Обучение, как и забывание, — также неравномерный процесс.
Кривая обучения показывает зависимость между производительностью человека и временем, потраченным на обучение.
- Вначале учащийся только приступает к изучению предмета, знакомится с ним, усваивает новые понятия. Это медленное начало.
- Затем наступает этап успешной учебы, когда количество изученного прямо пропорционально потраченным усилиям.
- Через некоторое время обучаемый может выйти на ровный участок кривой обучения (плато), где не делает особых успехов в учебе. В большинстве случаев данный этап является временным. Иногда к стадии плато приводит отсутствие мотивации, возможно также, что здесь сказывается потребность в пересмотре того, что человек выучил до этого момента, прежде чем он сможет двигаться дальше.
А сейчас я расскажу про «метод штурма». На носу первое сентября, начало учебного года и этот метод может очень пригодиться.
Перед началом глубокого и основательного изучения предмета рекомендуется получить общее представление о нем, узнать составные части и особенности. Для этого используется «метод штурма» — прочтение всего учебника за 1 день с помощью быстрого чтения. Получается чтение со скоростью 1 — 1.5 минуты на страницу.
В идеале так желательно прочитать каждый предмет перед началом учебного года, лучше в свободный от занятий день. Добавлю от себя, что вряд ли возможно читать методом штурма учебники по высшей математике. Читать следует быстро, но внимательно (то есть желательны навыки быстрого чтения). Насколько я понимаю, метод штурма позволяет преодолеть медленное начало на кривой обучения и сразу перейти к эффективной учебе.
Что дает метод «штурма»?
- Во-первых, перед вами выстраивается зрительная панорама всего предмета, всего учебного курса и его составляющих.
- Во-вторых, последующее изучение предмета в течение учебного года представляет собой процесс припоминания уже известного. Также вы легко встраиваете изучаемые части в общую картину.
Приведу пример.
На втором курсе на зимних каникулах я от нечего делать прочитал всю вирусологию в учебнике по микробиологии. Конечно, я не запомнил особенности каждого вируса, но общее представление о них получил просто замечательное. Когда после каникул мы взялись за изучение общих свойств вирусов, только я один мог внятно на занятии отвечать преподавателю, которая в конце опроса даже поставила меня в пример, как надо готовиться к занятию. Впоследствии на экзамене по микробиологии я нисколько не боялся за свои знания по вирусологии.
Если вы записались в автошколу, полезно до начала занятий полностью прочитать «Правила дорожного движения». Учиться будет намного легче.
Чтобы хорошо знать предмет, недостаточно изучить только один учебник. Очень полезно «методом штурма» быстро прочитать дополнительную литературу по теме. Известно, что идеальных учебников не бывает, поэтому в дополнительной литературе можно найти разъяснение непонятных вопросов или увидеть другие взгляды на проблему, что весьма полезно. Изучаемый предмет станет восприниматься более целостно. В этом режиме чтения ярко проявляется эффект непроизвольного запоминания: нужно запоминается само собой, без всяких усилий. Получится реальное улучшение памяти.
От посещения этой библиотеки отказаться очень трудно.
Остается только 1 вопрос — где взять столько времени на чтение? А для этого и нужно осваивать технику быстрого чтения. Если вы учитесь в школе, обязательно позанимайтесь несколько месяцев (можно самостоятельно по книгам). Навыки останутся на всю жизнь и не раз пригодятся.
Круто, хорошие советы. Особенно про ПДД перед автошколой.
Спасибо за такие замечательные статьи! У меня почти такая же система обучения. Единственный минус — некогда было осваивать технику быстрого чтения. Очень жалею. В одной статье Вы писали, что после первого курса поняли, что изучить можете ВСЕ. Это действительно так, когда учишься в медицинском! (Я, правда, только в колледже)
В изучении иностранных языков простой на плато будет следствием упадка мотивации и прекращение усложнения изучаемого материала.