чтобы вас никто не отвлекал во время такого отдыха (в том числе мобильник), т.к. насильственное пробуждение переносится довольно тяжело.
- лучше всего дремать после еды (посещения столовой). Голодному человеку сложнее отключиться, т.к. преобладает тонус симпатической нервной системы.
- если спать сейчас не хочется, но впереди долгое и скучное занятие, можно попытаться подремать «через силу». Как выяснилось, сама попытка уснуть является хорошей профилактикой сонливости.
Такая дрема у меня имела один выраженный своеобразный эффект — частые гипногогические (гипнопомпические) галлюцинации (от греч. hypnos — сон). Это очень яркие и детальные зрительные обманы восприятия, которые возникают у психически здоровых людей в период между бодрствованием и сном. Они больше похожи на псевдогаллюцинации, чем на истинные галлюцинации (нет связи с реальной обстановкой). Гипногогические галлюцинации бывают чаще при засыпании, чем при пробуждении. Это могут быть мелькающие сцены, лица людей или какие-либо небольшие сценки. Наблюдая гипногогические видения, человек в них не участвует, не напрягается и спокойно реагирует на происходящее (в отличие от сновидений, где человек сам является героем происходящего). Гипногогические галлюцинации чаще бывают у малышей, а у врослых встречаются редко. Появляются хаотично, их может не быть несколько месяцев или лет. Считается, что такие галлюцинации хотя бы раз в жизни видел каждый человек, но не каждый о них помнит. Кстати, этот вид галлюцинаций может быть одним из первых предвестников «белой горячки» или другого интоксикационного психоза (но мне пока везло ).
Дремы 15-20 минут вполне хватает на следующих 3-4 часа. Потом при необходимости можно повторить. Мои наблюдения неплохо согласуются с методикой сна Леонардо да Винчи, который (как считается) спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая тем самым общую продолжительность суточного сна до 1,5 часов. Однако ночного сна я не избегал.
Подремать, конечно, дело хорошее, но не всегда возможное. Например, если важная лекция (на которой нельзя спать) стоит в расписании на 8-00. В этом случае я использовал утром известный психостимулятор — кофеин в виде кофе или чая, хотя не являюсь сторонников стимуляторов и обычно их избегаю. Если у вас мало времени, то кофе пить не обязательно — достаточно просто разжевать и проглотить обычную дозу растворимого кофе. Или же съесть 20-40 г горького шоколада.
А как боролись со сном в студенческие годы вы?
Читайте также:
Спасибо за статью, интересный способ!
Как ни странно, в студенческие годы совсем не было той жуткой сонливости, что я сейчас наблюдаю за собой порой на рабочем месте, да так, что кофе не помогает. Не помню, чтобы когда-либо заснул на лекции. Тогда успешно «досыпывал» во время поездки в автобусе или маршрутке, благо дорога в универ и обратно занимала 2-2,5 часа.
фенотропил пробуждает всегда! если нужно быть отдохнувшей и свежей, накануне нужно выспаться — мелаксен за 40 минут до сна. Рекомендую терапевтическую дозу, хотя передозировка безвредна, но бесполезна, это не список…
Комментарий автора сайта:
А я всегда спала днем часа 2-3. Ночью часов 5, потому что я сова.
Кстати дневной сон снижает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.
Спасибо огромное за статью! Когда-то слышал, что даже Леонардо да Винчи приблизительно такой способ использовал тоже.
Сон я так понимаю для восстановления сил. Вообще стараюсь не спать днём. После дневного сна голова начинает работать хуже и почему-то то же самое наблюдаю если ночью проснулся и потом лечь спать. Для восстановления сил предпочитаю пройтись пешком именно это даёт силы.
Хорошо помогает контрастный душ по утрам. До обеда спать не хочется. Но вот после обеда….
Я стараюсь во время нахождения в унисерситете не наедаться на перерывах, то есть съесть что-нибудь действительно полезное и нужное организму (суп, салат), но не до такого состояния, когда потом только и хочется, что вырубиться на лекции Ещё, как это ни странно, в этом помогает подготовка к занятиям, потому что когда ты на паре » не в теме» это как ничто иное способно вогнать в сон!
Cпать днем 1-1.5 часа я начал с 9 класса. Были большие нагрузки в школе. Учась в вузе продолжал. (Нагрузки в меде тоже не хилые). С 3 курса приловчился спать на лекциях. Садился на задние ряды, опускал голову на стол и отключался на 10-15 минут. Этого времени вполне хватало. Если помните, Штирлиц тоже пользовался таким способом
Спать днем не любила никогда, даже тихий час с самим ограничением в час для меня было мучением, мозг в работе, и тело тоже не может отключаться. Но на первом курсе университета тоже стала отмечать, что на лекции прямо вырубает. Обучение у меня было вечерним с 18 до 21 часов.
Сначала я спала первую половину лекций, было стыдно спать прямо на лекции, но ничего сделать было нельзя, с работы сразу на лекцию с перерывом в час. После зимней сессии я стала думать, что делать. И нашла выход спать до лекции после работы, в библиотеке или столовой, также сложив голову на руки. Лучше всего была столовая, и поел, и забрался в уголок, и когда проснулся еще раз чайку и на лекцию. Хватало 30 минут, иногда 40.
На третьем курсе появилась привычка, что после работы еще и учеба и организм перестал вырубаться и тут я стала наблюдать как вырубаются мои однокурсницы, которые в этот момент только устроились на работу)… и смешно, и сочувствие, и понимание.
Я тоже любил после обеда в библиотеке или в другом месте дремануть сидя минут 10-15, это хорошо помогало. А если в кровать, то это надолго и сбивает с дневного ритма.